Настоящая статья содержит в себе возможные варианты защиты прав участникам исполнительного производства при обращении взыскания на ценные бумаги. Практика формирования правового государства многогранна и противоречива. Установленные государством правовые принципы, которые в теории представляются результатом поиска оптимальных ответов, в реальности достаточно сложно реализовать. Защита и охрана прав участников любых правоотношений, в том числе и в сфере исполнительного производства, — основная функция правового государства.
Ключевые слова: исполнительное производство, ценная бумага, право на защиту, формы надзора.
Часть 1 ст. 45 Конституции России гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Данная функция должна быть оснащена системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту субъективных прав [1]. Бесспорно, что эти процедуры, механизмы, институты не являются неизменными, они находятся в динамике, совершенствуются, приспосабливаются к изменяющимся общественным отношениям в области исполнительного производства, а именно в интересующей нас сфере — при обращении взыскания на ценные бумаги. Обширная и многогранная система органов и процедур, защищающих права участников исполнительного производства при обращении взыскания на ценные бумаги, должна создавать механизм, без которого защита была бы не возможна. В защите прав сторон при обращении взыскания на ценные бумаги в принудительном порядке участвуют самостоятельно и в пределах предоставленной законом компетенции все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная, прокуратура.
Любое право имеет для субъектов существенное значение, если оно может быть защищено как действиями самого управомоченного на то субъекта, так и действиями уполномоченных органов. Нарушение прав участников исполнительного производства при обращении взыскания на ценные бумаги можно определить как последствия действия или бездействия судебного пристава-исполнителя, иного лица, нарушающих права участника производства, деятельность которых определена законодательством об исполнительном производстве Российской Федерации.
«Право на защиту — это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера и пресечения действий, нарушающих право» [2]. Общепринято, что право на защиту определяется крупным массивом норм материального и процессуального права, которые устанавливают: содержание правоохранительной меры; основания ее применения; круг субъектов, уполномоченных на ее применение; процессуальный порядок применения; процессуальные и материально-правовые права субъектов, по отношению к которым применяется указанная мера.
В законодательстве об исполнительном производстве нашей страны предусмотрены различные способы и формы защиты прав участников исполнительного производства. Однако в законодательстве не закреплено толкования понятий «способ защиты права» и «форма защиты права». Правоведами высказывалось множество суждений в отношении доктринального определения и квалификации как форм, так и способов защиты прав. Многообразие мнений обусловлено широким выбором критериев. Иногда не делают различий между понятиями способ и форма защиты права. Например, «Способ (форма) обеспечения прав человека установлен на самом высоком законодательном уровне. Статья 18 Конституции РФ в качестве основного способа защиты прав утверждает правосудие. …» [3].
При рассмотрении способов защиты прав может не даваться определения данного юридического термина, но перечисляются сами способы: «защита нарушенного права собственности посредством его восстановления; признание права собственности и иных вещных прав на имущество; применение последствий ничтожной сделки и т. д».. Возможно предположить, что формой защиты права в данном случае выступает судебная защита прав.
Способ защиты права — это категория материального права. Полагаю, что закрепленная в законе правоохранительная мера, посредством которой производится устранение нарушенного права и воздействие на правонарушителя это и есть способ защиты права. Каждый способ защиты права может применяться в определенном процессуальном порядке, который именуется формой защиты права. Под формой защиты права автором понимается определяемая законом деятельность компетентных органов по защите права, т. е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.
Перечисленные в законе способы защиты права, т. е. определенные меры принуждения к правонарушителю, осуществляются не одной, а несколькими формами защиты права: судебная форма (судами общей юрисдикции, арбитражными судами); административная (уполномоченными органами исполнительной власти). И бесспорно, не только «Законодательная регламентация судебных и административных процедур защиты прав граждан имеет большое значение», но и остальных ее форм.
Для исполнительного производства при обращении взыскания на ценные бумаги применение самозащиты своего права на владение, пользование и распоряжение ценной бумагой может означать нарушение нормы закона о запрете на ограничение распоряжения данным видом имущества.
Общественные формы защиты не применимы в сфере исполнительного производства в отличие от использования данной формы на рынке ценных бумаг. Например, возможность саморегулируемых организаций защищать права инвесторов на рынке ценных бумаг (ст. 15, 16, 17 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» [4]) или Федерального компенсационного фонда по защите прав инвесторов (ст. 19 того же закона).
Стоить отметить, что формы защиты прав в исполнительном производстве классифицируют на: формы контроля и формы надзора. Понятия «надзор» и «контроль» представляются тождественными. Полагаю поддержать точку зрения, что «вместе с тем, отличие объясняется разным характером проверки и полномочиями, которыми располагают контрольные и надзорные органы».
Имеет место суждение, что «Предмет надзора, наряду с исполнением законов, представляющим собой активную деятельность по осуществлению предписаний закона, охватывает также и все иные формы реализации права, в том числе и соблюдение законов, которое обычно трактуется как следование запретам, установленным законом. Кроме того, надзор, в отличие от контроля, всегда осуществляется извне по отношению к объектам иных систем» [5]. В исполнительном производстве осуществляются следующие формы надзора: судебный надзор, прокурорский надзор. В службе судебных приставов имеет место эффективная сформированная система внутриведомственного контроля. Контроль обеспечивается существующей системой соподчинения; главный судебный пристав Российской Федерации — главный судебный пристав субъекта Российской Федерации — старший судебный пристав — судебный пристав-исполнитель.
Литература:
- Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В. В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Спартак, 2001. С. 223.
- Формы защиты прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг / Под ред. М. К. Треушникова. — М.: «Городец», 2000. С. 8.
- Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. — М.: Издательство НОРМА, 2003. С.305.
- Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ (ред. 27.12.2005) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СЗ Р. -1999. — № 10. — С.1163.
- Даев. Г., Маршунов М. Основы теории прокурорского надзора. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. С. 42.