Русский патриотизм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Русский патриотизм / О. А. Михайлова, В. М. Михайлова, С. А. Евстафьева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 526-528. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64958/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: патриот, патриотизм, родина, отечество.

Возвращение широкому кругу современных читателей имени и трудов Николая Яковлевича Данилевского — истинная сенсация. В его провидческих трудах — полный спектр злободневных для нынешнего гражданина проблем российской истории. Среди этих проблем — главный вопрос о патриотизме. Не каждому русскому патриоту известно имя этого гениального философа. Много лет труды Данилевского не были приняты всерьез его соотечественниками, в отличие от Европы, где его записи перечитывали и тщательно изучали.

Во всех подготавливаемых и принимаемых ныне государственных доктринах и положениях, затрагивают они национальную безопасность или реорганизацию образования, патриотизм рассматривается как обязательная часть фундаментального государственного мироустройства и коллективного сознания. Николай Яковлевич Данилевский показал весь спектр злободневных для современного знания загадок российской истории. Среди них — дилемма об истинном патриотизме. Он рассматривает патриотизм как главный элемент основы национального миропорядка и коллективного сознания.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» заявляет о главных способах развития системы патриотического воспитания граждан России всех слоев и возрастных групп, намечает мероприятия и целевое бюджетное финансирование, что говорит об исключительной важности вопроса. В партнеров реализации программы — Русская Православная Церковь. Данилевский открывает нам такую сторону медали под названием «патриотизм» и обнажает решимость всего народа и любого человека положить на алтарь родины свои жизни, решимость охотно встретить смерть, доказав свою верность и любовь к родине. В трудах Николай Яковлевич очень обстоятельно и значительно рассматривает патриотизм как «историческое явление в контексте исследования истоков, основных причин и следствий» [1, стр. 18]. Так, Данилевского можно назвать главным идеологом отечественного патриотического воспитания.

Как тут не восстановить в памяти, что совсем недавно, в конце 80 — начале 90-х годов, шло энергичное изобличение и высмеивание патриотизма русского народа, русского воина. Но прошел небольшой промежуток времени, и Правительство вынуждено признать: «события последних лет подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания…. Возрождение патриотизма рассматривается как шаг к возрождению России». Такова современная государственная политика. Где же те средства и каковы способы, которыми разрешено восстановить в народе священное чувство патриотизма?

Николай Яковлевич в своих трудах показывает нам, как чуждые русским традиции и идеалы пытаются проникнуть в нашу повседневную жизнь, как «возвышенной и благородной любви к человечеству, чуждой всякого народного эгоизма и национальной узости взгляда», и «европеизма как единственного пути исторического будущего России» [1, стр. 34–42].

Николай Яковлевич Данилевский изнутри постиг истинные мотивы теоретиков революционно-демократических движений. И писал по этому поводу «абсолютное большинство, ныне верует в то, что пройдены все переходные фазисы развития общечеловеческой жизни и все влилось в поток всемирно-исторического прогресса, которому остается течь до скончания веков» [1, стр. 44].

Данилевский не боялся критики и в полной мере обнажил, порочность такого названного им «внешнего политического патриотизма», который и в сравнение не шел с истинным всенародным патриотизмом. Он описывал различных людей. Одни преклонялись «чуждой нам» Европе, но тщательно скрывали это, другие выражали свой патриотизм к «драгоценной России» только внешне, а иные и вовсе стремились в открытую подражать Европе, они как бы вынуждают себя проектировать: «я люблю свое Отечество, но должен сознаться, что проку в нем нет никакого» [1, стр. 56].

Данилевский в своих трудах с определенной долей сарказма устанавливает дилемму: если «европеизм заключает в себе все живое, что только есть в человечестве, столь же всесторонен, как и оно, в сущности, тождественен с ним, если все, что не подходит под его формулу, — ложь и гниль, предназначенные на ничтожество и погибель, как все неразумное, то не надобно ли скорее покончить со всем, что держится на иной почве своими корнями? Крепкая внешность сохраняет внутреннее содержание: всякая твердая плотная компактная масса труднее подвергается внешнему влиянию, не пропускает животворных лучей света, теплоты и оплодотворяющей влажности» [1, стр. 72].

Он представил нам, что люди видят Европу как уникальную реальную культуру для всего человечества, где есть целостное развитие и истинное будущее.

Но Данилевский говорил, что Россия это Россия, Россия не есть Европа и не нужно ее ни с кем сравнивать, она прошла свой тяжелый путь, свои войны и свои тяготы. Никогда не просила у кого-либо помощи. Россия самостоятельна! Она свободна! Свободна по прерогативе своего рождения. Россия не довольствовалась ни одним из тех «корней», которые поглощала Европа из почвы ею же порушенного античного мира. Россия не была чей-либо частью, она одно единое целое.

Патриотизм — это понятие, которое показывает отношение жителей страны к действительности, которая находится вокруг. Главная задача патриотизма в стремление преобразовать свою страну в ее лучшую сторону, сделать общество и жизнь окружающих тебя людей достойной. Но главное совершенно не важно, кто является членами этого сообщества, не важен изучаемый ими язык, не важна религия, необходимо отбросить в сторону их увлечения, просто необходимо принять общество таким, какое оно есть.

Основа патриотизма — это единство идеи создать лучшее общество, а не слепая вера в собственное превосходство. Можно привести много примеров, когда патриотизм приобретал другой смысл в глазах правителей. И всемирная история тому яркое доказательство.

Но Николай Яковлевич явно показывает в своих трудах, что «естественное и святое чувство народности на почве чисто политического внешнего патриотизма примирить со всем этим невозможно» [1, стр. 84].

Изучая Николая Яковлевича Данилевского — великого философа и настоящего патриота Российского Отечества, я сделал для себя удивительное заключение, что подлинный патриотизм русского народа это не просто слова, сказанные для уважения окружающими, это поступки, подвиги, самопожертвование, героизм, защита своей веры, веры в свой народ и в Бога.

Должно заметить, что патриотизмом многие современные граждане защищают свои честолюбивые страстишки. Любовь русского народа к родине, преданность православной церкви, сегодня эксплуатируют в своих меркантильных целях, чуждых патриотизму, всякого рода манипуляторы и политики.

Мировоззренческо-ценностный патриотизм рассматривается нами как усиление положительного влияния на все грани жизни и занятий граждан: осознание Родины как важной социально важной, духовно-исторической и соединяющей ценности; гордость за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим свершениям и достижениям Отечества; осмознавание своей роли и роли своих предков в жизни общества, государства и судьбе родины.

Мотивационно-потребностная ступень патриотической целеустремленности личности, группы, их направления, готовности, курса, определяемых духовно-нравственным и социально-значимым спросом и увлечениями, высшими поводами и устремлениями, мотивами в качестве патриота.

Деятельностно-поведенческий патриотизм, формулирующий стремление личности к настоящей самореализации в качестве патриота в одной или нескольких сферах социально значимом занятии, реальные достижения, приобретенные в процессе ее ореализации основные качества, демонстрируемые на поведенческом уровне.

Патриотизм, проверенный с общефилософских положений, принадлежит области активности всего духовного, в том числе есть обнаружение важнейшей особенности человека — его способности и необходимость деятельности.

В социально-философском аспекте патриотизм — реализация социальной активности человека, когда гражданин сам является объектом социального строительства. В сознании патриота общество — есть общество своей страны, своей родины, обладающей и традициями, и самобытностью, и особенностью духа.

Наиболее успешным социальное строительство является, когда учитываются особенности своего народа. Навязывание ему свойств, действий, отношений, ценностей другого народа — разрушительно для общества, государства и нации. Самосознание и самоидентичность народа и его граждан выступает как необходимая составляющая и даже основа социально-экономической политики. Проведение в жизнь страны абстрактных идей, оторванных духовно-психического своеобразия нации, ведет к безуспешности в экономике, политике, в социальном строительстве в целом, что мы и наблюдаем в современной России. Почему же патриотизм экономически и социально эффективен? Вероятно, в этом случае срабатывают, по крайней мере, два момента.

Дух, менталитет, свойства народа складывались веками под воздействием внешних социально-политических причин. Происходил отбор людей с определенными свойствами характера. Попытка навязать народу формы деятельности, несоответствующие его духу и свойствам, приводят к провалу его деятельности. Гражданин, ощущающий положительное чувство к своему обществу, успешен практически во всех социальных областях.

Отсюда следует вывод, что истинными являются только те ценности, которые сильнее смерти. И воспитание патриотизма может быть плодотворным исключительно на основе истинных ценностей. Истинным патриотом выступал в середине XIX века великий русский ученый и философ Отечества — Николай Яковлевич Данилевский.

Литература:

  1. Данилевский Н. Я. «Россия и Европа», М., 1995, с. 18–95.
Основные термины (генерируются автоматически): россия, Европа, патриотизм, русский народ, социальное строительство, качество патриота, коллективное сознание, народ, общество, российская история.


Похожие статьи

Формирование чувства патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание школьников

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания школьников.

Роль Юнармии в воспитании подрастающего поколения

Торжественные отзвуки патриотизма

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.

Формирование здорового образа жизни на уроках истории

Формирование ценностного отношения к людям и истории родного края

Формирование патриотизма через работу клуба интересных встреч «Юниор».

Похожие статьи

Формирование чувства патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание школьников

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания школьников.

Роль Юнармии в воспитании подрастающего поколения

Торжественные отзвуки патриотизма

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.

Формирование здорового образа жизни на уроках истории

Формирование ценностного отношения к людям и истории родного края

Формирование патриотизма через работу клуба интересных встреч «Юниор».

Задать вопрос