Проблемы конкурсного производства при банкротстве предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 09.12.2019

Статья просмотрена: 1413 раз

Библиографическое описание:

Нураденов, Р. Х. Проблемы конкурсного производства при банкротстве предприятий / Р. Х. Нураденов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/287/65015/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассмотрены проблемы несовершенства положений Федерального Закона от 26.10.2002 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Рассмотрена процедура банкротства, а также роль арбитражного управляющего в данной процедуре. Выявлено и обосновано изменение данного закона в рамках действий арбитражных управляющих и их ответственность в рамках КоАП.

Ключевые слова: арбитражный управляющий, банкротство, арбитражный суд, конкурсное производство, саморегулируемая организация.

Банкротство юридического лица предполагает создание условий, в рамках которых предприятие обязуется выполнить имеющиеся долговые обязательства. Если упомянутые условия отсутствуют, внесение соответствующих выплат невозможно. Инициатором процедуры банкротства вправе выступать руководитель или владелец компании.

Второй стороной, заинтересованной в банкротстве, выступает кредитор, как правило, это банковское учреждение. В редких ситуациях банкротство происходит по инициативе государственных структур. Чаще всего ситуация объясняется присутствием у компании долга перед сторонними лицами.

Банкротство проходит с непосредственным участием арбитражного суда. Заинтересованное лицо сначала подает заявление в указанную инстанцию. После принятия арбитражем документа проводится собрание комитета, ставящее целью защитить права кредиторов и прочих уполномоченных сторон. В рамках процедуры проходит ряд этапов:

− наблюдение;

− внешнее управление;

− финансовая санация;

− конкурсное производство.

Если ни на одной из стадий процесса поставленные задачи не полежат адекватному решению, фирма ликвидируется. На любом из этапов остаётся возможность заключения между сторонами мирового соглашения. Если предприятие осуществит расчеты по всем долгам, процедура прекращается. Компания по-прежнему работает, однако руководящий аппарат осуществляет ограниченные полномочия (руководители не имеют права совершать сделки с имуществом и с активами фирмы). В текущие дела компании посторонние лица и органы не вмешиваются.

Инициатором процедуры становится арбитраж. Внешний управляющий назначается в рамках решения, принятого на собрании комитета. На этой стадии руководитель компании отстраняется от должности, ему на смену приходит менеджер извне. Задача внешнего управления — восстановление платежеспособности компании и удовлетворение требований и пожеланий сторон. Если на описанном этапе компания обретает возможность выплаты всех долгов, процесс прекращается арбитражем. Если изменений не произошло, стартует процесс оздоровления.

По-другому мероприятие именуется оздоровлением. В рамках этапа банкротства происходят колоссальные изменения. Организация способна сливаться с другими фирмами. Иногда в ходе мероприятия создаются условия привлечения инвестиций. Если итоговый результат достигнут, банкротство прекращается. В противном случае стартует следующий этап процедуры.

Инициатором конкурсного производства вновь становится арбитражный суд. В рамках процесса предполагается факт назначения конкурсного управляющего. Он ответственен за управление всеми активами компании, за распоряжение имуществом. Цель этапа — реализация имеющейся у фирмы собственности посредством участия в открытых торгах.

Деньги, поступившие от продажи, направляются на исполнение долговых обязательств. Компенсации выдаются заинтересованным лицам в определенном порядке: в первую очередь вознаграждение получают уполномоченные стороны, имеющие на это законное право. Обычно этап предшествует непосредственной ликвидации, признанной конечным звеном процесса.

Как стало понятно, после начала процедуры банкротства ведущую роль в управлении компании занимает именно конкурсный управляющий. В его полномочия входят помимо очевидного управления компанией еще и возможность слияния предприятий, а также процедуры реорганизации и банкротства. При этом его действия в пределах своих полномочий ничем и никем не регулируются, а уровень его компетенции определяться исключительно СРО (саморегулируемой организации) и судом, в котором рассматривается данное дело о банкротстве предприятия.

Помимо этого в пункте 24 Постановления № 60 от 23.07.2009 года Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального Закона от 30.12.2008 № 296 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» есть отдельный абзац, который звучит следующим образом: «По общему правилу саморегулируемая организация не представляет суду документы, подтверждающие соответствие кандидатуры арбитражного управляющего установленным требованиям, и суд не проверяет достоверность представленной ею информации о таком соответствии». Данный абзац показывает, что, действительно, конкурсным управляющим может стать любой гражданин РФ, прошедший соответствующее обучение, без судимостей или с погашенной оной, вступивший в СРО и рекомендованный данной СРО для проведения процедуры банкротства может заниматься управлением предприятием, вверенным ему. При этом опыт ведения бизнеса или опыт управления необязателен. И это может как раз привести и без того упадническое предприятие к окончательной ликвидации.

Конечно, помимо прав у арбитражных управляющих присутствует определённая ответственность за свои действия в качестве управляющих. Например, пункт 3 статьи 14.13 КоАП: «Неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей». Однако, в КоАП не указано, что кто-то должен проводить проверку деятельности арбитражных управляющих. Проверка производится только после получения жалоб на деятельность управляющего и если жалоб не поступало, то проверка проводиться не будет. Следовательно, возможные злые умыслы или некомпетентность арбитражных управляющих может быть сокрыты от правосудия, что ставит в невыгодное положение бывших руководителей предприятий, не имеющих юридических знаний и, как следствие, не способных грамотно написать жалобу на действия управляющего.

Мои предложения по высказанной выше ситуации следующие.

Во-первых, создать определенную экспертную комиссию, деятельность которой будет заключаться в проверке действий арбитражного управляющего по завершению конкурсной процедуры. Регламентировать их действия будет КоАП, а также ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Во-вторых, внести изменения в статью 14.13 КоАП, где прокуратура будет вправе производить административное производства в отношении арбитражного управляющего.

В-третьих, нанимать управляющих, знакомых со сферой, в которой они будут работать.

Литература:

  1. Постановления № 60 от 23.07.2009 года Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального Закона от 30.12.2008 № 296 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)»
  2. ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
  3. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)
Основные термины (генерируются автоматически): управляющий, арбитражный суд, банкротство, конкурсное производство, саморегулируемая организация, внешнее управление, процедура банкротства, собрание комитета.


Похожие статьи

Особенности реализации общего имущества супругов при процедуре банкротства индивидуального предпринимателя

Статья направлена на изучение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ при реализации общего имущества супругов в процедуре банкротства индивидуальных предпринимателей. Из анализа судебных актов выявляются спорны...

Уголовно-правовое понятие должностного лица: законодательные новеллы и практика их применения

Статья посвящена рассмотрению некоторых вопросов, связанных с принятием Федерального закона от 24 февраля 2021 года N 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Критерии банкротства и гражданско-правовой статус несостоятельности физических лиц

В 2016 году Министерством экономического развития РФ был разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры рестр...

Особенности процедуры банкротства физических лиц

В статье рассматриваются особенности введенной с 2015 года в российском законодательстве процедуры банкротства физических лиц. В работе приводятся факты, подтверждающие актуальность введения указанной процедуры, анализируется процесс исполнительного ...

Инициирование Федеральной налоговой службой дел о несостоятельности (банкротстве)

В статье рассмотрены правовые основы государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства), роль Федеральной налоговой службы по инициированию процедур несостоятельности (банкротства) в отношении должников, имеющих задолженность по о...

Актуальные проблемы внесудебного банкротства граждан

В статье анализируется функционирование института внесудебного банкротства граждан в Российской Федерации. Приводится мнение о существующих пробелах и проблемах правового регулирования внесудебного банкротства физических лиц. Также автор статьи приво...

Проблемы заключения мирового соглашения при банкротстве должника — юридического лица

В данной статье речь пойдет о нормах Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года № 127-ФЗ, вызывающие споры в регулировании заключения мирового соглашения между кредиторами и должником. Также будут обозначены проблемы з...

Банкротство физических лиц: проблемы судебно-арбитражной практики

В данной статье рассматривается понятие банкротства физических лиц и его признаки как довольно молодой институт в российском гражданско-правовом законодательстве. Проводится анализ основных проблем судебно-арбитражной практики, возникающих в процедур...

Особенности несостоятельности (банкротства) как способа ликвидации субъектов предпринимательской деятельности

В статье автор ставит целью определить основные проблемы, возникающие по вопросам, связанным с ликвидацией субъектов предпринимательской деятельности в процессе несостоятельности (банкротства). В статье изучены и проанализированы нормативно-правовые ...

К вопросу о введении института финансового уполномоченного в Российской Федерации

С 1 июля 2019 года началось поэтапное введение в действие Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». В статье рассматриваются некоторые аспекты нового закона, не соответствующие задач...

Похожие статьи

Особенности реализации общего имущества супругов при процедуре банкротства индивидуального предпринимателя

Статья направлена на изучение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ при реализации общего имущества супругов в процедуре банкротства индивидуальных предпринимателей. Из анализа судебных актов выявляются спорны...

Уголовно-правовое понятие должностного лица: законодательные новеллы и практика их применения

Статья посвящена рассмотрению некоторых вопросов, связанных с принятием Федерального закона от 24 февраля 2021 года N 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Критерии банкротства и гражданско-правовой статус несостоятельности физических лиц

В 2016 году Министерством экономического развития РФ был разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры рестр...

Особенности процедуры банкротства физических лиц

В статье рассматриваются особенности введенной с 2015 года в российском законодательстве процедуры банкротства физических лиц. В работе приводятся факты, подтверждающие актуальность введения указанной процедуры, анализируется процесс исполнительного ...

Инициирование Федеральной налоговой службой дел о несостоятельности (банкротстве)

В статье рассмотрены правовые основы государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства), роль Федеральной налоговой службы по инициированию процедур несостоятельности (банкротства) в отношении должников, имеющих задолженность по о...

Актуальные проблемы внесудебного банкротства граждан

В статье анализируется функционирование института внесудебного банкротства граждан в Российской Федерации. Приводится мнение о существующих пробелах и проблемах правового регулирования внесудебного банкротства физических лиц. Также автор статьи приво...

Проблемы заключения мирового соглашения при банкротстве должника — юридического лица

В данной статье речь пойдет о нормах Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года № 127-ФЗ, вызывающие споры в регулировании заключения мирового соглашения между кредиторами и должником. Также будут обозначены проблемы з...

Банкротство физических лиц: проблемы судебно-арбитражной практики

В данной статье рассматривается понятие банкротства физических лиц и его признаки как довольно молодой институт в российском гражданско-правовом законодательстве. Проводится анализ основных проблем судебно-арбитражной практики, возникающих в процедур...

Особенности несостоятельности (банкротства) как способа ликвидации субъектов предпринимательской деятельности

В статье автор ставит целью определить основные проблемы, возникающие по вопросам, связанным с ликвидацией субъектов предпринимательской деятельности в процессе несостоятельности (банкротства). В статье изучены и проанализированы нормативно-правовые ...

К вопросу о введении института финансового уполномоченного в Российской Федерации

С 1 июля 2019 года началось поэтапное введение в действие Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». В статье рассматриваются некоторые аспекты нового закона, не соответствующие задач...

Задать вопрос