В работе рассматриваются мероприятия по улучшению экономического состояния предприятия, рассматриваются предложения по выходу из критического состояния.
Ключевые слова: финансовое состояние, эффективность, прибыль.
В настоящее время всё чаще возникает угроза банкротства российских предприятий. В рыночных условиях важную роль играет стабильное положение предприятия, которое выражается в его финансовой устойчивости, возможности эффективно использовать денежные средства. Правильная оценка финансово-хозяйственной деятельности позволит определить финансовое состояние предприятия и на основании полученных результатов позволит разрабатывать эффективные мероприятия.
Однако, ситуация в России складывается таким образом, что в многих случаях оценки состояние предприятия характеризуется как неустойчивое. Результаты деятельности главным образом зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов. От успешного осуществления деятельности организации зависит не только ее конкурентоспособность, но и уровень благосостояния работников. Поэтому первостепенное значение имеют вопросы финансовых аспектов деятельности субъекта хозяйствования. [1, с. 157]
Под эффективностью понимают сложную экономическую категорию, которая отражает взаимодействие организационных, экономических и социальных условий функционирования субъекта хозяйствования.
Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия, в основе которого лежит системный анализ всех видов деятельности, позволяет идентифицировать реальное состояние анализируемого объекта, установить факторы, вызвавшие определенные изменения в состоянии.
Регулярный контроль финансового состояния предприятия позволяет своевременно выявлять отрицательную динамику показателей, а, следовательно, определять основные негативные факторы, влияющие на данные показатели и на финансово-хозяйственную деятельность организации в целом. Таким образом, соблюдение контроля позволяет оперативно применять меры по предотвращению ухудшения положения предприятия.
Величина прибыли образуется под воздействием внешних и внутренних факторов. Данные факторы могут оказывать сильное воздействие на величину и темпы роста прибыли и рентабельности производства. С авторской точки зрения прибыль рассматривается в качестве объекта, который может подвергаться анализу, планированию, а тем более контролю.
Поскольку прибыль является главным показателем результатов финансовой деятельности предприятия необходимо главным образом найти пути поддержания прибыли на необходимом для существования уровне, а также способы повышения прибыли для поддержания конкурентоспособности на рынке.
В ходе исследования трудов Майкла Портера было отмечено, что для того, чтобы иметь прибыльность желаемого уровня необходимо в первую очередь занять выгодную позицию на рынке и овладеть как можно большей долей рынка. [3]
Достижение вышеуказанных задач связано со следующими мероприятиями:
– снижение себестоимости продукции: в условиях отраслевой конкуренции устойчивое финансовое положение предприятия зависит в большей степени от снижения издержек до среднеотраслевого уровня и ниже;
– увеличение объемов инвестирования денежных средств на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции / товаров/услуг, улучшение материального положения сотрудников компании;
– разумное снижение цен на продукцию/ услуги позволяет вести успешную конкурентную борьбу;
– повышение экономической эффективности использования всех ресурсов на предприятии;
– совершенствование ценообразования.
Определим основные направления повышения прибыли.
Выделяют технические способы повышения прибыли, суть которых заключается в совершенствовании технологий производства и обновлении технологического оборудования на более современное, интеллектуальное.
Технические способы направлены на повышение качества продукции в соответствии с международными стандартами и увеличение объемов производства. [1, с. 444]
Организационные мероприятия направлены на улучшение организации производства, труда и управления.
Экономические меры связаны со стимулированием предприятий через законы, постановления и другие нормативные документы, влияют на создание конкурентной среды и выпуску конкурентоспособной продукции. Материальная мотивация трудовой деятельности также имеет место быть в качестве меры по повышению прибыли.
Материальная мотивация включает в себя оплату труда, премирование, вознаграждение в виде подарков, грамот, а также предоставление своим сотрудникам скидок на продукцию или услуги своей компании, организации бесплатного питания или экскурсий, праздничных мероприятий. [5]
Каждый руководитель определяет для себя подходящие инструменты и пути увеличения прибыли.
С точки зрения увеличения объемов продаж также эффективным мероприятием может быть проведение рекламной кампании.
Таким образом, рассмотренные подходы могут положительно влиять на конечный результат деятельности предприятия. Однако, прежде чем выбирать какое-либо мероприятие необходимо главным образом провести исследование влияния на основные показатели деятельности, спрогнозировать дальнейшие изменения коэффициентов.
Литература:
- Шаповал, Е. В. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия / Е. В. Шаповал // Вестник Университета, 2013. — № 23 — С. 156–160.
- Головачев, А. С. Экономика предприятия. В2ч.Ч.2: учебное пособие/ А. С. Головачев. — Минск: Выш. шк.,2008. — 464с.
- Магретта, Дж. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии / Джоан Магретта; пер. с англ. Александра Калинина. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013–272 с.
- Хохлова Е. Д. Современные подходы к мотивации персонала организации // Молодой ученый. — 2019. — № 46. — С. 364–366. — URL https://moluch.ru/archive/284/64030/ (дата обращения: 06.12.2019).