Для того чтобы все задачи, поставленные перед организацией, были достигнуты, недостаточно только набора квалифицированных кадров. Необходимо так организовать труд, чтобы каждый работник прилагал максимум усилий для выполнения поставленных задач. Для этого необходимо разработать эффективную систему экономического стимулирования, так как мотивация трудовой деятельности — это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации.
Учебный процесс и система мотивации запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебных задач. Она определяется рядом факторов:
образовательным учреждением;
организацией образовательного процесса;
особенностями обучающегося;
особенностями педагога и системой отношения его к ученику;
спецификой учебного предмета.
Эволюция применения различных методов мотивации показала, как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, так как нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Стимулирование — это способ активизации работников, основанный на сопоставлении эффективности труда и вознаграждения. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации — это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Мотивы выполняют следующие функции:
Внутренние побуждения (личные потребности, ценностные ориентации работника, личные интересы).
Внешние побуждения (правовые нормы, общественные и коллективные ценности, стимулы, административное воздействие).
Каждый специалист предприятия (организации) должен быть профессионалом в своей области. Необходимо максимальная вовлеченность сотрудников в процесс повышения квалификации.
Процесс обучения сотрудников предприятия должен идти постоянно. Непрерывность процесса обучения достигается планированием обучения сотрудников и еженедельным проведением занятий с работниками каждого подразделения. Все сотрудники предприятия должны проходить обучение независимо от занимаемой должности и уровня подготовки. Итоги обучения учитываются в аттестации сотрудников.
Для повышения творческой активности инвалидов необходима разработка методов стимулирования труда.
Построение системы стимулирования труда должно проходить в несколько этапов, а именно:
- Выбор целевого критерия программы стимулирования трудовой деятельности.
- Исследование чувствительности сотрудников к различным видам мотивации.
- Выбор формы реализации наиболее влиятельных групп мотивов.
- Создание списка критериев эффективности труда персонала.
- Формирование конкретной программы стимулирования и ее внедрение.
- Оценка эффективности программы стимулирования и ее коррекция.
- Утверждение программы стимулирования.
Могут быть использованы материальные и нематериальные методы стимулирования труда.
Внедрение программы стимулирования труда позволит значительно улучшить результаты работы организации и повысить лояльность сотрудников. Система должна быть справедливой, сбалансированной и прозрачной, то есть понятной всем сотрудникам.
Стимулы должны быть адекватными и при их разработке следует учитывать множество факторов.
Были обследованы две учебных группы заочного обучения и очного обучения.
Результаты опроса студентов по поводу мотивации к учебному процессу представлен в таблицах 1–15.
Таблица 1
Студент заочного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
6,7 |
20 |
33,50 |
Овладение профессией |
5,9 |
20 |
29,50 |
Увеличение дохода |
7,4 |
10 |
74 |
Повышение в должности |
9 |
10 |
90 |
Самоутверждение |
6,3 |
10 |
63 |
Способы повышения мотивации:
- Четко поставленные цели
- Создание проблемной ситуации
- Необычная форма обучения
- Творческий характер учебно-познавательной деятельности
- Эмоциональное воздействие
Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности студента они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера, которая включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.
Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивами: самоутверждение, престижность, необходимость достижения цели по овладению профессией, приобретению знаний и др.
Таблица 2
Студент заочного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
5,8 |
20 |
29 |
Обладание профессией |
3,6 |
20 |
18 |
Получение диплома |
6,4 |
10 |
64 |
Мировоззрение |
3,9 |
10 |
39 |
Таблица 3
Студент заочного обучения
Название школы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
|
Приобретение знаний |
5,8 |
20 |
29 |
|
Овладение профессией |
3,6 |
20 |
18 |
|
Получение регалий |
6,4 |
10 |
64 |
|
Саморазвитие |
6,2 |
10 |
62 |
|
Способ увеличения дохода |
8 |
10 |
80 |
|
Таблица 4
Студент заочного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
5,8 |
20 |
29 |
Овладение профессией |
3,6 |
20 |
18 |
Получение знаний |
6,4 |
10 |
64 |
Творческая самореализация |
3,2 |
10 |
32 |
Социальные навыки |
3,8 |
10 |
38 |
Таблица № 5
Студент очного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
8 |
20 |
40 |
Овладение профессией |
9 |
20 |
45 |
Получение диплома |
- |
10 |
- |
Увеличенные дохода |
10 |
10 |
100 |
Повышение в должности |
7 |
10 |
70 |
Самоутверждение |
10 |
10 |
100 |
Быть в обществе |
10 |
10 |
100 |
Быть более самостоятельным |
10 |
10 |
100 |
Доказать, что я многое могу |
10 |
10 |
100 |
Таблица 6
Студент очного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
10 |
20 |
50 |
Овладение профессией |
7 |
20 |
35 |
Получение диплома |
- |
10 |
- |
Увеличенные дохода |
8 |
10 |
80 |
Повышение в должности |
5 |
10 |
50 |
Самоутверждение |
10 |
10 |
100 |
Общение с людьми |
10 |
10 |
100 |
Самореализация |
10 |
10 |
100 |
Таблица 7
Студент очного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
20 |
20 |
100 |
Овладение профессией |
20 |
20 |
100 |
Получение диплома |
- |
10 |
- |
Увеличенные дохода |
10 |
10 |
100 |
Повышение в должности |
10 |
10 |
100 |
Самоутверждение |
5 |
10 |
50 |
Таблица 8
Студент очного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
15 |
20 |
75 |
Овладение профессией |
13 |
20 |
65 |
Получение диплома |
- |
10 |
- |
Увеличенные дохода |
2 |
10 |
20 |
Повышение в должности |
0 |
10 |
0 |
Самоутверждение |
10 |
10 |
100 |
Таблица 9
Студент очного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
13 |
20 |
65 |
Овладение профессией |
15 |
20 |
75 |
Получение диплома |
- |
10 |
- |
Увеличенные дохода |
0 |
10 |
0 |
Повышение в должности |
0 |
10 |
0 |
Самоутверждение |
5 |
10 |
50 |
Таблица 10
Студент очного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
5 |
20 |
25 |
Овладение профессией |
2 |
20 |
10 |
Получение диплома |
- |
10 |
- |
Увеличенные дохода |
4 |
10 |
40 |
Повышение в должности |
- |
10 |
- |
Самоутверждение |
1 |
10 |
10 |
Таблица 11
Студент очного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
15 |
20 |
75 |
Овладение профессией |
15 |
20 |
75 |
Получение диплома |
10 |
10 |
100 |
Родители |
10 |
10 |
100 |
Развитие во всех аспектах |
10 |
10 |
100 |
Освобождение от воинской службы |
10 |
10 |
100 |
Таблица 12
Студент очного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
9 |
20 |
45 |
Овладение профессией |
9 |
20 |
45 |
Получение диплома |
5 |
10 |
50 |
Освобождение от воинской службы |
- |
10 |
- |
Саморазвитие |
9 |
10 |
90 |
Поступление в магистратуру |
5 |
10 |
50 |
Денежные доходы |
9 |
10 |
90 |
Таблица 13
Студент очного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
7 |
20 |
35 |
Овладение профессией |
10 |
20 |
50 |
Получение диплома |
10 |
10 |
100 |
Освобождение от воинской службы |
- |
10 |
- |
Социализация |
10 |
10 |
100 |
Интеллектуальное развитее |
9 |
10 |
90 |
Таблица 14
Студент очного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
5 |
20 |
25 |
Овладение профессией |
5 |
20 |
25 |
Получение диплома |
10 |
10 |
100 |
Освобождение от воинской службы |
- |
10 |
- |
Саморазвитие |
10 |
10 |
100 |
Таблица 15
Студент очного обучения
Название шкалы |
Средний балл |
Максимальный балл |
% |
Приобретение знаний |
5 |
20 |
25 |
Овладение профессией |
4 |
20 |
20 |
Получение диплома |
4 |
10 |
40 |
Литература:
- Разработка программ стимулирования труда // Международный журнал «Молодой учёный» № 41 (227) октябрь 2018 г.
- Разработка методов стимулирования труда людей с ограниченными возможностями здоровья для повышения творческой активности // ДОРОГА ЗНАНИЙ № 3, 2018
- Пономарева Г. Т. Инвалиды на рынке труда // Монография. Казань Издательство «Бук» 2019.
- Пономарева Г. Т. История и современность развития вуза инклюзивного образования Педагогика высшей школы. Международный научный журнал. Казань 2018 № 2(12).