1. В настоящее время система образования во многих учебных заведениях не приспособлена для инвалидов. Комплекс мер включает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и обучение самих педагогов и других учащихся взаимодействию с инвалидами. Необходима разработка специальных программ, направленных на ускорение процесса адаптации лиц с поражением опорно-двигательной системы.
Вузы также должны пройти общественную и экономическую оценку на предмет их приспособленности к нуждам данной категории студентов. Следует обратить особое внимание на проведение реабилитационной работы с инвалидами во всех учебных заведениях, где учатся инвалиды.
При лицензировании высших учебных заведений необходимо учитывать их подготовку к обучению будущих специалистов с инвалидностью, а также наличие подготовленных преподавателей.
2. Для того, чтобы развитие вуза шло успешно и динамично, необходимо совершенствовать учебный процесс.
Значительная часть трудностей в обучении и реабилитации инвалидов связана с дефицитом квалифицированных кадров. Не каждый педагог обладает компетенциями, необходимыми для работы с инвалидами. В связи с чем в аспирантуре необходимо изменить частично содержание читаемых курсов и выпускную квалификационную работу выполнять по проблемам инвалидов. Некоторые преподаватели считывают текст лекций с компьютера. Студент часть текста записывает, кто может. Между преподавателем и студентами нет контакта, нет общения. Получается, что преподаватель лишнее звено. Студент и сам может заглянуть в компьютер. Нужна активизация учебного процесса и соответствующая наполняемость групп.
3. В рамках обновления содержания образования необходимо усилить экономико-математическую составляющую подготовки будущих экономистов. Математические методы в выпускной квалификационной работе не используются, так как математическая подготовка студентов недостаточна. Учебные курсы по математике должны иметь адресную направленность для экономистов.
Научный руководитель выпускной квалификационной работы должен привлекать консультанта при проведении расчетов в работе по направлению исследования.
При выполнении выпускной квалификационной работы необходимо привлекать преподавателей с других факультетов, когда тема находится на стыке двух дисциплин.
4. Следует в учебном плане увеличить количество дисциплин по выбору. Выбирая дисциплины, студент осознанно реализует свои интересы, углубляет специализацию в избранном направлении.
5. Неблагополучно обстоят дела с самостоятельной работой студентов. Из-за большой аудиторной нагрузки уменьшается время на самостоятельную работу студентов. Необходимо научить студентов самостоятельно мыслить. Заниматься научной работой невозможно посредством только лекций и семинаров, необходима работа в библиотеке. Отдельные разделы курсов должны предлагаться студентам на самостоятельное изучение с последующим контролем.
6. Меняя структуру и содержание образования, необходимо менять его технологию. Следует использовать в учебном процессе активные методы обучения: деловые игры, блиц игры, разбор ситуаций, кейсы, мозговой штурм, а также компьютерные технологии. Следует перейти от педагогики вещания к педагогике сотрудничества. Совместный поиск истины наиболее эффективен в проблемном обучении. Хорошо зарекомендовали себя учебные пособия до 50 страниц, которыми удобно пользоваться при подготовке к зачетам и экзаменам, а также рабочие тетради по дисциплинам.
7. Качество усвоения студентами учебного материала, качество приобретённого опыта, качество деятельности, которую может осуществлять студент в результате обучения, можно характеризовать как этапы усвоения. Студент приобретает компетенции, умения и навыки, а также определенный уровень творчества что свидетельствует о развитом человеческом сознании. Студент обучен самостоятельно добывать необходимые знания и умения и принимать решения в условиях недостатка информации.
8. Критерии эффективности обучения студентов заключаются в способности к самостоятельной познавательной деятельности, умении использовать полученные знания в процессе работы и послевузовском обучении.
Эти критерии вызывают необходимость изменения содержательного аспекта курсов, более углубленного освоения предусмотренных учебным планом компетенций, активизации познавательной деятельности студентов.
9. В связи с недостатком учебных площадей целесообразно организовать “Базовую кафедру” для реализации практической направленности учебного процесса.
Задачей “Базовой кафедры” является построение учебного процесса в максимально практической плоскости, позволяющий сформировать у будущих специалистов профессиональные компетенции создавать и внедрять инновации в области экономики.
Во время получения образования студентам необходимо содействие в адаптации к рабочей среде, для достижения указанной цели на постоянной основе должны быть организованы практики. Появится возможность для стажировки на базе компаний, корпораций, фирм, министерств и ведомств и т. д.
В предлагаемой программе обучения не менее 40 % дисциплин студенты могут изучать по выбору в зависимости от их научных и профессиональных интересов.
Подобная практика реализуется ведущими ВУЗами страны, и будет востребована абитуриентами в новом учебном году. Российские ВУЗы открывают “Базовые кафедры” для подготовки специалистов определенной направленности непосредственно на предприятиях и в научных организациях.
Решение указанных проблем расширит возможности ВУЗа и обновит его образовательную деятельность.
Базовая кафедра предполагает отраслевую привязку университета к предприятиям и организациям.
Так, Центр занятости молодёжи может предоставить возможность готовить специалистов по содействию занятости населения, что жизненно необходимо для студентов инвалидов. Например, специалисты по подбору персонала смогут заниматься сопровождением работника в процессе адаптации в течение срока испытания на рабочем месте. Специалист по содействию занятости инвалидов, обращающихся в службы занятости сможет формировать базу данных о вакансиях.
Литература:
- Пономарева Г. Т. Инвалиды на рынке труда. Монография. Бук, Казань. 2019 г C. 78.
- Пономарева Г. Т. История и современность развития ВУЗа инклюзивного образования // Педагогика высшей школы. Международный научный журнал. 2018. — № 2. — С. 1–3.
- Пономарева Г. Т. Инклюзивное образование в России // Педагогика высшей школы. Международный научный журнал. — 2017. № 2.
- Пономарева Г. Т. Роль инклюзивного образования в МГГЭУ: двадцатипятилетний опыт и перспективы развития экономического факультета // Человек. Инклюзия. Общество -2015, № 1 — C. 72–76.