Общей проблемой для многих государств является вывоз капитала, который в большинстве своем осуществляется через офшорные зоны. По числу оффшорных компаний мировыми лидерами являются: Антильские острова, Бермудские острова, Британские Вирджинские острова, Каймановы острова, Кипр, Лихтенштейн [1, с.321]. Так, по подсчетам исследовательской группы Tax Justice Network на счетах в офшорных зонах хранится от 21 до 32 трлн долларов, 47 % из которых принадлежит частным лицам, а 53 % корпорациям [2]. Перед мировым сообществом встал вопрос о регулировании и ограничении офшорного бизнеса. На сегодняшний день созданы международные организации, занимающиеся проблемой «нечестной» налоговой конкуренции- Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и проблемой отмывания криминальных денег Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) [3,с.220].
Однако, несмотря на эффективное функционирование международных организаций в области офшорного регулирования, большинство стран принимают акты внутри страны, усложняющие деятельность офшорного бизнеса. Например, в Российской Федерации в 2014 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" от 24.11.2014 N 376-ФЗ, который часто именуется антиофшорным. Данный закон ввел понятие контролируемых иностранных компаний и обязал контролирующих лиц оповещать налоговую службу об участии в капитале контролируемых иностранных компаний, тем самым был создан механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Не менее важной мерой является ограничение льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения, так, согласно данному закону льготы могут использованы по отношению к иностранным лицам, имеющим фактическое право на получение доходов [4].
Реализация данного закона значительно осложнило ведение бизнеса на офшорных зонах, но данные меры не позволяют в полной мере контролировать отток капитала. Проблемой на практике для РФ является то, что при отсутствии заключенного договора об обмене налоговой информацией налоговая служба РФ не имеет возможности проверить информацию, предоставленную резидентами, что значительно осложняет работу налоговых органов и позволяет компаниям использовать различные схемы по уклонению от налогов. О данной проблеме свидетельствует судебная практика. На практике распространена следующая схема по уклонению от уплаты налога с помощью использования резидентов: в качестве фактического получателя дивидендов заявляется Кипрская организация, которая на самом деле используется как промежуточное звено, не являющееся конечным выгодоприобретателем по полученному на его счет доходу, который затем транзитом перечисляется в адрес организаций, зарегистрированных на Британских Виргинских Островах, с Правительством которых у Российской Федерации отсутствует международное соглашение об избежании двойного налогообложения [5].
Более эффективным, по Мнению Руйга И. Р. и Шрейдер А. С., представляется опыт США по внедрению закона «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, далее -FATCA) [6, с. 3]. Согласно положениям данного закона от зарубежных компаний требуется предоставление информации о счетах американских налогоплательщиков в специальную службу по названием Служба внутренних доходов США (Internal revenue service). Целью данного закона является предотвращение уклонения от уплаты налогов с доходов, получаемых американскими гражданами и резидентами за пределами США. FATCA предусматривает удержание 30 % от суммы платежа со стороны американских налоговых резидентов в случае невыполнения требований закона. Положения данного закона действительно позволяют эффективно контролировать налогоплательщиков, поскольку информация получается напрямую от зарубежных компаний, а не от налогоплательщиков. Несмотря на эффективность данного закона, его положения воспринялись негативно мировым сообществом, поскольку зачастую разглашение данной информации противоречило внутреннему законодательству. Закон США «О налогообложении иностранных счетов» привлек внимание ОЭСР и организацией было предложено создать глобальную систему FATCA.
На сегодняшний день успешно функционирует автоматический обмен финансовой информацией (CRS), с помощью которого возможно получить информацию о движении средств компаний, прибыль от продажи акций, инвестиционные доходы и т. д. 29 октября 2014 года Россия подписала Соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией. В течение 2019 года ФНС РФ сравнит данные, полученные с помощью обмена информацией с отчетами налогоплательщиков. По мнению начальника управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС Дмитрий Вольвача доля несоответствий составит 10–15 %. Количество стран, изъявивших желание участвовать в автоматическом обмене финансовой информацией, постепенно растет. Так, из «черного» списка РФ ФНС исключила острова Мэн и Гернси, Сент-Китс и Невис, Монако, Лихтенштейн, Белиз, а также Объединенные Арабские Эмираты, Бразилия, Сейшелы, Уганда, которые согласились участвовать в обмене финансовой информацией [7]. На данный момент в перечне государств, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ, находится 100 государств и 18 территорий.
На данный момент однозначно прослеживается положительная динамика в регулировании офшорного бизнеса. Все больше стран присоединяются к обмену финансовой информацией, что способствует развитию честного офшорного бизнеса. Но в не исключена вероятность того, что некоторые государства по-прежнему будут отказываться от обмена, что означает, что различные схемы уклонения от налогов продолжат существовать.По моему мнению, на сегодняшний день для решения проблемы создания различных схем для уклонения от налогов необходимо налаживать связи для сотрудничества со странами, отказывающимися от обмена финансовой информацией с РФ и ужесточать законодательство за уклонение от налогов.
Литература:
- Забелова Л. Б. Международное частное право: Курс лекций. М.: Эксмо, 2010.238с.
- The Price of Offshore Revisited / The Tax Justice Network website / пер. с англ.: авторы. — URL: http://www.taxjustice.net.
- Международное частное право: учебник для магистров / И. В. Гетьман-Павлова. М.: Издательство Юрайт, 2013. 959 с.
- Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" от 24.11.2014 N 376-ФЗ.
- Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2019 N 304-КГ18–22775 по делу N А27–331/2017 ООО «Краснобродский Южный» к Межрайонной ИФНС России N 3 по Кемеровской области, определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2017 N 304 КГ17–17349 по делу N А27–20527/2015, определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2017 N 304-КГ17–19528 по делу N А27–16584/2016.
- Руйга И. Р., Шрейдер А. С. Международное и национальное регулирование офшорного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики // Концепт. — 2015. — № 05.
- Приказ Федеральной налоговой службы от 04.12.2018 № ММВ-7–17/786@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией».