В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перерастает в речевое творчество, а с точки зрения более глобальных задач к пониманию целостной картины мира. Участие в театрализованной деятельности способствует расширению словарного запаса детей, обогащению образными выражениями, таким образом, речь становится наиболее выразительной и образной.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, картина мира, развитие познавательной деятельности, творчество, развитие речи, интеграция, педагогические условие.
Театрализованная деятельность, встроенная в деятельность детей дошкольного возраста, способствует формированию специфического вида познания, проявляемого в форме разнообразных эмоциональных образов, в которых происходит отражение внешней реальности через разнообразные ощущения. Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию познавательной деятельности, как необходимого компонента интеллектуального развития ребенка, которое не сводится к пассивной констатации фактов, а проходя через активное сопереживание, способствует формированию устойчивых знаний о функционировании внешнего, окружающего его мира.
Мир персонажей, как отрицательных, так и положительных, в свою очередь способствуют зарождению социальных чувств и эмоциональных отношений к происходящим во внешнем мире событиям и поступкам, носящих не только личностный характер, что обуславливает эмпатию и содействие. Такой подход к конструированию методики, направленной на формирование целостной картины мира дошкольников, в значительной степени определил общую стратегию нашего исследования, и позволил сформулировать основные принципы, согласно которым был осуществлен отбор содержательного компонента авторской методики. Исходя из вышесказанного, мы можем констатировать, что методика, позволяющая формировать у дошкольников целостное восприятие картины мира, должна базироваться на следующих принципах: деятельности (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); амплификации развития (насыщение детской деятельности) (А. В. Запорожец), цельности аффекта и интеллекта (Л. С. Выготский), сущность которого заключается в обязательном насыщении эмоциональной жизни дошкольника в процессе осуществления им разнообразных видов деятельности; интеграции знаний (Н. Ф. Виноградова); комплексности, отражающейся в концентрированности содержания знаний в темах занятий; учета возрастной актуализации знаний. При организации театрализованной деятельности в ДОО необходимо учитывать ряд педагогических условий, способных оказать значимое влияние на формирование у детей целостного восприятия картины мира, а именно:
– организация театрализованной деятельности детей в нерегламентированное утреннее или вечернее время;
– обязательную интеграцию рассматриваемой нами деятельности в единстве с другими видами деятельности, включая музыкальную и изобразительную деятельность, а также занятия по родному языку и знакомству с окружающим природным и окружающим миром;
– все организованные занятия должны быть осуществлены в малочисленных группах, позволяющих осуществить индивидуальный подход к детям;
– формирование групп должно происходить каждый раз, в зависимости от содержания планируемых занятий;
– все занятия должны одновременно реализовывать познавательную, воспитательную и развивающую функции;
– содержательная составляющая, формы и используемые методы должны быть направлены на одновременное достижение, таких целей, как: развитие речи и формирование навыков театрально-исполнительской деятельности, создание творческой атмосферы и способствовать социально — эмоциональному развитию каждого ребенка; содержание каждого занятия должно включать в себя знакомство с текстом, с жестами и мимикой, разнообразным движениям, т. е. «знаками», так называемого визуального языка, способствующего формированию высокой степени выразительности исполнения.
В этой связи, перед воспитателем непосредственно выдвигаются две главные задачи:
– четкое понимание направленности, глубины и серьезности переживаний каждого ребенка, задействованного в театрализованной деятельности
– умение создавать особые условия, способные помочь ребенку проявить активность в театрализованной деятельности, выразив всю глубину своих чувств.
С целью реализации поставленных задач, на наш взгляд необходимо использование методических приемов, способных оптимизировать процесс эффективной организации театрализованной деятельности, а именно:
– предоставление возможности детям самостоятельно осуществлять выбор роли или персонажа;
– постоянная ротация при распределении ролей между детьми, вводя в активную деятельность робких и застенчивых;
– распределение персонажей посредством вытягивания карточек со схематичным изображением роли предполагаемого действия;
– круговой метод, используемый при распределении ролей с целью проигрывания всех персонажей каждым ребенком по очереди.
В процессе разработки наиболее продуктивной, с нашей точки зрения, методики планирования и организации театрализованных занятий, мы обособили ведущие её формы, в частности: индивидуальная работа, как деятельность, направленная на совместное осуществление с ребенком. Использование названной формы, обусловлено наличием в ней тесного взаимодействия всех участников театрализованной деятельности, педагогом и дошкольником, что дает наиболее широкий спектр возможностей педагогу в понимании направления и характера происходящих внутри ребенка переживаний, устанавливая при этом текущие проблемы ребенка, на устранение которых следует обратить повышенное внимание.
Подобные занятия выступают в качестве начального — подготовительного этапа к предстоящей деятельности, на протяжении которого происходит систематизация, анализ, обобщение и при необходимости дополнение ранее имеющихся у дошкольников знаний, умений и навыков.
Среди театрализованных игр мы, согласно классификации, Л. В. Артемовой выделяем игры драматизации и режиссерские игры. Создание предметно-пространственной среды, как одного из средств, используемых при организации процесса театрализованной деятельности, целенаправленной на развитие личностных качеств ребенка, выступающей источником его личностных знаний, развития творческих способностей и получения социального опыта. Предметно-пространственная среда, одновременно является и формой самообразования ребенка, также играет существенную роль в процессе разработки и внедрения методики проведения театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
В этой связи, необходимо подчеркнуть значимость учета особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка, т. е. его интересов, склонностей, степени любознательности, уровня развития творческих способностей, предпочтений и потребностей. Не стоит забывать и об социально-психологических его особенностях, отражающихся в степени его социализации, определяемой желанием ребенка принимать активное участие в совместной деятельности со своими сверстниками, либо более развитую потребность в уединении. Это выдвигает необходимость обустройства двух зон: «театрализованной зоны» и «зоны уединения», в которой ребенок может остаться наедине с собой, продолжая репетировать вверенную ему роль или просто просматривая иллюстрации к предполагаемому спектаклю.
В этой связи, в подобной театрализованной деятельности ребенок в первую очередь получает необходимую информацию об окружающем его мире, основных законах общества, о многообразии человеческих отношений, и во- вторых, учится гармонично жить в этом мире, выстраивая свои взаимоотношения, что требует его немалой творческой активности. Выше, мы обосновали значимость театрализованной деятельности дошкольника, посредством которой он приобретает умения и навыки игрового поведения, развивает свою эмоциональную и эстетическую сферы, осваивает навыки общения, как со своими сверстниками, так и со взрослыми.
Литература:
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада.—М.: Просвещение, 1991.— 127 с;
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Психология развития. — СПб, 2001. — С. 56–79.
- Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования / М. Б. Зацепина. — М.; ТЦ Сфера, 2010–128 с.
- Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 160 с.
- Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, A. B. Запорожца. — М., 1995. — 263
- Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М., 2012. — 228 с.