Статья посвящена проблемам законодательного урегулирования «дискриминации» на международном и национальном уровне. Рассмотрена дискриминация в некоторых государствах и проведен сравнительный анализ.
Ключевые слова: дискриминация, права и свободы граждан, нормы права, гарантии, равноправие, защита прав.
The article is devoted to the problems of legislative settlement of «discrimination» at the international and national levels. Discrimination in some states is considered and the comparative analysis is carried out.
Key words: discrimination, rights and freedoms of citizens, law, warranty, equality, protection of rights.
Права граждан охраняются законом и направлены непосредственно на удовлетворение интересов человека. Практически во всех международно-правовых актах, так или иначе касающихся прав человека, содержатся нормы, запрещающие дискриминацию. Такие нормы непосредственно содержатся в Уставе ООН 1945 года, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года [1].
Но все же, несмотря на довольно частое употребление термина «дискриминация», в международном праве нет устоявшегося определения данному понятию. Вопрос о том, что же все-таки можно считать дискриминацией и в чем она проявляется до сих пор остается открытым.
Исходя из доктринальных мнений и законодательной базы, дискриминацией считается ограничение прав и свобод человека и гражданина по каким-либо признакам. Однако объем и перечень таких признаков не является исчерпывающим. Это следует, прежде всего, из существующего понятия, содержащегося в статье 19 Конституции Российской Федерации [7], которая закрепляет три основные гарантии, предоставляемые государством. К ним относятся: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, а также других обстоятельств; равенство мужчин и женщин.
При этом ни один акт не содержит толкования такого понятия как «другие обстоятельства» и что оно в себя включает. Не совсем ясно, что же хотел сказать законодатель, оставляя этот перечень открытым.
В международно-правовых актах данные гарантии имеют закрепление в разных нормах. Например, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека ООН [2], «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона». Каждый человек имеет право на эффективное восстановление своих прав компетентными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Такой принцип закреплен и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах закрепляет равенство всех людей перед законом и наличие права на равную защиту закона без какой-либо дискриминации.
Наиболее широкий перечень содержит в себе Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий». [4] Он включает в себя всякое различие, недопущение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения, приводящие к уничтожению или нарушению равенства возможностей в области труда и занятий.
Некоторые государства применяют также дополнительные обстоятельства, гарантирующие равноправие граждан вне независимости от состояния их здоровья, трудовой или общественной деятельности. Такой принцип закреплен в Конституции Финляндии. А вот дискриминация по признаку служебного положения или принадлежности к политическим партиям и профсоюзным, общественным объединениям наиболее ярко выражена в Конституции Азербайджанской Республики. Хорватия в своей конституции делает акцент на общественном положении и образовании, Грузия — на место жительства, а Швейцарии выявляет немаловажным обстоятельством образ жизни, физической, духовной или психической инвалидности.
Трудовое законодательство посвящает отдельную статью широким возможностям трудящихся и указывает на существование некоторых исключений, отдающих предпочтение определенным категориям лиц. Это связано непосредственно с видом труда и требованиями, установленными федеральным законом.
Определение дискриминации в российском законодательстве содержится в Кодексе об административных правонарушениях [8] и характеризуется как «нарушение прав, свобод, законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам».
В международном праве выделяют две ключевые формы дискриминации. Первая-дискриминация де-юре, или как ее еще называют, правовая дискриминация, которая закреплена на международном уровне. Вторая форма — дискриминация де-факто, то есть неофициальная дискриминация, которая укоренилась в социальных обычаях на нормах морали и чаще всего ее не принимают во внимание на законодательном уровне.
Неофициальная дискриминация чаще всего проявляется доминирующей группой в отношении меньшинства при использовании официально зафиксированных преимуществ. Группа, испытывающая какие-либо притеснения, не может доказать свою невиновность и следовательно, исходя из ущемления своих прав, не имеет возможности заявить об этом.
При внесении изменений в законодательную базу есть возможность ликвидировать правовую дискриминацию, в то время как неофициальную не так-то просто искоренить. Это связано с тем, что неофициальная дискриминация формируется в течение достаточно продолжительного времени и коренится в обычаях или социальных институтах.
Достаточно широкое значение отведено «расовой дискриминации», которая урегулирована отдельной нормой Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации [6] и дает этому понятию следующее определение: «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни».
Расовая дискриминация всегда ассоциировалась с подавлением чернокожих белыми. Данное понятие получило свое закрепление непосредственно из-за тесной связи с цветом кожи человека, хотя на сегодняшний день такое использование считается некорректным.
Большую популярность в США получила «положительная дискриминация» или другими словами «дискриминация наоборот». Данное понятие обозначает совокупность мероприятий, проводимых с целью устранения дискриминации путем предоставления преференций гражданам, оказавшимся в невыгодном положении.
В Королевстве Швеция дискриминация регулируется Законом о запрете дискриминации. Он предназначен для защиты прав и возможностей вне зависимости от пола, гендерной идентичности, этнической принадлежности, религиозных и иных убеждений, инвалидности, сексуальной ориентации и возраста.
Кроме того, в отдельный вид выделяют дискриминацию, получившую название харрасмент. Этот термин объединяет различного рода действия и поступки, затрагивающие личное пространство или нарушающие неприкосновенность частной жизни, унижающие человека, приводящие к созданию неблагоприятной ситуации для него, вызывающие чувство стыда или страха за свою жизнь.
В японских источниках «дискриминация» обозначается словом «сабэцу». К ней относятся: во-первых, дискриминация при трудоустройстве, получении образования или вступлении в брак, во-вторых, такие явления, как анонимная рассылка писем дискриминационного содержания, массовые интернет-атаки на некоторые сайты и почтовые адреса, дискриминационные анонимные высказывания на общедоступных ресурсах в сети интернет.
Однако в современной Японии не существует законодательства, которое хоть как-то ограничивало бы дискриминацию при приеме на работу. Дискриминация при трудоустройстве проявляется в нежелании руководства предприятий принимать на работу жителей или уроженцев поселков бураку, несмотря на личностные качества, образование и квалификацию соискателя.
Дискриминация может быть как прямой — в тех случаях, когда работодатель откровенно заявляет об отказе в приеме на работу по причине того, что соискатель является жителем или уроженцем поселения бураку; так и непрямой — в случае, когда человек подвергается дискриминации на рабочем месте со стороны начальства или коллег.
Организация Объединенных Наций наряду с международными организациями проводят активные мероприятия, направленные на борьбу с различными формами и проявлениями дискриминации, носящие пропагандистский характер. К таким относятся: Международный день борьбы с гомофобией, Международный день по борьбе за ликвидацию насилия в отношении детей и женщин, Международный день мигранта, Международный день памяти жертв работорговли и ее последующей ликвидации. Очень популярны мероприятия по борьбе с расовой дискриминацией, которая по-прежнему лидирует по числу проявлений во всем мире, не только на международном, но и на внутригосударственном уровне, в тех странах, где присутствует мультикультурность. Благодаря этому пропагандируется толерантное и равное отношение ко всем категориям граждан.
Если проводить сравнительный анализ представленных норм, то можно сделать вывод о том, что национальное законодательство содержит далеко не весь перечень обстоятельств, на которые можно ссылаться, как на дискриминирующие. И может быть есть необходимость внести дополнительные основания, которые будут охраняться законом от дискриминации.
Несомненно, практика Конституционного Суда Российской Федерации в целом является единообразной, но в ряде случаев показывает несистемность подхода и неясность критериев в отношении как установления позитивной дискриминации, выявляет проблему соблюдения Конституционным Судом установленных им же правил и критериев, недостаточную индивидуализацию подхода при рассмотрении дела.
Следовательно, установленные судом критерии «дискриминации» трактуются по-разному применительно к каждому конкретному случаю и определенной категории лиц, что, с одной стороны, позволяет индивидуализировать подход, а с другой стороны создает возможность для несистемного применения данных критериев, порождает проблемы, связанные с вольностью их трактовки как законодателем, так и судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования трудовых отношений устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям. Различия, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, Рекомендаций МОТ № 111, не считаются дискриминацией.
Исходя из рассматриваемого нами вопроса, можно сделать вывод о том, что дискриминация урегулирована как на национальном, так и на международном уровне. Однако каждым государством выделены отдельные, наиболее популярные и нуждающиеся в защите права. В одних государствах преобладают признаки расы, пола, религии. В других — национальность, социальное происхождение, принадлежность к профсоюзам и возраст. В некоторых важное место занимают этническое и национальное происхождение, беременность и личная жизнь работника.
Мировое сообщество предпринимает множество усилий для обеспечения равенства и искоренения дискриминации, однако не всегда эти усилия осуществляются в полной мере.
Литература:
- Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.).
- Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 1948 г. // Международные и российские механизмы. — М.: Московская школа прав человека, 2000.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принята правительствами — членами Совета Европы 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. 20. — Ст. 2143. 1.3.
- Конвенция Международной Организации Труда № 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 4 июня 1958 г.) // «Библиотечка Российской газеты». — Выпуск № 22–23. — 1999 г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976 г. — № 17(1831).
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы.
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. — 25 декабря 2003 года.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. — № 256. — 2001.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 07.05.2009 № 80-ФЗ) // Российская газета 2001.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации // под ред. проф. В. Д. Зорькина — 3-е изд., пересмотр. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013.