В данной статье рассматриваются аспекты художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, автор обращается к поиску эффективных педагогических условий, методов и приемов организации работы с художественной литературой, способствующих формированию нравственных представлений дошкольников.
В дошкольном образовании в соответствии с ФГОС дошкольного образования существенное внимание уделяется восприятию и осмыслению детьми музыкальных произведений, народного устного творчества, детской литературы, стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений; осуществлению самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Модель поведения, которая выстраивается в раннем возрасте, будет в предстоящем обуславливать не только успешное обучение и развитие личности, но и социальные отношения в мире. Дошкольный возраст является сенситивным для освоения нравственных общепризнанных норм и правил, закладывания основ высоконравственного действия. Конкретно, ввиду собственной высочайшей значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников постоянно находилась в центре внимания выдающихся преподавателей, из них В. Г. Нечаева, В. А. Сухомлинский, Н. С. Капринская А. М. Виноградова, В. И. Логинова, Б. Т. Лихачев и др. Они занимались поиском более действенных путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольном учреждении.
В качестве одной из важнейших элементов нравственного развития выступает сопереживание. «Сопереживать, согласно толковому словарю Т. Ф. Ефремовой, следовательно испытывать совместно с кем-либо, разделять чьи-либо волнения и проникаться эмоциями и идеями изображаемого персонажа (в театральном искусстве)».
Большим потенциалом при формировании моральных качеств, в том числе и сопереживания, обладают художественные произведения. Это подтверждается и мнением ученых, которые видят ознакомление детей с художественной литературой одним из важнейших средств нравственного воспитания дошкольников (М. М. Конина, О. И. Соловьева, Л. Б. Фесюкова, Е. Ф. Лунина и др.). Л. П. Стрелкова Н. С. Ежкова, в собственных исследованиях концентрирует внимание на такой особенности художественного восприятия ребенка дошкольного возраста, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. подразумевает никак не бездеятельное содержание, а именно деятельность, которая реализуется во внутреннем содействии, сопереживании героям произведения, выдуманном перенесении происшествий на самого себя, в результате чего у ребенка возникает эффект как будто он сам лично присутствует и принимает участие в событиях художественного произведения».
Художественно-эстетическое развитие дошкольников с применением детской художественной литературы возможно при создании учителем обстоятельств и применении определенных конфигураций и результативных способов, сориентированных в развитие моральных взглядов, оценок, содействующих зарождению нравственных чувств. Выбор художественных произведений обязан повиноваться установленным условиям: содержание произведения должно быть общедоступно осмыслению ребенка, изложено лаконично и последовательно; разногласие между персонажами должен находиться в основе сюжета произведения; а решение его может быть предложено равно как с поддержкой преподавателя, вслед за тем и лично ребятами.
С целью стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений каждое занятие с детьми должно включать в себя различные формы деятельности, представляемые в установленной очередности:
1) создание мотивации ожидающей работы (предыстория) и ознакомление с произведением;
2) характеристика основных героев, выявление противоречий или конфликта;
3) отреагирование конфликтной ситуации, отбор линий ее разрешения в ходе проигрывания мини-этюдов, выстраивания разговоров, игровых ситуаций, в которых ребенок имел бы шанс сформулировать собственное восприятие ситуации и позиции к ней опосредованно, при помощи утверждение значимости.
Чтение детям. Данный способ подразумевает прочтение художественных произведений по книге и наизусть. Задача взрослого прочитать произведение так, чтобы было доступно и главное содержание, и замысел и, вызвать эмоциональный отклик. При чтении в этом случае важен такой прием, как выразительность чтения, в котором заключена его эмоциональная насыщенность.
Прием повторности чтения всего текста либо наиболее значимых и ярких отрывков дает возможность повысить представление от прочитанного, вызвать новые эмоции и волнение, то, что важно в воспитательском взаимоотношении.
Метод — рассказывание педагога свободная передача текста, поэтому возможны перестановка слов, их замена, объяснение. Рассказывание дает большие возможности для привлечения детей и усвоения ими нравственных представлений.
Инсценирование — это одна из любимых форм деятельности дошкольников. Дает возможность повторно познакомить детей с художественным произведением и зафиксировать высоконравственные понятия.
Заучивание наизусть не столько способствует умственному, но также нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников. К тому же, выразительное чтение — самостоятельная, сложная, художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка и его нравственные представления, а в дальнейшем и чувства.
Беседа по произведению и детский пересказ. Эти приемы комплексные, которые включают в себя целый ряд различных вербальных и образных приемов. Беседа позволяет выявить, постигли ли дети главную проблему произведения. В ходе беседы дошкольники учатся строить логичный пересказ, передавать произведения близко к тексту.
На сегодняшний день, невзирая на заинтересованность к детской художественной литературе как к воспитательскому «инструменту», имеется большое количество сложностей — один недостаток системности тянет из-за собою недостаток методов преподавательского влияния, и, таким образом, оказывает большое влияние на результативность преподавательского применения сказок. Определенным преподавателям и педагогам сложно вообразить, то что с точки зрения обучения моральных конструкций возможности сказки, небылицы, рассказы и другое значительно основательнее, нежели их художественная и историческая важность.
Сказка может с помощью небольшого демонстрировать огромное, в карликовом, миниатюрном показать большое, глобальное, на основе поведения и характера одного персонажа — показать мощь злобы либо добродетельность и непрекращающуюся войну данных сторон. Данное весьма немаловажно на первоначальной стадии развития нервной системы детей.
Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, созданных в дошкольной педагогике и представленных в данной статье, открывает большие возможности перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста с целью развития моральных взглядов ребенка. Каждый метод являет собой способ достижения установленной цели на пути пошагового развития нравственных суждений, развития и поддержания моральных эмоций и линии поведения детей в целом.
Литература:
- Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка/Т. Ф. Ефремова; в 3 томах. — АСТ, Астрель, Харвест, Lingua. — 2005. — С.802
- Любаев, А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 707–709. — URL https://moluch.ru/archive/101/22975
- Полозова Т. Д., Полозова Т. А. Всем лучшим во мне я обязан книгам; Просвещение — Москва, 1990. — 256 c.