В статье кратко раскрываются основные типы демократии и элементы ее реализации. Рассмотрены некоторые проблемы реализации способов и гарантий непосредственного осуществления народом своей власти, а также предложены пути их решения
Ключевые слова: прямая (непосредственная) демократия, представительная демократия, гражданское общество, правовая активность, общественная молодежная палата
В настоящее время демократические устои современного общества, являются подтверждающим фактором наличия в основном законе нашей страны, и принятом на его основе региональном законодательстве, соответствующей правовой возможности реализации права граждан на участие в управлении делами государства.
Общеизвестно, что в зависимости от характера участия народа в политическом процессе сформировались базовые типы: прямая (непосредственная) и представительная модели.
Основным элементом непосредственной демократии является прямое волеизъявление граждан по вопросам принятия конкретных политических решений, а именно непосредственного участия гражданина в решении того или иного вопроса [3].
Возможность граждан формулировать, выражать и отстаивать свои публично значимые интересы и участвовать в осуществлении народом своих суверенных прав через выборные и иные органы публичной власти, а также примыкающие к публичной власти институты гражданского общества, являются основной характеристикой функционирования представительной демократии [2]. Гражданам гарантируется адекватное выражение воли народа в деятельности органов публичной власти, их подконтрольность и ответственность перед народом.
Тем не менее, в ряде нормативно-правовых актах федерального уровня отсутствуют четкие границы реализации способов и гарантий непосредственного осуществления народом своей власти. Что нельзя сказать о законодательстве регионального уровня, где законодатель стремится дать все более широкие возможности для реализации прав и свобод граждан на политическое участие в соответствии со сложившимися в регионе обычаями и традициями, тем самым укрепляя основы непосредственной демократии в нашей стране.
К примеру, в Республике Мордовия на основании положения «Об Общественной молодежной палате при Государственном Собрании Республики Мордовия», утвержденного постановлением Государственного Собрания Республики Мордовия от 24 февраля 2012 года № 89-V П, создана и функционирует Общественная молодежная палата при Государственном Собрании Республики Мордовия (Молодежный парламент) [1].
Молодежный парламент является коллегиальным совещательным и консультативным органом при Государственном Собрании Республики Мордовия, целями которого представление интересов молодежи по вопросам государственной политики, развитие гражданской и политической активности молодежи.
22 марта 2016 года в Государственном Собрании Мордовии прошел очный этап Республиканского конкурса исследовательских работ в области законотворческой деятельности «Законотворец Мордовии — 2016». Основной целью конкурса являлось привлечение молодежи к государственному управлению посредством ее участия в законотворческой деятельности, а также содействия распространению и развитию правовой культуры в молодежной среде [4].
Данный пример является подтверждением элемента гражданской активности со стороны представителей молодежного сообщества. Считаю, что для более всеобъемлющего масштаба участия в данного рода мероприятиях необходимо привлечь общественные организации, образовательные и научные учреждения, средства массовой информации.
Неоднократно, глава государства в своих посланиях отмечал значительные недостатки в сфере взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной и муниципальной власти по решению социально значимых проблем. Зачастую, на практике не реализуются механизмы волеизъявления со стороны граждан, допустимые на уровне федерального законодательства. Граждане, в силу недоверия к власти, наличия в правовом сознании некоего представления «бюрократической машины», способной негативно сказаться на уровне и возможностях жизни на территории того или иного муниципального образования, просто молчат о существующих проблемах.
Считаю, чтобы совсем искоренить данную проблему необходимо все в большей степени привлекать граждан и информировать их о процессах, происходящих в стране и регионе. К примеру, глава сельского поселения имеет возможность информировать работающее и неработающее население о некоторых актуальных вопросах, касающихся их жизни, наличии ряда президентских выплат социального характера, всестороннее проинформировать население о ходе рассмотрения законов, подзаконных актов, наиболее актуальных общественных вопросов, рассматриваемых как на федеральном, так и на региональном уровне.
Считаю, что необходимо провести работу по поиску, внедрению и активизации все новых моделей функционирования институтов непосредственной демократии, способных представлять общественные интересы. Данные перспективные направления должны быть максимально проработаны и быть направлены на искоренение существующих проблем в области регионального и местного управления и выработке положительной динамики правовой активности со стороны граждан нашей страны.
Литература:
- Об Общественной молодежной палате при Государственном Собрании Республики Мордовия: постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 24 февраля 2012 года № 89-V П: с изм. от 21.10.2016 г. // Известия Мордовии. — № 30. — 2012. — 1 марта.
- Джагарян Н. В. Представительная демократия — универсальная характеристика современной концепции народовластия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2014. — С. 127–132.
- Пастухов А. В. Институты непосредственной демократии в современной России: состояние, приоритеты совершенствования // дисс. канд. полит. наук. Орел. 2014.
- Мероприятия Общественной молодежной палаты 2016 // www.gsrm.ru. URL: http://www.gsrm.ru/preddstavitelnaya-activities/public-youth-chamber/2016.php (дата обращения: 06.12.2019).