Институт несостоятельности некоммерческих организаций на современном этапе является предметом многочисленных научных исследований, поскольку действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [2] слишком противоречив и непоследователен.
Некоммерческая компания — это юридические лица, у которых главная цель работы — не получение прибыли и ее распределение между учредителями, участниками. НКО могут создаваться с целью достижения благотворительных, социальных, культурных, научных, образовательных, прочих целей; для охраны здоровья, удовлетворения духовных и прочих потребностей граждан нематериального плана. Часто НКО создаются для защиты законных интересов и прав граждан, компаний; для решения конфликтов и споров, для оказания юридической помощи, в прочих целях, которые направлены на достижение общественных благ (пункт 1 статьи 50 ГК РФ) [1]; ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) [9]).
Законодательство, регулирующее отношения в сфере признания некоммерческих организаций несостоятельными (банкротами) и устанавливающее процедуры банкротства, включает АПК РФ (ст.ст.223–225), ГК РФ (ст.ст.25, 65) и Федеральные законы от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 24 июля 1999 года «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» [10].
В литературе можно встретить самые разные определения банкротства. Как пишет О. О. Пушкарева, «банкротство как явление социально-экономической действительности возникло в связи с необходимостью установления справедливого порядка распределения имущества несостоятельного должника для удовлетворения требований его кредиторов» [8].
Банкротство некоммерческой организации — это такая совокупность процедур, которые друг друга сменяют и вводятся со стороны арбитражного суда, а именно: процедуры наблюдения, процедуры финансового оздоровления, внешнего управления, а также конкурсного производства. В процессе рассмотрения дела о банкротстве возможно применение только следующих процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (статьи 27, 207, 219 Закона № 127-ФЗ).
Несостоятельность (банкротство) представляет собой состояние некоммерческой организации, при котором:
некоммерческой организация не имеет возможности удовлетворения требований, предъявленных кредиторами, по части оплаты работ, услуг, а также товаров;
некоммерческой организация не имеет возможности внесения тех или иных платежей в бюджет и ВБФ;
основой банкротства является неспособность к удовлетворению дебиторской задолженности, которая стала равной ста тысячам рублей, на протяжении трех месяцев.
Ещё совсем недавно признание несостоятельности некоммерческих организаций не было предусмотрено законом. Однако, в 2012 году в Закон «О несостоятельности» были внесены изменения и банкротство некоммерческих организаций стало доступным, как и для других юридических лиц. Данная процедура у некоммерческий организаций имеет много общего со стандартным процессом признания несостоятельности юридических лиц, но существуют определённые ограничения.
Например, некоторые некоммерческие учреждения не могут объявить себя несостоятельными, к ним относятся: политические партии; религиозные организации; учреждения, контролируемые государством.
Некоммерческая организация может прекратить существование на основании добровольных начал, посредством принуждения. На добровольных началах некоммерческая организация может закрываться в том случае, если на то будет решение учредителей. Как правило, причины добровольного закрытия — это приостановка деятельности, достижение поставленных целей. Фонды, будучи некоммерческими организациями, закрываться без одобрения арбитражного суда не могут, то есть на добровольных началах. Банкротство некоммерческой организации необходимо для того, чтобы подтвердить документы от заинтересованных лиц. В противном случае процедура банкротства не начнется. Если банкротству подлежит некоммерческая организация с долгами, нужно провести ликвидацию. Вот почему процедура осуществляется в 2 этапа. Сначала назначается конкурсное производство, наблюдением. Причем, наблюдение имеет формальный характер. Назначается временный управляющий, на стадии наблюдения он устанавливает, являются ли законными действия менеджмента компании.
Процедура банкротства некоммерческой организации может быть достаточно длительной и не должна приводить к одномоментному нарушению организационной деятельности и разрушению имущественного комплекса организации-должника.
Следовательно, в процессе банкротства необходим четкий механизм правового регулирования участия некоммерческой организации-должника в конкурсном производстве. Поэтому необходимо сохранять организационную деятельность некоммерческой организации-должника под контролем руководства, проводить своевременную процедуру урегулирования кредиторской задолженности НКО в установленных законом формах (оплата, соглашение об отступном, об отсрочке или рассрочке). В ходе процедуры банкротства НКО рекомендовано устанавливать возможность определить возможность продажи предприятия единым лотом с целью сохранения деятельности НКО под контролем.
Значительную сложность вызывают соотношение погашенных требований и неисполненных с условием противоречия друг друга ряда норм ГК РФ. Норма, изложенная в ст. 64 ГК РФ, устанавливает возможность погашения части требований, которые остались неудовлетворенными, при этом условия гражданского законодательства таковы, что в случае, если ликвидационная комиссия не в полной мере смогла удовлетворить требования кредиторов, она должна подать заявление о банкротстве ликвидируемого должника.
Следовательно, в том случае, если ликвидационная комиссия или ликвидатор знают о том, что имущество для удовлетворения требований части кредиторов недостаточно, то они могут намеренно не подать заявление о банкротстве юридического лица в связи с тем, что подобные требования могут быть списаны согласно ст. 64 ГК, кроме того, для ликвидационной комиссии не всегда могут быть известны окончательный размер требований кредиторов, поскольку ряд из них могут отказаться от своих прав требования или пропустить срок подачи требования о включении в реестр.
Таким образом, можно отметить, что у ликвидационной комиссии есть возможность злоупотребления собственным положением в интересах ликвидируемой некоммерческой организации, поскольку ее действия при намеренной неподаче заявления в рамках ФЗ О банкротстве могут трактоваться как необходимость продолжения ликвидационных мероприятий.
Можно сделать вывод о том, что необходимым элементом участия некоммерческой организации-должника в деле о банкротстве является контроль за процедурой банкротства.
Контроль за процедурой банкротства позволяет кредиторам в определенном законом порядке диктовать должнику свою волю как субъекту конкурсных отношений, определять юридическую судьбу некоммерческой организации и ее имущества.
Однако возникает проблема, когда недобросовестные кредиторы, которые могут быть связаны с должником, часто включаются в реестр, чтобы установить контроль за процессом банкротства НКО.
В делах о несостоятельности некоммерческих организаций кредитор, который первым подал заявление о банкротстве должника, получает важное с практической точки зрения преимущество: он предлагает кандидатуру арбитражного управляющего, которую практически всегда утверждает суд. Данный механизм следует считать проблемой законодательства о банкротстве НКО, поскольку он нарушает принцип равенства кредиторов в процессе банкротства и порождает «нездоровую» конкуренцию между кредиторами.
Еще одной проблемой является то, что данное правило позволяет кредиторам, аффилированным с некоммерческой организацией-должником, иметь серьезное преимущество в ходе банкротства. Такие кредиторы существенно лучше осведомлены о финансовом состоянии некоммерческой организации — должника.
Очевидно, что подавший заявление о банкротстве имеет определенный интерес в финансовом состоянии НКО-должника даже до того, как рассмотрение его заявления завершено. Следовательно, он должен иметь возможность препятствовать выводу активов должника. Дополнительно данная проблема обостряется неудачной нормой Закона о банкротстве № 127-ФЗ, которая позволяет первому подавшему заявление кредитору иметь преимущество над остальными в возможности назначения «своего» управляющего.
Целесообразно нормы п. 3 ст. 10 Закона о банкротстве № 127-ФЗ толковать расширенно и при учете этого применять к некоммерческой организации — должнику в любых ситуациях (в т. ч. в случае законности требований заявителей-кредиторов), когда некоммерческая организация — должник, сохраняя платежеспособность и обладая возможностью удовлетворить требования кредиторов, не погашает их лишь с той целью, чтобы пользоваться всеми благоприятными следствиями получения статуса субъекта конкурса. Это позволит избежать проблем в судебной практике при рассмотрении дел о банкротстве некоммерческих организаций, в случае если некоммерческая организация пытается уклониться от исполнения своих обязательств перед кредиторами.
Таким образом, необходимо ввести норму, согласно которой кредитор будет иметь право на обжалование судебных актов, на которых основаны требования других кредиторов, с момента принятия его заявления судом в деле о банкротстве некоммерческой организации-должника.
Литература:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ, — 1994. — № 32. — ст. 3301.
- О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.
- Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 24 июля 1999 года № 122-ФЗ // Собрание законодательства. — 1999. — № 26. — Ст.3179.
- Постановление Правительства РФ «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» от 29 мая 2004 г. № 257 (ред. от 21.07.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2004. -№ 23. — ст. 2310.
- Постановление Правительства РФ «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» от 3 февраля 2005 г. № 52 // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 6. — ст. 464.
- Постановление Правительства РФ «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» от 19 сентября 2003 г. № 586 // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 39. — ст. 3769.
- Исрафилов Н. Т., Попова А. Л., Исрафилова Е. И., Канавцев М. В. Сущность несостоятельности предприятий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 2–1. — С.32.
- Пушкарева О. О. Несостоятельность и банкротство юридических лиц по российскому законодательству. // Интеллектуальный потенциал ХХI века: ступени познания. — 2014.- № 24. С. 173–176.
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. - ст. 145.
- Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 24 июля 1999 года №122-ФЗ // Собрание законодательства. - 1999. - № 26. - Ст.3179.