Недостаточность квалификационных требований, предъявляемых к бизнес-омбудсменам в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 10.12.2019

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Карбасников, Е. Я. Недостаточность квалификационных требований, предъявляемых к бизнес-омбудсменам в России / Е. Я. Карбасников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 326-329. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64976/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются существующие квалификационные требования к уполномоченным по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, проводится сопоставление законодательных подходов к установлению требований к лицам, претендующим на должность бизнес омбудсмена. На основании анализа действующего законодательства РФ автором формируются выводы о существующих проблемах и правовых пробелах в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: предприниматель, уполномоченный по защите прав предпринимателей, бизнес-омбудсмен, институт защиты прав и законных интересов предпринимателей.

The article deals with the legal requirements for business ombudsmen in Russia. There are several different ways of setting legal requirements for business ombudsmen in the regions of Russia. The author put forward proposals to improve legislation in the field of business ombudsman. The study is based on the analysis of the current Russian legal framework.

Key words: entrepreneur, commissioner for the protection of entrepreneurs' rights, business ombudsman, institution for protection of the rights and legitimate interests of entrepreneurs.

Существование специализированных инструментов защиты прав и законных интересов конкретных субъектных групп является одним из основополагающих элементов правового государства. В современной России существует целый ряд государственных институтов такой защиты, одним из которых являются уполномоченные по защите прав предпринимателей (далее — Уполномоченный, Бизнес-омбудсмен).

С момента учреждения института Бизнес-омбудсмена, отечественная правовая доктрина стала значительно шире за счет многочисленных трудов об эффективности института, его вкладе в развитие экономики и существующей проблематике.

Но в то же время, вопрос о требованиях к Уполномоченным, с точки зрения совокупности установленных действующим законодательством (как на федеральном, так и на региональном уровне) обязательных требований, предъявляемых к кандидатуре на пост Бизнес-омбудсмена, ни разу не оказывался предметом отдельных правовых исследований.

Несмотря на это, проблема предъявления требований к квалификации кандидатов, претендующих на должность Бизнес-омбудсмена, существует. Федеральный и региональные Уполномоченные единолично осуществляют важную, с точки зрения развития отечественной экономики, правозащитную функцию.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее — 78-ФЗ) [3] содержит лаконичное требование: «Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе тридцати лет, имеющее высшее образование».

Частью 5 вышеуказанной статьи устанавливает, что Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной, либо иной творческой деятельности. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее четырнадцати дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит.

Но при этом статья 9 78-ФЗ отдает на откуп субъектам РФ все правовое регулирование деятельности региональных Уполномоченных, в том числе, в части установления квалификационных требований к кандидатуре.

Таким образом, Законодатель, передавая регионам полномочия по регламентированию деятельности Уполномоченных в субъектах РФ, подчеркивает важность существования внутренних рынков, их участников, а также роль и вклад региональных Бизнес-омбудсменов в их развитие. Окончательное согласование кандидатуры федеральным Бизнес-омбудсменом закрепляет централизованный характер института.

Анализируя региональные законодательные акты, регулирующих деятельность Бизнес-омбудсменов, можно сделать вывод о том, что в большинстве субъектов РФ, в том числе, в Москве и Санкт-Петербурге, была применена простая транслитерация положений 78-ФЗ, то есть набор требований к уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, установленный частью 4 статьи 1 78-ФЗ, был зеркальным образом установлен для региональных бизнес-омбудсменов.

Однако, сразу несколько регионов более ответственно подошли к утверждению кандидатуры Уполномоченного.

Таблица 1

Сравнение требований кУполномоченным всубъектах РФ

Субъект РФ

НПА

Общие требования

Дополнительные требования

г. Москва

Закон города Москвы от 30.10.2013 № 56 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве»

- гражданин Российской Федерации

— не моложе 30 лет — высшее образование

(ч. 2 ст. 5)

-

г. Санкт-Петербург

Закон Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 694–122 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге «…»»

- гражданин Российской Федерации

— не моложе 30 лет — высшее образование

(ст. 3)

-

Новосибирская область

Закон Новосибирской области от 01.10.2013 № 364-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Новосибирской области»

- гражданин Российской Федерации

— не моложе 30 лет

— высшее образование

(ст. 4)

- отсутствие иностранного гражданства

— не старше 70 лет

— постоянное проживание на территории региона

— знания и опыт работы в сфере предпринимательской деятельности

— отсутствие судимости

Тульская область

Закон Тульской области

от 01.04.2013 года № 1890-ЗТО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Тульской области»

- гражданин Российской Федерации

— высшее образование

(ст. 4)

- познания в области прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, опыт их защиты

Кировская область

Закон Кировской области от 18.10.2013 № 335-ЗО «Об уполномоченном по защите прав

предпринимателей в Кировской области»

- гражданин Российской Федерации

— не моложе 30 лет

— высшее образование

(ст. 5)

- постоянное проживание на территории региона

— опыт предпринимательской деятельности или руководящей работы

Хабаровский край

Закон Хабаровского края

от 27.11.2013 № 324 «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае»

- гражданин Российской Федерации

— не моложе 30 лет

— высшее образование

(ст. 3)

- стаж работы на руководящих должностях в органах государственной власти РФ или в органах государственной власти субъектов РФ, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с защитой прав субъектов предпринимательской деятельности, не менее двух лет либо опыт предпринимательской деятельности не менее пяти лет

Рассмотрим подробнее наиболее интересные из них:

  1. Законом Новосибирской области от 01.10.2013 № 364-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Новосибирской области» [4] установлен запрет на замещение должности Бизнес-омбудсмена для лиц, имеющих иностранное гражданство, либо иным образом способное постоянно проживать за границей. Требования по своему содержанию характерны для должностного лица высокого уровня, деятельность которого связана, в том числе, с допуском к государственной тайне.

Кроме того, защищать интересы новосибирского бизнес-комьюнити не сможет гражданин, постоянно проживающий за пределами области, не имеющий подтвержденного опыта работы в сфере предпринимательства, имеющий непогашенную судимость. Установлен дополнительный возрастной ценз — лица старше 70 лет также не могут претендовать на должность Уполномоченного.

  1. В Тульской области, напротив, возрастной ценз не установлен [5]. Таким образом, представлять интересы предпринимательского сообщества могут лица моложе 30 лет. Но при этом, кандидат на должность Уполномоченного должен обладать профессиональными знаниями и опытом в сфере защиты прав предпринимателей.
  2. В Кировской области Законодатель установил альтернативное положение [6], требующее от кандидата на должность Уполномоченного иметь опыт предпринимательской, либо руководящей деятельности.

Критерий, связанный с опытом практической деятельности, очевиден и справедлив, но в тоже время отождествление предпринимательской и руководящей деятельности является спорным. Очевидно, что Законодатель ожидает от кандидатуры на должность Уполномоченного готовность к ответственности, к самостоятельному принятию ключевых решений.

  1. Более детальный подход к требованию о практическом опыте реализован в законе Хабаровского края от 27.11.2013 № 324 «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае» [7]. Законодатель установил также и временные показатели, кандидат на должность Уполномоченного должен подтвердить стаж работы на руководящих должностях в органах государственной власти РФ или в органах государственной власти субъектов РФ, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с защитой прав субъектов предпринимательской деятельности, не менее двух лет, либо опыт предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Следует отметить, что аналогичные требования к стажу широко применяются в законодательстве РФ о государственной гражданской службе.

Подводя итоги вышесказанного, следует обозначить сложившиеся на сегодняшний тенденции:

  1. Квалификационные требования к Уполномоченному ограничены российским гражданством, достижением 30-летнего возраста и высшим образованием. Это обусловлено, в первую очередь, механизмом утверждения кандидатуры, а именно — одобрением высокопоставленными должностными лицами и бизнес-сообществом.
  2. Многие регионы, учреждая институт бизнес-омбудсмена на своей территории, применили транслитерацию положений 78-ФЗ, не устанавливая дополнительных требований. Такая тенденция присутствует не только в рамках регламентирования деятельности Уполномоченных в субъекте РФ и обозначает пассивность законодательного органа региона, которая зачастую способствует возникновению правовых пробелов.
  3. Существуют прецеденты более скрупулёзного подхода к установлению квалификационных требований к Уполномоченным в субъектах РФ. Такой подход свидетельствует о жизнеспособности института в целом, его практической значимости и важности фигуры Бизнес-омбудсмена, как инструмента развития регионального рынка.

Таким образом, существующая в сегодняшних правовых реалиях ситуация с самостоятельным регулированием субъектами РФ деятельности региональных Уполномоченных обусловила возникновения плюрализма в региональном законодательстве.

Государственная должность Уполномоченного в субъектах РФ по своей сути является одновременно единоличным государственным органом. От совокупности профессиональных навыков, способностей и накопленного опыта отдельного должностного зависит, в том числе, защита интересов предпринимателей соответствующего региона.

В большей степени это касается малого и среднего бизнеса. Учитывая большое количество действовавших в последние 5 лет и действующих на сегодняшний день федеральных и региональных программ по поддержке малого и среднего бизнеса, можно говорить о позиции государства, характеризующейся не иначе, как глубокой заинтересованностью в успехе и развитии предпринимательского сегмента-двигателя отечественной экономики.

Институт Уполномоченных является неотъемлемой частью этого сегмента, гарантом его стабильного нахождения в рамках правового поля. Именно поэтому таким важным является установление дополнительных требований к Уполномоченным, в первую очередь, с целью нахождения на должности исключительно высококвалифицированных профессионалов, обуславливающих эффективность функционирования института в целом.

При этом простая транслитерация положений 78-ФЗ, в части квалификационных требований к кандидатам на должность Уполномоченных, остается приемлемой. Такой подход может обусловить неэффективность или недостаточную эффективность Уполномоченного в отдельном субъекте РФ в силу отсутствия необходимого профессионального опыта у лица, находящегося на такой должности, и, как следствие, принятие неверных решений, либо вовсе неподобающего бездействия.

Литература:

  1. Татаркин А. И. Социальный вектор смешанной модели экономического развития России // Финансы: теория и практика. 2014. № 6. С. 10–21.
  2. Палагина А. Н. Совершенствование условий для развития малого и среднего бизнеса через институт уполномоченного по защите прав предпринимателей // Российское предпринимательство. 2013. Т. 14, № 15. С. 56–61.
  3. Федеральный закон от 07 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2305.
  4. Закон Новосибирской области от 01 октября 2013 г. № 364-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Новосибирской области» (ред. от 05.07.2017) // «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области». 2013. № 47.
  5. Закон Тульской области от 01 апреля 2013 г. № 1890-ЗТО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Тульской области» (ред. от 26.02.2016) // РГ 03.04.2013.
  6. Закон Кировской области от 18 октября 2013 г. № 335-ЗО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кировской области» (ред. от 05.07.2017) // «Вести. Киров» 2013 г. № 91.
  7. Закон Хабаровского края от 27 ноября 2013 г. № 324 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае» (ред. от 28.09.2016) // «СЗ Хабаровского края» 2013 г. № 12.
  8. Официальный сайт уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей // URL: http://ombudsmanbiz.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Уполномоченный, высшее образование, предпринимательская деятельность, защита, субъект РФ, должность Уполномоченного, Новосибирская область, предприниматель, Хабаровский край.


Ключевые слова

предприниматель, уполномоченный по защите прав предпринимателей, бизнес-омбудсмен, институт защиты прав и законных интересов предпринимателей

Похожие статьи

Актуальные вопросы участия уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации в арбитражном процессе

Данная статья посвящена исследованию правового статуса уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации. Автором обсуждаются актуальные вопросы участия уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации в арби...

Особенности процедуры примирения с участием несовершеннолетних потерпевших

В статье рассматриваются различные точки зрения на особенности проведения уголовного судопроизводства при участии несовершеннолетнего потерпевшего в связи с процедурой примирения. Автором выделяется ряд проблем, отражающих неоднозначность практике в ...

О некоторых направлениях совершенствования обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых

В статье автор рассматривает отдельные проблемы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Анализируются высказываемые в науки позиции о необходимости приобретения субъектами расследования специальных познани...

Некоторые вопросы правоспособности и дееспособности публично-правовых образований как участников предпринимательских отношений

В статье освещаются некоторые проблемные вопросы правоспособности и дееспособности публично-правовых образований как участников предпринимательских отношений. На основании проведенного исследования делается вывод о том, что необходимо усовершенствова...

Некоторые особенности правового статуса защитника в уголовном процессе

В статье анализируются некоторые особенности правового статуса защитника в уголовном процессе. Рассматриваются нормы Уголовно-процессуального кодекса России, устанавливающие право на защиту, участие и допуск защитников. Выявляются пробелы законодател...

К вопросу о введении института финансового уполномоченного в Российской Федерации

С 1 июля 2019 года началось поэтапное введение в действие Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». В статье рассматриваются некоторые аспекты нового закона, не соответствующие задач...

Отдельные проблемные вопросы регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В рамках данной статьи автором, на основе анализа норм действующего законодательства, мнений ученых и материалов судебной практики, исследуются отдельные проблемные аспекты, связанные с регулированием предпринимательской деятельности в Российской Фед...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Основы системы защиты несовершеннолетних и их законных прав в Российской Федерации

В статье анализируется нормативно-правовая база, регулирующая систему защиты прав и свобод несовершеннолетних, приводится понятие, элементы правозащитного механизма и проблемы его реализации на современном этапе; рассматриваются государственные и общ...

Актуальные проблемы внесудебного банкротства граждан

В статье анализируется функционирование института внесудебного банкротства граждан в Российской Федерации. Приводится мнение о существующих пробелах и проблемах правового регулирования внесудебного банкротства физических лиц. Также автор статьи приво...

Эффективные механизмы защиты конституционных прав несовершеннолетних органами прокуратуры РФ

Актуальность исследования определяется конституционно закрепленным приоритетом детей в государственной политике и низкой эффективностью защиты прав несовершеннолетних. В данной статье рассматриваются правоотношения, возникающие при защите конституцио...

Похожие статьи

Актуальные вопросы участия уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации в арбитражном процессе

Данная статья посвящена исследованию правового статуса уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации. Автором обсуждаются актуальные вопросы участия уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации в арби...

Особенности процедуры примирения с участием несовершеннолетних потерпевших

В статье рассматриваются различные точки зрения на особенности проведения уголовного судопроизводства при участии несовершеннолетнего потерпевшего в связи с процедурой примирения. Автором выделяется ряд проблем, отражающих неоднозначность практике в ...

О некоторых направлениях совершенствования обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых

В статье автор рассматривает отдельные проблемы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Анализируются высказываемые в науки позиции о необходимости приобретения субъектами расследования специальных познани...

Некоторые вопросы правоспособности и дееспособности публично-правовых образований как участников предпринимательских отношений

В статье освещаются некоторые проблемные вопросы правоспособности и дееспособности публично-правовых образований как участников предпринимательских отношений. На основании проведенного исследования делается вывод о том, что необходимо усовершенствова...

Некоторые особенности правового статуса защитника в уголовном процессе

В статье анализируются некоторые особенности правового статуса защитника в уголовном процессе. Рассматриваются нормы Уголовно-процессуального кодекса России, устанавливающие право на защиту, участие и допуск защитников. Выявляются пробелы законодател...

К вопросу о введении института финансового уполномоченного в Российской Федерации

С 1 июля 2019 года началось поэтапное введение в действие Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». В статье рассматриваются некоторые аспекты нового закона, не соответствующие задач...

Отдельные проблемные вопросы регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В рамках данной статьи автором, на основе анализа норм действующего законодательства, мнений ученых и материалов судебной практики, исследуются отдельные проблемные аспекты, связанные с регулированием предпринимательской деятельности в Российской Фед...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Основы системы защиты несовершеннолетних и их законных прав в Российской Федерации

В статье анализируется нормативно-правовая база, регулирующая систему защиты прав и свобод несовершеннолетних, приводится понятие, элементы правозащитного механизма и проблемы его реализации на современном этапе; рассматриваются государственные и общ...

Актуальные проблемы внесудебного банкротства граждан

В статье анализируется функционирование института внесудебного банкротства граждан в Российской Федерации. Приводится мнение о существующих пробелах и проблемах правового регулирования внесудебного банкротства физических лиц. Также автор статьи приво...

Эффективные механизмы защиты конституционных прав несовершеннолетних органами прокуратуры РФ

Актуальность исследования определяется конституционно закрепленным приоритетом детей в государственной политике и низкой эффективностью защиты прав несовершеннолетних. В данной статье рассматриваются правоотношения, возникающие при защите конституцио...

Задать вопрос