Данная статья посвящена изучению применения WeChat и QQ приложений в учебном процессе РКИ в Китае. В статье рассмотрены многофункциональные возможности использования WeChat и QQ приложений как во время аудиторных занятиях, так и внеаудиторных. Основное внимание в статье уделяется анализу достоинств использования WeChat и QQ приложений в учебном процессе РКИ. Автором статьи предложены рекомендации для преподавателей по применению WeChat и QQ приложений в учебном процессе РКИ в Китае.
Ключевые слова: WeChat, QQ, высшие учебные заведения Китая, РКИ.
XXI век разительно отличается от предыдущего. То, что еще недавно казалось невероятным и недоступным, в настоящее время уже работает. Прогресс развития информационных технологий поражает воображение. Глобальная интернет-паутина стала всеобъемлющим пространством, которое объединило всех людей, все страны мира. Уже никого не удивишь наличием мобильного телефона или компьютера. Но удивляют и приятно радуют своими многофункциональными возможностями, например, приложения к мобильным телефонам. Самыми распространенными мобильными приложениями в Китае являются WeChat и QQ приложения. Особой популярностью эти приложения пользуются среди молодежи. У каждого студента в китайских вузах в мобильных телефонах установлены WeChat и QQ приложения. Они являются неотъемлемой частью их жизни. Благодаря этим приложениям студенты легко и быстро связываются со своими одногруппниками, общаются со студентами других факультетов или вузов. Преподавателям также удобно держать связь со студентами через WeChat и QQ приложения, организовывать и контролировать учебный процесс.
Результаты
Новые технологии в обучении стали необходимым элементом образовательного процесса. Они непрерывно расширяются и модернизируются. Рассмотрим пример использования WeChat и QQ приложений в учебном процессе РКИ в Китае.
WeChat (微信, Weixin, Вичат) — китайское универсальное технологическое приложение, которое может быть использовано как мобильно — в телефонах, планшетах, так и стационарно — в персональных компьютерах. Разработано китайской компанией Tencent. Первый релиз был выпущен в январе 2011 года. В настоящее время является самым популярным мобильным приложением в мире по количеству пользователей. По состоянию на третий квартал 2019 года количество пользователей WeChat составляет 1 миллиард 151 миллионов человек (рис.1) [1].
Рис. 1. Число активных пользователей WeChat в месяц (второй квартал 2011 года — третий квартал 2019 года) (млн.чел.)
Популярность WeChat обусловлена тем, что данное приложение объединило в себе множество различных функций:
– общение (текстовые и голосовые сообщения, аудио и видеозвонки) и передача информации (ссылки, файлы — текстовые, растровые, аудио, видео и других форматов);
– платежная система WeСhat pay;
– подписной информационный аккаунт;
– сканирование QR-кодов и другие функции.
Связь новых технологий с процессом обучения неразрывна. Многофункциональность WeChat предоставляет большие возможности использования данного приложения в учебном процессе. Практически во всех высших учебных заведениях Китая связь между преподавателем и студентами осуществляется через приложение WeChat. Связь может быть как с группой в целом (групповой чат), так и отдельно с каждым студентом индивидуально (индивидуальный чат). Особенная важность использования WeChat в учебном процессе РКИ в Китае заключается в том, что у студентов, изучающих РКИ, нет естественной языковой среды для общения на русском языке. А также недостаточный доступ к русским интернет-ресурсам. Используя WeChat можно расширить сферу общения между русскими и китайскими преподавателями с китайскими студентами на русском языке:
– обмениваться текстовыми и голосовыми сообщениями на русском языке;
– осуществлять аудио и видеозвонки на русском языке;
– переадресовывать интересующие ссылки на учебные материалы по РКИ, новости о России и др.;
– отправлять и получать учебные файлы по РКИ;
– создавать учебно-образовательные общественно-информационные аккаунты.
Таким образом можно выделить ряд достоинств использования WeChat приложения в учебном процессе РКИ в Китае:
- Легкость и доступность в использовании.
- Передача информации. Благодаря WeChat можно осуществлять передачу файлов, необходимых для учебного процесса — текстовых, растровых, аудио, видео и др. Преподавателям достаточно один раз отправить в групповой чат нужный файл и все участники группы смогут его использовать. Легко осуществлять гиперссылки.
- Функция «Переводчик». Данная функция удобна для русских преподавателей, которые не владеют китайским языком или другими языками посредниками для организации учебного процесса со студентами «с нуля» на первоначальном этапе обучения.
- Особый интерес представляют собой подписные учебно-образовательные общественно-информационные аккаунты. Студенты как продвинутого уровня, так и начинающие смогут найти там для себя нужную информацию не только по РКИ, но и по истории России, культуре России и др. Например: «RussianCulture北京俄罗斯文化中心»,«俄罗斯电影趣话»,«俄语之家Ruclub»,«俄语之家网校»,«俄罗斯旅游中文网» и др.
- Использование ресурсов подписных информационных аккаунтов в качестве дополнительного учебного материала во время аудиторных занятий.
- Дистанционный контроль выполнения домашнего задания. Как правило, студенты фотографируют выполненное домашнее задание и отправляют в группу. По говорению отправляют голосовые задания-сообщения. Это стимулирует студентов вовремя и качественно выполнять домашнее задание.
- Дистанционная проверка выполненных домашних заданий. Преподаватель может проверять отправленные студентами задания и корректировать их в групповом чате. Такой метод проверки является наглядным для всей группы. Это помогает избежать повторяющихся ошибок у студентов.
- Дистанционное решение текущих трудностей при выполнении домашнего задания. Во время самостоятельного выполнения домашнего задания студенты часто сталкиваются с трудностями. Использование WeChat помогает студентам дистанционно в режиме он-лайн решать эти трудности, связавшись с преподавателем, который объяснит как надо правильно выполнить домашнее задание. Внеурочное решение этих вопросов экономит время на занятиях.
- Индивидуальный подход. Опыт показывает, во время аудиторных занятий не всегда достаточно времени уделить каждому студенту. В WeChat преподаватель может легко связаться с определенным студентом в свободное время и дать свои рекомендации и т. д.
В качестве альтернативного приложения в Китае на втором месте после WeChat занимает приложение QQ. Приложение QQ по прежнему популярно в Китае, так как кроме стандартных функций общения оно еще дает возможность отправлять пользователям файлы больших размеров. При отправке файлов больших размеров с помощью QQ практически отсутствует задержка передачи файлов, передача файлов осуществляется быстро.
Поэтому, как правило, в вузах Китая для организации учебного процесса параллельно используется 2 приложения WeChat и QQ.
Рекомендации для преподавателей РКИ по применению WeChat и QQ приложений в учебном процессе РКИ в Китае:
– Использовать WeChat и QQ приложения для быстрой и удобной связи с китайскими студентами, изучающими РКИ.
– С помощью WeChat и QQ приложений непрерывно осуществлять связь со студентами в групповых чатах, при необходимости переходить на индивидуальные чаты; осуществлять передачу файлов или гиперссылок; в групповых чатах контролировать выполнение домашних заданий.
– При необходимости использовать функцию «Переводчик» в WeChat.
– Использовать QQ приложение для передачи файлов больших размеров.
Выводы
Исходя из того, что WeChat и QQ приложения легки и удобны в использовании, многофункциональны, 100 % китайских студентов, изучающих РКИ, и преподавателей в совершенстве умеют их использовать, можно гарантировать успешное применение этих приложений в учебном процессе РКИ в Китае.
Литература:
1. Number of monthly active WeChat users from 2nd quarter 2011 to 3rd quarter 2019 (in millions) URL: https://www.statista.com/statistics/255778/number-of-active -wechat-messenger-accounts/
- 赵海芳,QQ与微信在大学英语教学中的应用研究,北京印刷学院学报 2019
- 张仙伟; 梁锦锦; 孙晓群,互联网+背景下的微信新媒体在教学中的应用,Proceedings of 2019 International Conference on Education Reform, Management Innovation and Social Science (ERMISS 2019)