В работе рассматривается значение устойчивости к стрессу в спорте, представлено значение решительности для достижения спортсменами высоких результатов.
Ключевые слова: психическая устойчивость, стресс, особенности устойчивости спортсменов к стрессу
Одной из проблем в современной психической подготовке спортсменов является сохранение их желания к постоянному совершенствованию на протяжении длительного времени [3, с. 89].С особой остротой эта проблема проявляется в последние годы в связи с резко возросшими тренировочными и соревновательными нагрузками, физическими и психическими напряжениями, затратами времени [4, с. 316].
Исследования, в которых сравнивались успешно и менее успешно выступающие спортсмены с точки зрения психологической устойчивости, было установлено, что первые характеризуются более высокими уровнями концентрации и уверенности в себе, а также более низкими уровнями тревожности [7, с. 30]. Успешно выступающие спортсмены характеризовались также, более положительными мыслями и в большей степени использовали положительные идеомоторные акты с целью визуализации успеха [1, с. 107]. Кроме того, они более решительные и более обязательные, чем их менее успешно выступающие товарищи [8, с. 5].
Устойчивость к стрессу относится к физиологическим, когнитивным и поведенческим методам, используемым человеком для управления факторами и компонентами, которые лежат в основе стресса или переживания [5, с. 86]. Основная цель борьбы со стрессом в спорте — дать спортсмену возможность эффективно регулировать свое эмоциональное состояние в связи с требованиями, связанными с соревнованиями, для достижения оптимальных результатов, а также для улучшения психологического благополучия [9, с. 192].
Для исследования психической надёжности спортсменов была использована анкета В. Э. Мильмана, которая включает в себя 22 вопроса и отражает 4 компонента надёжности и опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В. И. Моросановой. В исследовании приняли участие 100 спортсменов.
Психологическая устойчивость позволяет атлетам не только добиваться успеха, но и, что самое главное, преодолевать неудачи, а иногда и удачи [2, с. 17]. Карьера спортсмена, связана с высоким уровнем стресса. Спорт представляется, как конкурентное занятие, где победитель- всего один, а остальные-участники [6, с. 27].
После проведения тестирование со спортсменами разного пола, разного возраста и разной квалификации нами были получены очень разные и интересные результаты. Это то, как человек склонен трактовать и кому приписывать наступление позитивных и негативных событий в своей жизни.
Рассмотрим коэффициенты корреляции устойчивости спортсменов к соревновательному стрессу с другими параметрами.
Таблица 1
Коэффициенты корреляции устойчивости спортсменов ЗМС кстрессу исаморегуляции поведения
Показатели |
Стиль саморегуляции поведения |
|||||||
Шкала планирования |
Шкала программирования |
Шкала гибкости |
Шкала моделирования |
Шкала оценки результатов |
Шкала самостоятельности |
Шкала общего уровня саморегуляции |
||
Соревновательная эмоциональная устойчивость |
0,39 |
0,45 |
0,17 |
-0,01 |
0,11 |
0,54 |
0,09 |
|
Спортивная саморегуляция |
0,51 |
0,28 |
0,26 |
0,11 |
0,16 |
0,15 |
0,21 |
|
Соревновательная мотивация |
0,36 |
0,12 |
0,03 |
0,23 |
0,13 |
0,07 |
0,06 |
|
Стабильность и помехоустойчивость |
0,43 |
0,03 |
0,40 |
0,55 |
0,18 |
0,17 |
0,43 |
|
Стрессоры |
внутренняя неопределенность |
0,03 |
0,21 |
0,15 |
-0,2 |
-0,19 |
0,17 |
-0,28 |
внешняя неопределенность |
0,21 |
0,23 |
0,08 |
-0,15 |
-0,21 |
0,17 |
-0,15 |
|
внутренняя значимость |
0,21 |
0,23 |
-0,28 |
-0,21 |
-0,22 |
-0,52 |
-0,31 |
|
внешняя значимость |
0,01 |
0,12 |
0,12 |
-0,15 |
0,24 |
0,17 |
0,27 |
|
Примечание: жирным шрифтом выделены коэффициенты корреляций достоверно значимые при p<0,05
Таким образом, по шкале планирования установлены положительные корреляционные связи с показателями по методике диагностики устойчивости спортсменов к стрессу: 0,39 с эмоциональной устойчивостью, 0,51 со спортивной саморегуляцией, 0,36 с мотивацией, 0,43 с помехоустойчивостью и 0,21 со стрессором внутренней значимости. По шкале планирования установлена корреляция 0,45 с соревновательной устойчивостью, шкала гибкости положительно коррелирует с помехоустойчивостью 0,40 и отрицательно -0,28 со стрессором внутренней значимости. Шкала моделирования коррелирует со стабильностью и помехоустойчивостью 0,55.
Таблица 2
Коэффициенты корреляции устойчивости спортсменов МСМК кстрессу исаморегуляции поведения
Показатели |
Стиль саморегуляции поведения |
|||||||
Шкала планирования |
Шкала программирования |
Шкала гибкости |
Шкала моделирования |
Шкала оценки результатов |
Шкала самостоятельности |
Шкала общего уровня саморегуляции |
||
Соревновательная эмоциональная устойчивость |
0,05 |
0,19 |
0,13 |
0,19 |
-0,13 |
0,43 |
0,11 |
|
Спортивная саморегуляция |
0,30 |
0,12 |
0,12 |
0,13 |
0,2 |
0,13 |
0,22 |
|
Соревновательная мотивация |
0,2 |
0,13 |
0,23 |
0,24 |
0,13 |
0,24 |
0,23 |
|
Стабильность и помехоустойчивость |
0,51 |
0,11 |
0,11 |
0,13 |
0,12 |
0,1 |
0,35 |
|
Стрессоры |
внутренняя неопределенность |
0,11 |
0,12 |
-0,24 |
0,12 |
0,25 |
0,13 |
0,12 |
внешняя неопределенность |
0,12 |
-0,13 |
0,12 |
0,12 |
-0,35 |
0,12 |
-0,12 |
|
внутренняя значимость |
0,11 |
0,11 |
0,13 |
-0,12 |
0,12 |
-0,12 |
0,13 |
|
внешняя значимость |
0,29 |
0,36 |
-0,11 |
0,13 |
0,23 |
0,26 |
0,23 |
|
Примечание: жирным шрифтом выделены коэффициенты корреляций достоверно значимые при p<0,05
Таким образом, удалось установить, что соревновательная эмоциональная устойчивость положительно связана с оценкой результатов (0,43), спортивная саморегуляция с планированием (0,30), стабильность и помехоустойчивость с планированием (0,51) и общим уровнем саморегуляции (0,35), стрессоры внутренней неопределенности отрицательно связаны со шкалой гибкости (-0,24), стрессоры внешней неопределенности с оценкой результатов (-0,35), стрессоры внешней значимости связаны с планированием (0,29), программированием (0,36) и самостоятельностью (0,26).
Психологическая устойчивости является важным компонентом в спорте высших достижений. Устойчивость к соревновательному стрессу позволяет спортсмену не только без колебаний и сомнений быстро переходить к активной деятельности, но и задерживать свои действия, предупреждая необдуманность и импульсивность. Каждому спортсмену необходимо использовать методы управления стрессом.
Литература:
- Ахметов Р. С. Психологические особенности подготовки спортсменов // Эпоха науки. 2016. № 5. С. 106–110.
- Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной подготовки: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2000. 22 с.
- Горская Г. Б., Совмиз З. Р. Психологические ресурсы преодоления долговременных психических нагрузок на разных этапах профессиональной карьеры спортсменов командных видов спорта // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2018. № 3. С. 88–93.
- Дарвиш О. Б. Повышение уровня групповой сплочённости в спортивных группах и её влияние на психологическую устойчивость спортсменов // МНКО, 2015. № 2 (51). С. 315–318.
- Лисицын В. В. Некоторые аспекты психологической подготовки высококвалифицированных женщин-боксеров // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. № 1 (107). С. 84–92.
- Мильман В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Физкультура и спорт. М.,1983. С. 24–46.
- Harvey S. B., Hatch S. L., Exercise and the Prevention of Depression: Results of the HUNT Cohort Study // Am J Psychiatry. 2018. P. 28–36.
- SarkarM., FletcherD. Psychological resilience in sport performers: a review of stressors and protective factors// Journal of Sports Sciences. 2014. P. 2–7
- Gouttebarge V., Frings-Dresen M. H., Sluiter J. K. Mental and psychosocial health among current and former professional footballers // Occup Med (Lond). 2015. P. 190–196.