В данной статье рассматривается нормативный правовой акт как самая распространенная форма права в современной России. Несмотря на то, что в юридической литературе нет однозначного определения нормативного правового акта, представляется весьма обоснованным определение характерных признаков данного понятия. В статье определяется место нормативных актов в системе правовых актов Российской Федерации.
Ключевые слова: форма права, правовые акты, система правовых актов, нормативный правовой акт.
This article discusses a normative legal act as the most common form of law in modern Russia. Despite the fact that in scientific and legal literature there is no unambiguous definition of a normative legal act, it seems very reasonable to define characteristic features of this concept. The article defines the place of normative acts in the system of legal acts of the Russian Federation.
Keywords: form of law, legal acts, system of legal acts, normative legal act.
В современной жизни российского общества правотворчество занимает одно из ведущих мест, служит начальным этапом жизни права, формирует и оформляет его. В правовом регулировании общественных отношений в Российской Федерации как в государстве, относящемся к странам семьи континентального права, важнейшую роль играют нормативные правовые акты, которые являются основным источником российского права, при этом никакой другой вид источников права не обладает настолько широкой сферой применения и регулятивными возможностями.
Такое руководящее положение нормативного акта предполагает наличие глубокой теоретико-методологической базы, которая обеспечит устойчивость, систематичность и саморазвитие объекта [1].
От признания документа нормативным правовым актом зависит решение вопроса о необходимости его опубликования, государственной регистрации, порядок обжалования. При этом важное значение имеет правильный выбор вида и формы нормативного правового акта, а также определить место будущего акта в системе нормативных актов с тем, чтобы «не допустить его противоречия действующим нормативным правовым актам» [2].
В юридической литературе России нет однозначно определенного понятия нормативного правового акта. По мнению одних ученых, нормативный правовой акт — это изданный в особом порядке официальный документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права [3]. По мнению других, нормативный правовой акт — официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права [4].
В связи с отсутствием точного определения нормативного правового акта, рассмотрение его характеристик, отличающих их от иных форм правовых актов представляется весьма актуальным.
В первую очередь, нормативные правовые акты представляют собой документы правотворческих органов. Признак формальной определенности нормативного акта позволяет четко фиксировать их содержание, вытекающие из них права и обязанности субъектов правоотношений, что предполагает обеспечение соблюдения принципа единообразия правоприменения, исключающего разноплановое и противоречивое толкование таких норм. Однако необходимо отметить, что действующее законодательство допускает существование и нормативных и ненормативных актов одной и той же формы, принятых одними и теми же органами в одинаковом порядке.
Кроме того, в отличие от правоприменительных и интерпретационных актов, нормативные правовые акты содержат юридические нормы, то есть «обобщающие положения, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и ситуаций» [6].
Нормативный акт рассчитан на регулирование всех случаев возникновения определенного рода отношений, независимо от времени, места их возникновения, состава лиц, участвующих в них. «То есть, он является универсальным средством регулирования, позволяющим как устанавливать единые правила поведения для всех участников в рамках правовой системы и одновременно помогает этим участникам прогнозировать результаты своего поведения в тех или иных случаях и конечно же, оценку такого поведения государством как правомерного или неправомерного» [7].
Можно сказать, что нормативные акты отличаются от иных (ненормативных) актов правотворчества по своему предназначению, юридической миссии в системе юридической регламентации общественных отношений. Нормативные правовые акты предназначены для того, чтобы быть нормативными регуляторами общественных отношений. [8]
Таким образом, нормативный акт выступает основой для правоприменительных, интерпретационных и индивидуально-правовых актов. Именно поэтому, ошибки, допущенные в процессе принятия нормативного правового акта, с неизбежностью повлекут за собой ошибки в правоприменении, толковании и автономном регулировании. Более того, «здоровье» системы нормативных правовых актов заметно влияет на «здоровье» системы всех иных правовых актов [9]. Однако необходимо отметить, что дефекты, возникающие в правоприменительных, интерпретационных и договорных актах, могу в свою очередь повлиять на систему нормативных правовых актов, а именно парализовать их или исказить их действие.
Нормативные правовые акты занимают руководящее положение в отечественной правовой системе, в то время как иные формы правовых актов ограничены теми разрешительными рамками, устанавливаемыми законодательством.
Таким образом, нормативный правовой акт представляет собой источник права, который имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими источниками. Так, нормативный акт как регулятор общественных отношений более оперативен и гибок в его приспособленности к быстроизменяющимся социальным процессам. Данное обстоятельство обосновывается тем фактом, что нормативный правовой акт может быть оперативно принят при возникновении необходимости регулирования новых процессов и явлений в обществе. Соответственно, в случае необходимости он может быть изменен и отменен.
Литература:
- Бошно С. В., Васюта Г. Г. Система нормативных правовых актов: современное состояние и потребности в развитии//Современное право. 2009. № 11.
- Анциферова О. В. Система нормативных правовых актов Российской Федерации//Вестник ЧелГу. 2002. № 2.
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997. С.334.
- Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997. С.268.
- Алексеев С. С. Право: азбука–теория–философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.77.
- Исаков Н. В., Малько А. В., Шопина О. В. Правовые акты: общетеоретический аспект исследования/ / Правоведение. 2002. № 3.
- Савченко В. В. Правовая природа нормативного правового акта как источника права // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. № 1.
- Козулин А. И. Нормативные правовые акты и иные акты правотворчества // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — Екатеринбург: УрО РАН, 2001, — Вып. 2.
- Исаков Н. В., Малько А. В., Шопина О. В. Правовые акты: общетеоретический аспект исследования// Правоведение. 2002. № 3.