Данная статья посвящена рассмотрению понятия транспортного преступления и его признаков в российском законодательстве и юридической научной литературе.
Ключевые слова: транспортное преступление, безопасность движения, эксплуатация транспорта.
Сегодня тяжело представить нашу жизнь без транспортных средств, особенно в Российской Федерации, где транспорт является ключевым звеном не только в экономической, но и в социальной сфере. Оценивая значимость и роль транспорта в нашей жизни, можно смело назвать эту отрасль «аортой государства». Преступность в России становится все более организованной и профессиональной. Это не могло не затронуть транспорт, который в настоящее время является неотъемлемой отраслью народного хозяйства страны, и является связующим звеном между отраслями экономики не только в нашей стране, но и в международных отношениях.
В Российском законодательстве в настоящее время нет четкого определения транспортного преступления, а теория уголовного права, к которой относится данное определение, так же не выработала дефиниции, которая считалась бы общепринятой. В юридической литературе можно встретить два подхода к определению данного термина, рассматривающие его в узком и широком смыслах. Наиболее ярким определением транспортного преступления в узком смысле можно считать формулировку, данную Н. С. Алексеевым. По его мнению, транспортным преступлением является «общественно опасное, виновное деяние, которое посягает на общественные отношения, связанные с правильной работой транспорта [1, с. 101].
Данное определение не может считаться полным так как абсолютно не учитывает признаки данного преступления, а формулирует только объект преступления. При этом данное определение так же достаточно узко рассматривает последствия данного преступления, так как они не всегда связаны с уроном и потерями со стороны государства. Немного более детализированным представляется определение Ю. В. Толмачева, который при определении данного понятия, ушел от более конкретной формулировки правильное функционирование транспорта», а предпочел его расширить «правильное функционирование транспорта как необходимое условие безаварийности и безопасности его работы. [2, с. 118].
Анализ юридической литературы позволил выявить, что чаще всего определение данного понятия варьирует в зависимости от вида транспорта, к которому оно применяется. Учитывая тот факт, что именно автомобильный транспорт является наиболее распространенным в России и в мире, то наибольшее количество определений транспортного преступления касается именно автомобилей.
По мнению, В. Е. Суденко, автотранспортным преступлением является совершенное лицом по неосторожности или умышленно общественно опасное действие или бездействие, нарушающее правила безопасности движения и эксплуатации средств автомототранспорта и городского электротранспорта и приводящее к наступлению (или реальной возможности наступления) указанных в законе тяжких последствий. [3, с. 118].
В своих работах В. В. Лукьянов полагал, что термины «автопроисшествие», «автотранспортное происшествие», «автодорожное происшествие», недостаточно точно отражают содержание определения транспортного преступления, поскольку они ориентированы именно на автомобили, при этом достаточно большой перечень транспортных средств не учитывается. Именно поэтому, при рассмотрении транспортных преступлений, он предлагал использовать наиболее обобщенное понятие «дорожно-транспортное происшествие», которое он сформулировал следующим образом: событие, нарушающее процесс дорожного движения, возникающее в результате потери возможности управлять транспортным средством и сопровождающееся гибелью, ранением людей, нанесением материального ущерба». [4, с. 118].
Предлагаемые понятия имеют как минимум два недостатка:
- Достаточно неудачное определение дорожно-транспортного происшествия, которое представляет собой определенное явление, при этом практически не содержит признаков события, необходимых для того что бы оно послужило бы основанием для отнесения его к преступлению.
- Данная дефиниция дорожно-транспортного преступления является поверхностной и не отражает его сущность.
Как было сказано выше, большая часть транспортных преступлений отождествляется с автомобильным транспортом, при этом дефиниции преступлений, предметом которых является водный транспорт в юридической литературе существует достаточно мало. Одним из них является определение, данное С. Н. Захаровым, который наиболее полно определение транспортного преступления спроецировал на водный транспорт, и сформулировал его как: общественно опасное противоправное деяние, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении законов, специальных правил, положений и других нормативных актов, регулирующих безопасность движения и эксплуатации водного транспорта или ремонта транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи, и приведшее к несчастным случаям с людьми, кораблекрушению, аварии или иным тяжким последствиям. [5, с. 74].
В данном определении можно отметить два основных недостатка, которые не позволяют отнести его к универсальным, которое можно было бы применять абсолютно ко всем преступлениям, связанным с функционированием водного транспорта. Данное определение не учитывает преступление, предусмотренное ст. 267 УК РФ, так как приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения не всегда связано с ненадлежащим исполнением нормативно правовых актов, а следовательно, не учитывается данным определением. Это подтверждается тем, что согласно положениям данной статьи деяние, за которое предусмотрена ответственность, связано с разрушением, повреждением самого транспортного средства, либо транспортных коммуникаций и инфраструктуры, при этом речь о нарушении каких-либо правил не идет.
Применительно к железнодорожному транспорту рассматриваемое преступление в научной юридической литературе предлагается определять, как «виновно совершенное деяние, нарушающее требование безопасного функционирования (безопасного движения и эксплуатации железнодорожного транспорта) единого технологического комплекса, обеспечивающего осуществление перевозок пассажиров и грузов по единой сети железных дорог России, влекущие причинение смерти одному или нескольким лицам, тяжкий вред здоровью, причинении ущерба имущественным отношениям, окружающей природной среде. [6, с. 37].
Н. И. Пикуров полагает «Преступлениями, посягающими на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», в теории российского уголовного права принято считать общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на установленный законом или иными нормативными правовыми актами правила безопасного функционирования (движения и эксплуатации) железнодорожных транспортных средств, охрану жизни человека на территории железнодорожной инфраструктуры и прилегающих сооружений. [7, с. 56].
Данное определение понятия «транспортного преступления» наглядно отражает его относительно состава преступления предусмотренного ст. 263 УК РФ, поскольку основным объектом данного преступления являются отношения по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
А. И. Коробеев дает практически идентичное понятие определению транспортного преступления, говоря о том, что транспортные преступления, это такие преступления, которые «посягают на общественные отношения в сфере безопасного функционирования транспортных средств. [8, с. 127]
В то же время надо заметить, что выделение двух видов угроз (внутренних, проистекающих от лиц, непосредственно отвечающих за безопасность движении и эксплуатации железнодорожного транспорта, пунктов технического обслуживания обслуживающих подвижной состав, осуществляющих ремонт, т. е. отвечающих за безопасность его функционирования; внешних, охватывающих воздействие на безаварийную работу указанного транспорта лиц.
В законодательстве РФ, в частности в УК РФ, не содержится определения транспортного преступления, тем не менее в гл. 27 УК РФ указан основной признак характеризующий данную группу преступлений — это нарушение в сфере общественных отношений по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспорта. Данный признак подтверждает определение транспортного преступления данного Соктоевым З. Б., по мнению которого, лицо, которое осознанно нарушает правила дорожного движения или правила эксплуатации транспортного средства, «воздействует на безопасность дорожного движения, снижая или вовсе ликвидируя состояние защищенности таких социальных ценностей как здоровье, жизнь. [9, с. 146]
В научной литературе говорится, что преступлением против безопасности движения или эксплуатации транспорта (транспортным преступлением) признается общественно опасное виновное посягательство на безопасность транспорта, причинившее предусмотренные уголовно-правовыми нормами опасные последствия [10, с. 328]. Данное определение позволяет сделать вывод, что безопасность транспортного средства представляет собой определенный комплекс свойств, который гарантирует обеспечение здоровья и жизни всех его пользователей, сохранность материальных ценностей, которые он перевозит, а так же сохранность состояния окружающей среды и целостность транспортных средств и коммуникаций.
Изучив мнение исследователей в области транспортных преступлений, можно сделать вывод, что, транспортным преступлениям, исходя из механизма их совершения, неотъемлемо присущи следующие признаки:
- Все транспортные преступления посягают на один и тот же объект, который в свою очередь является основным непосредственным объектом состава преступления — это безопасность движения или эксплуатации транспорта;
- Предметом преступления выступает транспорт как сложный комплекс технологической системы или отдельное транспортное средство;
- В результате совершения преступления причиняется вред дополнительному непосредственному объекту преступления в результате нарушения условий обеспечения безопасности транспорта.
Данные признаки в полной мере позволяют охарактеризовать само понятие транспортного преступления, а также каждое преступление с учетом особенностей транспортного средства, связанного с преступным деянием. Приведенные признаки наглядно отграничивают этот вид преступлений от сходных с ним (например когда транспортное средство или транспорт используется как орудие преступления), а так же административных правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность и их последствия не влекут наступления общественной опасности, что исключает уголовную ответственность.
Изучив действующее уголовное законодательство, проанализировав научную юридическую литературу и мнение авторитетных юристов-исследователей, сложилось общее определение понятия транспортного преступления.
Транспортное преступление — это общественно опасное, виновное деяние, при взаимодействии человека с транспортом, совершаемое действием или бездействием работника, в силу служебных обязанностей отвечающего за безопасность движения и эксплуатации транспорта, влекущие предусмотренные в законе преступные последствия.
Литература:
- Белокобыльский Н. Н. Понятие транспортного преступления в уголовном праве РФ // Вестник Московского университета. — 2014. — № 4. — С. 101–102.
- Толмачев Ю. В. Квалифицирующие признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и разграничение указанного преступления // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. — С. 118.
- Суденко В. Е. Проблемы квалификации транспортных преступлений // Юрист. — 2014. — № 3. — С. 74–81.
- Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. — М.: РАП, 2011. — 349 с.
- Захаров С. Н. Водно-транспортные преступления: расследование и предупреждение. — М.: Юрид лит., 1977. — 128 с.
- Колчин М.М. Безопасность железнодорожного транспорта: уголовно-правовые проблемы. — Владимир: Издание, 2009. — 128 с.
- Пикуров Н. И. Квалификация транспортных преступлений: Научно-практическое пособие. — М.: РАП, 2011. — 128 с.
- Коробеев А. И. Транспортные преступления и транспортная преступность. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 468 с.
- Соктоев З. Б. Преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Энциклопедия уголовного права. — СПб.: Издание профессора Малинина, 2014. — С. 144–150.
- Чучаев А.И. Уголовное право. Особенная часть. — М.: Инфра-М, 2015. — 704 с.