В статье рассмотрены физические свойства смазочных масел, оказывающие влияние на эксплуатационные характеристики двигателей. При помощи методов взвешивания при нагревании и капиллярной вискозиметрии установлены зависимости плотности и вязкости авиационных масел марок МС-20 и МС-8П от температуры, вычислены коэффициенты объемного расширения данных масел, составляющие соответственно 0,0018 1/град и 0,0010 1/град, а также индексы вязкости, равные 4,05 и 1,12. Данные результаты позволяют сделать вывод, что авиационное масло МС-8П обладает лучшими вязкостно-температурными характеристиками.
Ключевые слова: смазочные масла, кинематическая вязкость, индекс вязкости объемное расширение, плотность, температура.
I. Введение
Одними из важнейших продуктов химической и нефтеперерабатывающей промышленности являются смазочные масла, играющие весомую роль в эксплуатации современной техники. Предотвращая износ трущихся поверхностей и выполняя функцию электроизоляционной и теплоотводящей среды, они существенно увеличивают срок работы широкого спектра механизмов, в том числе и различных двигателей. Такая область применения данных материалов обусловлена их специфическими характеристиками.
Вязкость — это одна из наиболее важных характеристик масел, которая характеризует внутреннее трение, определяет текучесть и способность обеспечить жидкостной режим смазывания [1]. Для оценки текучести, то есть меры сопротивления течению под действием силы тяжести масел, используют кинематическую вязкость, равную отношению динамической вязкости жидкости к ее плотности при той же температуре.
При выборе масла необходимо учитывать, что его вязкость изменяется в зависимости от температуры: с понижением температуры вязкость увеличивается, а с повышением — уменьшается, причем интенсивность изменения широко различается [2]. Для оценки скорости изменения вязкости от температуры было предложено несколько показателей. Наиболее широко используемый — это отношение величин вязкости при двух температурах: при +500С и +1000С. Чем меньше отношение кинематической вязкости масла при 500С к кинематической вязкости при 1000С, тем более пологой является вязкостно-температурная характеристика, и тем лучше эксплуатационные свойства масла. В ряде стандартов вместо данного отношения указывается минимально допустимый для данной марки масла индекс вязкости. Оценка по индексу вязкости основана на сравнении вязкостно-температурных свойств испытуемого масла с вязкостно-температурными свойствами двух групп эталонных масел.
Эталонные масла одной группы имеют очень пологую вязкостно-температурную кривую. Их индекс вязкости условно принят за 100. Масла другой группы обладают крутой вязкостно-температурной кривой и их индекс вязкости принят равным 0. Вязкостно-температурная кривая испытуемого масла обычно располагается между кривыми эталонных масел: чем кривая вязкости испытуемого масла более полога, тем больше его индекс вязкости. Для определения индекса вязкости масло сравнивается при двух температурах с эталонными маслами.
Смазочные масла, как и любые другие капельные жидкости, обладают таким свойством, как тепловое расширение [3]. Данное свойство масел необходимо учитывать при их хранении и эксплуатации, так как увеличение объема масла при нагревании может создавать избыточное давление внутри резервуара либо двигателя, что приводит к их деформации и последующему разрыву, а с уменьшением объема масла происходит уменьшение давления над его поверхностью и, следовательно, быстрое истирание деталей двигателя.
Вышеуказанные свойства смазочных масел напрямую зависят от их плотности — физической величины, которая описывается отношением массы жидкости к объему, который эта жидкость занимает. Для смазочных масел наблюдается следующая зависимость: чем больше изменяется плотность масла при уменьшении или увеличении температуры, тем сильнее меняется его вязкость и увеличивается коэффициент теплового расширения, что негативно отражается на эксплуатационных характеристиках данного смазочного материала и, соответственно, двигателя. Следовательно, одним из главных свойств качественных масел является способность сохранять относительное постоянство плотности в рабочем интервале температур.
Особенно важно учитывать данное свойство при выборе смазочных материалов для двигателей, работающих в условиях высоких температур, давлений и нагрузок. Одними из наиболее широко используемых в современной авиации и при эксплуатации газотурбинных, турбовинтовых и газоперекачивающих агрегатов являются следующие марки масел и смеси на их основе:
− Масло МС-8П (ОСТ 38 101163–78)
− Масло МС-20 (ГОСТ 21743–76)
II. Постановка задачи
Целью настоящей работы является исследование зависимости плотности и вязкости смазочных масел от температуры. Задачи исследования:
− Изучение теоретического материала по теме исследования;
− Исследование зависимости плотности масел марок МС-8П и МС-20 в интервале температур от -10 до 150°С;
− Исследование зависимости кинематической вязкости от температуры;
− Расчет вязкостно-температурных параметров масел марок МС-8П и МС-20;
− Анализ полученных данных и формулирование выводов.
III. Теория
Работа выполнена в период июнь-август 2019 года в Омском государственном техническом университете. Объект исследования –масла марок МС-8П и МС-20.
Для достижения цели исследования были использованы весовой метод определения плотности и метод капиллярной вискозиметрии [4].
Расчет плотности производили по формуле 1:
|
(1) |
Полученные зависимости плотности масел от температуры приведены на графиках (см. рис.1, 2)
Рис. 1. График зависимости плотности авиационного масла марки МС-20 от температуры
Рис. 2. График зависимости плотности авиационного масла марки МС-8П от температуры
Коэффициент объемного расширения рассчитали по формуле 2:
, (2)
где:
— коэффициент объемного расширения смазочного масла при температуре t (℃), причем:
где:
αt — коэффициент объёмного расширения смазочного масла, (1/град);
ρ0 — плотность смазочного масла при температуре 20℃, кг/м3;
ρt — плотность смазочного масла при температуре t, кг/м3.
Таблица 1
Коэффициенты объемного расширения авиационных масел марок МС-20 иМС-8П
Масло |
αср, 1/град |
МС-20 |
0,0018 |
МС-8П |
0,0010 |
Для определения кинематической вязкости использовали вискозиметр ВЗ-246 с диаметром отверстия 4 мм.
Кинематическая вязкость испытуемой жидкости прямо пропорциональна времени истечения через капилляр вискозиметра и определяется по формуле 4:
, (4)
где:
с — постоянная вискозиметра (мм2/с2);
τ — среднее время истечения (с).
Полученные значения кинематической вязкости масел МС-8П и МС-20 представлены в таблице 2.
Таблица 2
Кинематическая вязкость масел марок МС-8П иМС-20 при различных температурах
Масло |
Кинематическая вязкость, мм2/с |
||||||||||
0℃ |
10℃ |
20℃ |
30℃ |
40℃ |
50℃ |
60℃ |
70℃ |
80℃ |
90℃ |
100℃ |
|
МС-8П |
22,35 |
19,56 |
16,76 |
13,97 |
13,03 |
12,57 |
12,11 |
11,18 |
11,18 |
11,18 |
11,18 |
МС-20 |
1003,07 |
717,14 |
381,86 |
207,69 |
125,73 |
71,71 |
47,50 |
31,67 |
24,21 |
17,70 |
17,70 |
Индекс вязкости масел рассчитывали по формуле 5:
|
(5) |
IV. Результаты экспериментов
Рис. 6. График зависимости кинематической вязкости масла МС-8П от температуры.
Рис. 7. График зависимости кинематической вязкости масла МС-20 от температуры
Таблица 3
Индексы вязкости авиационных масел МС-20 иМС-8П
Масло |
Индекс вязкости |
МС-20 |
4,05 |
МС-8П |
1,12 |
V. Выводы и заключение
В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы:
- Определили зависимость плотности от температуры для смазочных масел МС-20 и МС-8П в интервале температур от -10℃ до 150℃.
- Установили, что плотность исследованных масел с увеличением температуры уменьшается нелинейно. В интервале температур от 100 до 130℃ для образца МС-20 плотность практически не изменяется.
- Рассчитали коэффициент объемного расширения, для масел МС-20 и МС-8П он составил 0,0018 и 0,0010 1/град соответственно.
- Определили значения кинематической вязкости смазочных масел МС-8П и МС-20 при различных температурах.
- Установили, что вязкость исследуемых масел уменьшается с увеличением температуры.
- Рассчитали индексы вязкости смазочных масел МС-8П и МС-20, равные соответственно 1,12 и 4,05.
- Полученные результаты рекомендуется учитывать при эксплуатации технического оборудования и проектировании резервуаров хранения нефтепродуктов.
Литература:
- Журавлев А. А., Савин Н. П., Филатова Н. О. Исследование зависимости вязкости моторного масла от температуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 12. С. 82–86.
- Коняев Е. А., Немчиков М. Л. Химмотология авиационных масел и гидравлических жидкостей / М.: Изд-во МГТУ ГА, 2008. — 81 с.
- Барекян А. Ш. Основы гидравлики и гидропневмоприводов: Учебное пособие. 1-е изд. Тверь: 2006. — 84с.
- Чуркин В. А. Смазочные материалы: рекомендации к выполнению лабораторных работ для студентов специальности 15.03.01 — “Машиностроение” (МШС) / Екб.: Изд-во УрГУ, 2015. — 14 с.
- Нуруллаева З. В., Бакиева Ш. К., Суяров М. Т. Эксплуатационные свойства смазочных масел и улучшение их присадками // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 274–276.