Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 10.12.2019

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Максимова, С. М. Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников / С. М. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 503-505. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64912/ (дата обращения: 16.10.2024).



В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перерастает в речевое творчество, а с точки зрения более глобальных задач к пониманию целостной картины мира. Участие в театрализованной деятельности способствует расширению словарного запаса детей, обогащению образными выражениями, таким образом, речь становится наиболее выразительной и образной.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, картина мира, развитие познавательной деятельности, творчество, развитие речи, интеграция, педагогические условие.

Театрализованная деятельность, встроенная в деятельность детей дошкольного возраста, способствует формированию специфического вида познания, проявляемого в форме разнообразных эмоциональных образов, в которых происходит отражение внешней реальности через разнообразные ощущения. Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию познавательной деятельности, как необходимого компонента интеллектуального развития ребенка, которое не сводится к пассивной констатации фактов, а проходя через активное сопереживание, способствует формированию устойчивых знаний о функционировании внешнего, окружающего его мира.

Мир персонажей, как отрицательных, так и положительных, в свою очередь способствуют зарождению социальных чувств и эмоциональных отношений к происходящим во внешнем мире событиям и поступкам, носящих не только личностный характер, что обуславливает эмпатию и содействие. Такой подход к конструированию методики, направленной на формирование целостной картины мира дошкольников, в значительной степени определил общую стратегию нашего исследования, и позволил сформулировать основные принципы, согласно которым был осуществлен отбор содержательного компонента авторской методики. Исходя из вышесказанного, мы можем констатировать, что методика, позволяющая формировать у дошкольников целостное восприятие картины мира, должна базироваться на следующих принципах: деятельности (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); амплификации развития (насыщение детской деятельности) (А. В. Запорожец), цельности аффекта и интеллекта (Л. С. Выготский), сущность которого заключается в обязательном насыщении эмоциональной жизни дошкольника в процессе осуществления им разнообразных видов деятельности; интеграции знаний (Н. Ф. Виноградова); комплексности, отражающейся в концентрированности содержания знаний в темах занятий; учета возрастной актуализации знаний. При организации театрализованной деятельности в ДОО необходимо учитывать ряд педагогических условий, способных оказать значимое влияние на формирование у детей целостного восприятия картины мира, а именно:

– организация театрализованной деятельности детей в нерегламентированное утреннее или вечернее время;

– обязательную интеграцию рассматриваемой нами деятельности в единстве с другими видами деятельности, включая музыкальную и изобразительную деятельность, а также занятия по родному языку и знакомству с окружающим природным и окружающим миром;

– все организованные занятия должны быть осуществлены в малочисленных группах, позволяющих осуществить индивидуальный подход к детям;

– формирование групп должно происходить каждый раз, в зависимости от содержания планируемых занятий;

– все занятия должны одновременно реализовывать познавательную, воспитательную и развивающую функции;

– содержательная составляющая, формы и используемые методы должны быть направлены на одновременное достижение, таких целей, как: развитие речи и формирование навыков театрально-исполнительской деятельности, создание творческой атмосферы и способствовать социально — эмоциональному развитию каждого ребенка; содержание каждого занятия должно включать в себя знакомство с текстом, с жестами и мимикой, разнообразным движениям, т. е. «знаками», так называемого визуального языка, способствующего формированию высокой степени выразительности исполнения.

В этой связи, перед воспитателем непосредственно выдвигаются две главные задачи:

– четкое понимание направленности, глубины и серьезности переживаний каждого ребенка, задействованного в театрализованной деятельности

– умение создавать особые условия, способные помочь ребенку проявить активность в театрализованной деятельности, выразив всю глубину своих чувств.

С целью реализации поставленных задач, на наш взгляд необходимо использование методических приемов, способных оптимизировать процесс эффективной организации театрализованной деятельности, а именно:

– предоставление возможности детям самостоятельно осуществлять выбор роли или персонажа;

– постоянная ротация при распределении ролей между детьми, вводя в активную деятельность робких и застенчивых;

– распределение персонажей посредством вытягивания карточек со схематичным изображением роли предполагаемого действия;

– круговой метод, используемый при распределении ролей с целью проигрывания всех персонажей каждым ребенком по очереди.

В процессе разработки наиболее продуктивной, с нашей точки зрения, методики планирования и организации театрализованных занятий, мы обособили ведущие её формы, в частности: индивидуальная работа, как деятельность, направленная на совместное осуществление с ребенком. Использование названной формы, обусловлено наличием в ней тесного взаимодействия всех участников театрализованной деятельности, педагогом и дошкольником, что дает наиболее широкий спектр возможностей педагогу в понимании направления и характера происходящих внутри ребенка переживаний, устанавливая при этом текущие проблемы ребенка, на устранение которых следует обратить повышенное внимание.

Подобные занятия выступают в качестве начального — подготовительного этапа к предстоящей деятельности, на протяжении которого происходит систематизация, анализ, обобщение и при необходимости дополнение ранее имеющихся у дошкольников знаний, умений и навыков.

Среди театрализованных игр мы, согласно классификации, Л. В. Артемовой выделяем игры драматизации и режиссерские игры. Создание предметно-пространственной среды, как одного из средств, используемых при организации процесса театрализованной деятельности, целенаправленной на развитие личностных качеств ребенка, выступающей источником его личностных знаний, развития творческих способностей и получения социального опыта. Предметно-пространственная среда, одновременно является и формой самообразования ребенка, также играет существенную роль в процессе разработки и внедрения методики проведения театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

В этой связи, необходимо подчеркнуть значимость учета особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка, т. е. его интересов, склонностей, степени любознательности, уровня развития творческих способностей, предпочтений и потребностей. Не стоит забывать и об социально-психологических его особенностях, отражающихся в степени его социализации, определяемой желанием ребенка принимать активное участие в совместной деятельности со своими сверстниками, либо более развитую потребность в уединении. Это выдвигает необходимость обустройства двух зон: «театрализованной зоны» и «зоны уединения», в которой ребенок может остаться наедине с собой, продолжая репетировать вверенную ему роль или просто просматривая иллюстрации к предполагаемому спектаклю.

В этой связи, в подобной театрализованной деятельности ребенок в первую очередь получает необходимую информацию об окружающем его мире, основных законах общества, о многообразии человеческих отношений, и во- вторых, учится гармонично жить в этом мире, выстраивая свои взаимоотношения, что требует его немалой творческой активности. Выше, мы обосновали значимость театрализованной деятельности дошкольника, посредством которой он приобретает умения и навыки игрового поведения, развивает свою эмоциональную и эстетическую сферы, осваивает навыки общения, как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада.—М.: Просвещение, 1991.— 127 с;
  2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Психология развития. — СПб, 2001. — С. 56–79.
  3. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования / М. Б. Зацепина. — М.; ТЦ Сфера, 2010–128 с.
  4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 160 с.
  5. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, A. B. Запорожца. — М., 1995. — 263
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М., 2012. — 228 с.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, занятие, дошкольный возраст, интеллектуальное развитие ребенка, познавательная деятельность, предметно-пространственная среда, процесс разработки, развитие речи, целостное восприятие картины мира.


Похожие статьи

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста

Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольно...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

В дошкольном возврате игра — основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре происходят моменты тренировки социальной личности. Общее образование на первое место выводит идею развития ...

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах

В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Особенности эмоционального отношения детей к своим работам по изобразительному искусству

Автор рассматривает развитие эмоциональной сферы дошкольника как основу формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Как вид изобразительной деятельности, рисование ребенка-дошкольника развивается по...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе

В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...

Похожие статьи

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста

Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольно...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

В дошкольном возврате игра — основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре происходят моменты тренировки социальной личности. Общее образование на первое место выводит идею развития ...

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах

В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Особенности эмоционального отношения детей к своим работам по изобразительному искусству

Автор рассматривает развитие эмоциональной сферы дошкольника как основу формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Как вид изобразительной деятельности, рисование ребенка-дошкольника развивается по...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе

В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...

Задать вопрос