Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы в процессе использования игровых квестов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 09.12.2019

Статья просмотрена: 1648 раз

Библиографическое описание:

Евдотьева, Н. С. Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы в процессе использования игровых квестов / Н. С. Евдотьева, А. Ф. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 486-488. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64946/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальной проблемой дошкольного образования становится развитие у дошкольников способности самостоятельно ставить образовательные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

В ФГОС ДО указано, что одним из принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Как показал проведенный анализ, в педагогических публикациях охарактеризовано участие ребенка в игре, общении, конструировании, но малоизученными остаются вопросы организации и условия развития их инициативности. А целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Инициатива — это показатель познавательной активности. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы и любознательность.

К сожалению, в группе всегда есть дети, которые имеют менее стойкий интерес к познанию, легко отвлекаются, неинициативны.

Любой ребёнок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативное переживание, не способствует развитию познавательной активности.

Опыт работы с дошкольниками показывает: если ребёнку интересно, если ему поставлена конкретная задача, он осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он способен познавать, понимать и действовать. В такой ситуации и возникает познавательная инициатива как форма проявления уже творческой познавательной активности в области действования. Познавательная инициатива, утверждает основоположник теории коллективного способа обучения (КСО) Дьяченко В. К.,это «исходящие от субъекта свободные, самостоятельные, сознательные действия по овладению ЗУН и их применению и преобразованию в ходе постановки личностно значимых задач».

Педагогу в современных условиях необходимо выработать свой стиль работы, выбрать эффективные формы совместной деятельности, определить условия развития инициативности, чтобы обеспечить достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

Интерес к проблематике формирования и развития инициативности сегодня вполне закономерен. Это связано с социально-педагогической сферой, в которой чаще всего рассматриваются вопросы успешности личности, проявляющего из ряда личностных качеств инициативу в социально-значимых событиях. К вопросам развития инициативности обращаются психологи, педагоги, изучая возможности среды, в которой сопровождается ребенок со страны воспитателя, родителей.

Инициатива рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка.

К сожалению, чтобы добиться желаемого результата, надо приложить немало усилий. Для дошкольников разновозрастной группы вообще характерно преобладание низкого уровня сформированности инициативы. По мнению ученых у большинства дошкольников таких групп, уровень инициативы соответствует более младшему возрасту [1].

Когда, в 2016 году, мы провели оценку развития детей разновозрастной группы раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) по критерию «познавательная инициатива, любознательность», то выявили, что у дошкольников преобладает низкий уровень сформированности познавательной инициативы. Высокий уровень познавательной инициативы, при котором дошкольники задают вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживают стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способны к простому рассуждению; проявляют интерес к символическим языкам (схемы и т. д.) обнаружен только примерно у 25 % детей.

Опрос родителей показал, что 90 % опрошенных считают, что их дети очень любознательны, так как «часто задают вопросы: почему? зачем? как?». Почти 60 % опрошенных не уделяют особого внимания развитию у детей любознательности, ошибочно считают, что это качество будет мешать им сосредоточиться в школе. Необходимо было активизировать и просветительскую работу с родителями, разъяснять им перспективы развития у дошкольника познавательной активности, инициативности как критериев успешности подготовки к дальнейшему обучению и подготовке к школе.

В детском саду используются разнообразные формы образованной деятельности, отвечающие требованиям ФГОС, однако в содержании деятельности цель развития познавательной инициативы не акцентирована.

К сожалению, практический опыт реализации требований ФГОС в условиях малокомплектного детского сада практически отсутствует, нет и описанной технологии развития познавательной инициативы в условиях разновозрастной группы. А в группе всегда есть дети, которые имеют менее стойкий интерес к познанию, легко отвлекаются, неинициативны.

Любой ребёнок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности. Опыт работы с дошкольниками показывает: если ребёнку интересно, если ему поставлена конкретная задача, он осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, он способен познавать, понимать и действовать.

Последнее время широкое распространение в педагогической практике получила квест-технология.

В педагогику квест-технология пришла из мира компьютерных игр в конце XX века.

Квест — это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определённые задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.

Образовательный квест — педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие — либо ресурсы.

Игровые квесты- одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, в квестах дети могут не только закреплять сформированные у них знания, но и, самое главное, научиться применять эти знания [2].

Основная идея коллективной игры предельно проста — команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения мотивирует познавательную и исследовательскую активность детей.

Квест — технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила (2).

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, создание атмосферы игрового пространства [3].

В процессе работы мы отобрали варианты задний, которые возможно будет использовать с целью формирования познавательной мотивации, любознательности, инициативности. Были обновлены картотеки дидактических игр по познавательному развитию, картотеки проблемных ситуаций, картотеки игр по развитию творческого воображения, картотеки упражнений для развития словесно-логического мышления и т. д.

Квест-технология представляет собой систему поэтапного включения квест-игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала.

На этапе апробации технологии проводили игры по подготовке к участию в квестах. Использование элементов игр допустимо уже в группе раннего возраста. В группе младшего возраста можно проводить квест- игры в режимных моментах. Игровой замысел зависит от возрастных особенностей детей, от их интересов, даже от времени года, когда проходит игра, важно было учесть особенности разновозрастной группы, апробировать разные варианты, чтобы подобрать к условиям ДОУ модель игры.

Игровые квесты были использованы во время организованной образовательной деятельности, досуговой деятельности, или в режимных моментах (на прогулке) и т. д.

В ходе реализации квест-игры естественным образом осуществлялась интеграция образовательных областей, комбинировались разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.

В ДОУ, в группе была осуществлена ревизия предметной и развивающей среды, проанализированы условия, созданные для познавательного развития. Мы значительно обновили материальную базу, создали познавательный центр, приобрели новую методическую литературу, научно-популярную литературу для детей (энциклопедии, справочники).

В детском саду интересная рекреационно-образовательная она, прекрасная экологическая тропа, огород, водоем, цветники, юному исследователю есть чем заняться во время прогулок. В одной из беседок на участке оборудовали исследовательский центр, чтобы дети могли играть самостоятельно. В теплое время года отдельные занятия проводятся на улице, особенно если предполагается провести наблюдения, заняться трудом и т. д.

Образовательная деятельность в формате квеста замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.

Квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Благодаря разнообразию и постоянству использования игрового квеста, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность, интерес к познавательный деятельности, создаются предпосылки формирования познавательных УУД.

Литература:

  1. Алиева Т. Детская инициатива — основа развития познания, деятельности, коммуникации/Т. Алиева, Г. Урадовских -Москва: Дошкольное воспитание, 2015, № 9.с.113–119
  2. Буковцова Л. Н. Развитие детской инициативы в разновозрастной группе сельского детского сада/ Выпускная квалификационная работа, научный руководитель: к.п.н., доцент О. П. Нагель/ Белгород, 2016
  3. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н. Образовательный квест — современная интерактивная технология [Электронный ресурс] / С. А. Осяк, С. С. Султанбекова, Т. В. Захарова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1: в 2-х частях
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная инициатива, ребенок, дошкольное образование, познавательная активность, разновозрастная группа, детский сад, игровой замысел, неинтересная деятельность, познавательная деятельность, познавательное развитие.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством применения театрализованных квест-игр

Роль интерактивной дидактической игры в развитии познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Влияние квест-игр на познавательную активность детей дошкольного возраста

Развитие креативного потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народному творчеству

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Похожие статьи

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством применения театрализованных квест-игр

Роль интерактивной дидактической игры в развитии познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Влияние квест-игр на познавательную активность детей дошкольного возраста

Развитие креативного потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народному творчеству

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Задать вопрос