В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием ансамблевого исполнительства в народном инструментальном искусстве. Обращается внимание на уникальные возможности ансамбля в оптимизации учебного процесса и существенному повышению интереса учеников к обучению игре на баяне и аккордеоне. Обращено внимание на недостаточное рассмотрение данных вопросов в методической литературе для баянистов и аккордеонистов.
Сольная и ансамблевая формы исполнительства всегда составляли основную часть концертного репертуара баянистов и аккордеонистов. Но с течением времени данные формы имели неравнозначные значения в исполнительстве. В 1960–80-е годы XX века в концертной деятельности в приоритете преобладало сольное исполнительство, значительно преобладавшее над игрой ансамблем, было порядком меньше. Существовало совсем немного гастролирующих коллективов — «Уральское трио баянистов», «Киевский дуэт баянистов», народно-инструментальный ансамбль «Родные напевы». Но, начиная с 1990-х годов ушедшего века, ансамблевое исполнительство вышло на новый уровень востребованности и актуальности. Все чаще стали формироваться гастролирующие ансамбли, появилось больше произведений, предназначенных для их состава, репертуара, а также в регламент многих конкурсов внесли новую категорию «Ансамбль». Солисты также стали чаще исполнять свои партии под заранее написанный аккомпанемент (получивший название «минус»), что также является аналогом ансамблевой практики. Данный переход был обусловлен рядом факторов, которые были осознаны в рамках собственного исполнительского опыта и расширили представления и возможности народно инструментального исполнительства.
На сегодняшний день становятся доступными для исполнения произведения, которые ранее не исполнялись сольно из-за технических сложностей, например, симфонической, камерной, хоровой и особенно полифонической музыки, которая существенно облегчает исполнение органных произведений на баяне и аккордеоне. Многие популярные у исполнителей и публики произведения зазвучали в новом свете. Например, при сольном исполнении на баяне или аккордеоне сложного многоголосия, к примеру, фуги И. С. Баха приходится играть два-три голоса одной рукой, что требует от музыканта продуманности аппликатуры, особого слухового внимания, контроля над координацией игровых движений, сложной фактуры и неудобности исполнения аккордов. И даже не смотря на все трудности, некоторые моменты исполнения все равно не могут быть точно воспроизведены замыслам композитора. Например, при сольном исполнении фугированных форм, не всегда предоставляется возможность гладкой смены меха без ущерба целостности проведения темы. Игра же в ансамбле значительно упрощает все технические сложности исполнения полифонии и позволяет точно передать принципы ведения мелодии. В дуэте можно выделить и определенный голос на фоне звучания других, сохраняя индивидуальный м характер каждого голоса.
В ансамбле существенно расширился диапазон звучания, стала возможна различная динамика на разных инструментах в единый момент времени, выделение элементов фактуры разными инструментами, появилось штриховое и тембровое разнообразие. И, наконец, отметим самое главное — в ансамбле можно быстрее подготовить программу, так как чем больше человек в ансамбле и разнообразнее инструменты, тем меньше распределяется фактурной нагрузки на каждого исполнителя, что способствует более быстрому разучиванию и запоминанию произведения.
Роль ансамблевых форм исполнительства впроцессе обучения игре на баяне иаккордеоне вXXI веке.
Ансамбль (от французского ensemble — вместе) — группа исполнителей, выступающих совместно; это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Стоит обратить внимание: ансамбль — это в первую очередь форма коллективного исполнительства, в которой все участники, сохраняя свою индивидуальность, подчиняются общим правилам и задачам в воплощении авторского замысла. Несмотря на это, индивидуальность музыканта вовсе не подавляется в ансамбле. Каждый участник ансамбля получает новый стимул для своего развития и совершенствования.
По мнению В. С. Брызгалина: «Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и воплощается в реальность их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля — единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса» [2].
Почему в современном мире возрос интерес к ансамблевому исполнительству?
Не только расширение исполнительских возможностей (о чем говорилось выше) привели к возрастанию интереса к ансамблевой игре. Прогрессивные педагоги обратили внимание, что использование ансамблевых форм исполнительства в учебном процессе существенно повышает интерес ученика к обучению игре на баяне и аккордеоне. Повышение интереса ребенка к обучению стало одной из основных задач музыкальной педагогики.
С изменением времени изменилось и мышление современного поколения. В наш XXI век, с развитием высоких технологий, информация стала легкодоступной, нежели десятилетиями раньше. Для того, чтобы найти полезную информацию исчезла необходимость долговременного времяпровождения в библиотеках, на любой запрос можно найти готовый ответ в интернете. Темп мышления и темп жизни ускорился. Это привело к тому, что все стали искать более быстрых результатов. Особенно заметно в детях, которые с малых лет активно постегают мир не через собственный реальный жизненный опыт, а через интернет. В наше время дети, пришедшие в музыкальную школу, не могут сохранить долгий интерес к музыке при старых подходах к обучению. Ведь баян и аккордеон — сложные музыкальные инструменты и период обучения, когда ребенок научится самостоятельно исполнять элементарные произведения, существенно велик. По этой причине стало приоритетным быстрое получение результатов и разучивание произведений с первых дней обучения.
В связи с вышеперечисленной тенденцией особое и важное значение в обучении игре на инструменте стала занимать ансамблевая форма исполнения. Юный ученик, выучив элементарную мелодию или попевку, уже на первых уроках может сыграть ее в ансамбле с более опытным учителем, а выучив элементарную пьесу в ансамбле с учителем, становится возможным выступление на концерте или перед родителями. Это разжигает интерес к обучению, ребенок получает положительные эмоции от быстрых, пусть и не столь выдающихся результатов. Также немаловажна заинтересованность родителей, видя результаты ребенка, они будут косвенно или прямо способствовать дальнейшему обучению своего чада.
Совместное исполнение позволяет более эффективно решить ряд задач, стоящих перед обучающемся игре на баяне и аккордеоне. Играя в ансамбле, солисты укрепляют свои профессиональные навыки. В процессе взаимодействия участники коллектива передают друг другу опыт, знания, отчего у каждого пополняется профессиональный опыт. Более того: участники ансамбля имеют возможность соревноваться в мастерстве исполнения с другими партнерами. Ни для кого не секрет, что дух соревнования провоцирует более ответственное отношение к общему делу, от чего качество исполнения на концерте повышается. Для того, чтоб раскрыть весь потенциал ансамбля необходимо, чтобы все участники имели уровень исполнительских навыков, как у солистов. Когда каждый из исполнителей способен стать лидером, выразительно и технично сыграть ведущий голос, ансамбль приобретает профессиональную силу.
Общая идея становится генеральной осью, которая объединяет всех участников ансамбля. Желание воплощения этой идеи является стимулом, который объединяет разных по нраву и характеру людей в единый коллектив. Совместный анализ — неотъемлемая часть работы над произведением. Как пишет музыковед С. В. Черевань, «музыкальный анализ должен быть направлен на выявление содержания, воплощенного через средства музыкальной выразительности и технические приемы. Отправной точкой... служит ориентир на художественный смысл музыкальных явлений» [5].
Особым фактором успешного музицирования является творческая атмосфера, о которой Н. Ризоль отзывался следующим образом: «Это прежде всего исключительная организованность и дисциплина всех без исключения участников ансамбля. Без тренировки, выдержки, дисциплины артистом быть невозможно. Эта атмосфера ансамбля предполагает систематическую работу каждого над повышением своего исполнительского мастерства. Творческая атмосфера немыслима без участия всех членов коллектива в решении различных вопросов, возникающих в процессе работы, таких, как подбор репертуара, контроль за состоянием инструментов, планирование гастролей и т. п. Здесь каждый должен проявлять инициативу, искать случай для применения своих организаторских способностей на благо общего дела. Лишь на этой основе может возникнуть та подлинно творческая атмосфера, которая в свою очередь будет влиять на формирование творческих, дружеских отношений, играющих немаловажную роль в жизни ансамбля» [4].
Критическое отношение к себе и товарищам также являются важным условием успешной работы коллектива. Необходимо быть критичным как к своей игре, так и к всему ансамблю.
Иногда на кажущуюся простоту навыки совместной игры в ансамбле не достигаются столь быстрым способом. Необходимым критерием игры вместе является умение чувствовать друг друга. Необходимо понимать и как бы предчувствовать своего партнера. Только после того, как все участники ансамбля обретут свободу в выражении своих чувств, ансамбль приобретет свою художественную ценность. Глубокое чувство ансамбля достигается многими годами тренировок и, соответственно, наличием большого опыта.
Малая доля импровизации и некой свободы в исполнении своей партии должна быть свойственна артисту ансамбля. Это напрямую зависит от конкретно поставленной задачи в играемой им партии. Исполняя главный либо второстепенный голос без участия других членов ансамбля, позволяется исполнять его всякий раз чуть иначе. Если он исполняется двумя участниками, необходимо играть по заранее оговоренному плану, так как вероятность того, что если один участник сымпровизирует, то второй может не поддаться моментальному изменению плана.
Немаловажны детали, а не только общий план в работе над новым произведением: где следует исполнять громче или же тише, какой указан штрих в каком либо месте, где начинается диминуэндо или крещендо, все это определяется характером исполнения той или иной партии, где все зависит от звучания главной мелодической линии.
Ансамблевое исполнительство побуждает ученика к развитию гармонического слуха. На начальных этапах изучения инструмента ученик не способен одновременно играть мелодию и гармонию. Его репертуар составляют простые пьески в одной руке, и даже когда добавляется левая рука пройдет еще немало времени, когда ученик сможет пользоваться всеми красками гармонической фактуры. При игре в ансамбле с учителем, ученик с первых занятий воспитывает музыкальный слух.
Помимо очевидного интереса, ансамблевая форма исполнения помогает в воспитании у ребенка и ряда других музыкальных качеств. Все участники должны ощущать исполнительское дыхание, выполнять указанные нюансы, штрихи и изменения темпа. По этой причине ансамбль имеет такую важность.
Индивидуальность исполнителей точно отражается как в области темпа, так и ритма. Небольшое отклонение в ритме или темпе при сольном исполнении может остаться незаметным слушателю, когда же в ансамбле отсутствие синхронности будет наверняка заметна. В данных случаях происходит опережение или отставание партнеров друг от друга. Это ведет к тому, что искажается голосоведение гармонии и рвется музыкальная ткань.
Игра в коллективе воспитывает чувство ритма и ощущение необходимого темпа, а также развивает мелодический, полифонический и тембральный слух, стабилизируется исполнение, которое становится более ярким, многообразным и придает уверенность в игре.
В ансамбле легче и эффективней воспитать чувство ритма. В совместной игре ритм очень важен. Ощущение внутренним слухом метроритма помогает участникам коллектива играть вместе, благодаря чему создается впечатление, если бы играл один человек. Благодаря совместной с педагогом форме игры, ученик формирует ощущение сильных и слабых долей такта. Если при неточном исполнении учеником остальных компонентов коллектива, уменьшается только художественный результат, то нарушая метроритм, сыграть ансамбль становится невозможно. Метроритм являясь фундаментом ансамбля воспитывается у ученика прежде всего.
Но у метроритма есть и другие положительные значения. Играя самостоятельно и не ритмично, ученик более склонен ко всякому роду техническим ошибкам. А четкое ощущение метроритма в группе позволяет ученику играть более уверено и надежно. Это благотворно способствует на техническую сторону исполнения.
Еще одна особенность игры в коллективе с более опытным педагогом заключается в том, что педагог помогает ученику художественную меру различных агогических отклонений — rubato, accelerando, ritenuto и т. п.
Ансамблевая форма исполнительства также формирует у ученика понимание динамики, так как она является одним из самых действенных выразительных средств. Во время исполнения разных элементов фактуры, необходимо использовать разные динамические оттенки. Ведь динамика произведения воспринимается не сама по себе, а только в сопоставлении различных частей произведения и фактуры. Это формирует у ученика динамическое понимание главных и побочных элементов в партии и их контрастное соотношение. К тому же, обязанность точного соблюдения всеми участниками коллектива динамических требований, должна быть воспринята с особым вниманием и пониманием с первых уроков.
Не остается без внимания и формирование у ученика понимания темпа в ансамбле с более опытным педагогом. Определение необходимого темпа является основополагающим моментом в исполнении. Чтобы передать правильный характер музыки, необходимо выбрать верный темп. Исполняя совместно с педагогом разные произведения, ученик впитывает понимание различных темпов: allegro, moderato, largo и т. п.
Другой особенностью темпа является то, что нет такого темпа, в котором е встречались бы места, требующие ускорения или же наоборот замедления. В музыке не существует соответствующих терминов для определения этого понимания таких мест. Для правильного и точного осознания и навыка исполнения их благотворно способствует ансамблевая форма обучения.
Значительным моментом также является точное исполнение указанных штрихов. Любое отклонение рушит целостность восприятия произведения в ансамбле и уменьшает выразительность исполнения, так как штрихи являются частью динамической и смысловой нагрузки. В группе ученик учится применять тот или иной штрих, находясь в зависимости от содержания произведения, динамики, темпа и ритма.
Практика работы над штрихами — это конкретизация музыкальной мысли и преимущественно удачная форма ее выражения. Она составляет большую часть работы над произведением, так как синхронность снятия и взятия звука, точного выдерживания пауз, переход к последующему звуку, является основным техническим принципом игры в коллективе.
Помимо штрихов, в ансамбле баянистов и аккордеонистов значительное место занимает тембр и умение им пользоваться. Так как обучение начинается не с многотембровых концертных инструментов, а с небольших конструкций баянов под стать детскому возрасту, игра с педагогом имеющего многотембровый баян или аккордеон, позволяет ученику с первых дней обучения воспитывать в себе тембровый слух. Совместная игра воспитывает у ученика владеть широкой палитрой музыкальных красок, различными оттенками. играя в ансамбле нужно уметь разделять звуковой план. Это благотворно влияет ясному восприятию линии мелодии и отдельных партий. Играя с педагогом, ученик на примере многотембрового баяна изучает тембры инструментов симфонического оркестра и органа. Внутреннее ощущение ребёнка наполняются этими тембрами. При дальнейшем обучении такой ученик будет способен воспроизводить все возможные краски и оттенки, играя на инструменте.
Также, жизненный опыт показывает, что не маловажную роль имеет специфика и изюминка в исполнении на конкурсах и праздничных концертах. В победе большую роль имеют не только хорошее исполнение, но и оригинальные добавления в виде изюминки в костюмах, цвете, строк, выход и уход со сцены. Вставания во время исполнения, юмор, какой-либо. Это не техническая сторона, но большая роль для конкурсов.
Рассмотрев важность использования ансамблевой игры в обучении начинающих баянистов и аккордеонистов, следует отметить недостаточное количество методических разработок, касающихся проблем эффективного использования ансамбля на разных этапах педагогического процесса.
Таким образом, большой учебно-воспитательной опыт многих педагогов стал основой для включения ансамбля в программу обучения. Практика занятий показала благотворное влияние на детей игры в ансамбле.
Литература:
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.: «Советский композитор», 1980. — 351 с.
- Брызгалин В. С. Ансамблевое музицирование как эффективная форма музыкального воспитания и развития учащегося. [5].
- Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки в четырех томах. — Челябинск, 2007.
- Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов. — Москва., 1980. [15].
- Черевань, С. В. Комплексный анализ музыкального произведения (на примере анализа сонаты для флейты и фортепиано В. Наговицина) [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие по дисциплине «Музыкальная форма» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки в укрупненной группе 53.00.00 «Музыкальное искусство» / С. В. Черевань, Челяб. гос. ин-т культуры, С. В. Черевань.— Челябинск: ЧГИК, 2016.— 86 с. — ISBN 978–5–94839–541–8.— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/365611