В статье рассмотрены основные научные и законодательные положения о единстве и отличии государственной и муниципальной службы в Российской Федерации. Также сделан вывод о том, что объединение муниципальной и государственной службы не представляется возможным.
Ключевые слова: государственная служба, гражданская служба, муниципальная служба, муниципальное образование, публично-правовой институт.
Государственная служба, согласно Конституции Российской Федерации, является одной из важнейших форм участия граждан страны в управлении делами общества и государства, равный доступ к которой обеспечивается законом. При этом признается и гарантируется местное самоуправление, которое осуществляет свою деятельность самостоятельно и в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и единую систему государственной службы, образуя, тем самым, отдельный институт муниципальной службы [1.].
Современные идеи о существовании определенного единства между государственной и муниципальной службой в Российской Федерации, сводятся к следующим основным моментам.
Во-первых, государственная и муниципальная служба рассматриваются как публично-правовые институты, т. к. их деятельность направлена на достижение интересов общества.
Во-вторых, функции и задачи государственной и муниципальной службы реализуются субъектами властных полномочий.
В-третьих, в основе государственной и муниципальной службы лежат схожие принципы.
В-четвертых, отмечаются сходные элементы в правовом статусе государственного и муниципального служащих.
Также можно отметить, что для государственной и муниципальной службы характерен императивный режим правового регулирования, в соответствии с которым в данных правоотношениях разрешено все, что имеет на это прямое указание в законодательстве.
Принципы муниципальной службы, в соответствии с первым подходом, трактуются с учетом правовой природы публичного управления. Так, О. С. Поддубная и Л. Т. Чихладзе указывают на то, что «Правовая природа принципов муниципальной службы отражает закономерности организации и функционирования института публичного управления, а также традиции и нормы нравственности и права. Принципы учитывают сложившиеся в обществе основы разделения труда и организации управления, а также сочетание в системе муниципального управления основные положения коллегиальности и единоначалия» [6].
В целях обеспечения единства государственной гражданской и муниципальной службы, на основании ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2.] и ст. 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3.], выделены следующие основные моменты.
1. Единство основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы.
Данный критерий единства государственной и муниципальной службы заключается в том, что для Российской Федерации на рассматриваемых видах службы предусмотрен ряд квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажа госслужбы или стажа работы по специальности, а также уровня профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы.
Основой для установления квалификационных требований, которые позволяют замещать должности гражданской службы, является федеральное законодательство, а также нормативно-правовые акты субъектов федерации. В то время как в целях установления квалификационных требований к муниципальным служащим — муниципальные акты, которые основаны на типовых квалификационных требованиях, определяемых на основе соответствующего закона субъекта Российской Федерации [5.].
2. Единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы. Такие ограничения установлены ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2.] и ст. 13 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3.].
3. Единство требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих. Вопросы, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации гражданского служащего можно найти в ст. 62–63 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» [2.], одна, что касается рассматриваемого вопроса в отношении муниципального служащего, то законодательство о муниципальной службе не содержит таких положений, а ст. 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3.] указаны только основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.
Учитывая положения Европейской хартии местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) [1.], для органов местного самоуправления является необходимым обеспечение подбора высококвалифицированного персонала, в основе такого обеспечения лежит принцип учета достоинств и компетенции работников. А для этого требуются обеспечение условий профподготовки, оплаты труда и служебного роста (развития). Поэтому необходимо в федеральном законодательстве о муниципальной службе отразить указанные аспекты, решение которых является обязательным на основании норм международного права и призвано обеспечить единство между государственной и муниципальной службой в Российской Федерации.
4. Учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы. Российское законодательство декларирует равенство между стажем гражданской и муниципальной службой.
Также к критериям единства государственной и муниципальной службы в Российской Федерации отнесены такие положения как соотносительность условий оплаты труда и социальных гарантий, а также основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу и муниципальную службу и их семей при случае потери кормильца.
Таким образом, единство государственной и муниципальной службы в Российской Федерации подчеркивается на уровне федерального законодательства, однако их существенное разграничение установлено на конституционном уровне, что позволяет отметить их обособленные статусы в государственно-публичных правоотношениях.
Литература:
- Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.).
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
- Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
- Еремян В. В. — Право и политика. — 2006 — № 5// Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы как двух видов публичной службы и профессиональной деятельности (к постановке проблемы);
- Стахов А. И. Административное право России: учебник / А. И. Стахов, П. И. Кононов. М.: Издательство Юрайт, 2014. — С.301.
- Поддубная О. С., Чихладзе Л. Т. Муниципальная служба в Российской Федерации. — М., 2006. — С. 34.