Исследования мотивации студентов к учебному процессу на примере Московского государственного гуманитарного-экономического университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 16.12.2019

Статья просмотрена: 370 раз

Библиографическое описание:

Виноградов, А. В. Исследования мотивации студентов к учебному процессу на примере Московского государственного гуманитарного-экономического университета / А. В. Виноградов, Г. Т. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 418-423. — URL: https://moluch.ru/archive/288/64841/ (дата обращения: 15.11.2024).



Для того чтобы все задачи, поставленные перед организацией, были достигнуты, недостаточно только набора квалифицированных кадров. Необходимо так организовать труд, чтобы каждый работник прилагал максимум усилий для выполнения поставленных задач. Для этого необходимо разработать эффективную систему экономического стимулирования, так как мотивация трудовой деятельности — это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации.

Учебный процесс и система мотивации запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебных задач. Она определяется рядом факторов:

образовательным учреждением;

организацией образовательного процесса;

особенностями обучающегося;

особенностями педагога и системой отношения его к ученику;

спецификой учебного предмета.

Эволюция применения различных методов мотивации показала, как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, так как нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Стимулирование — это способ активизации работников, основанный на сопоставлении эффективности труда и вознаграждения. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.

Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации — это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Мотивы выполняют следующие функции:

Внутренние побуждения (личные потребности, ценностные ориентации работника, личные интересы).

Внешние побуждения (правовые нормы, общественные и коллективные ценности, стимулы, административное воздействие).

Каждый специалист предприятия (организации) должен быть профессионалом в своей области. Необходимо максимальная вовлеченность сотрудников в процесс повышения квалификации.

Процесс обучения сотрудников предприятия должен идти постоянно. Непрерывность процесса обучения достигается планированием обучения сотрудников и еженедельным проведением занятий с работниками каждого подразделения. Все сотрудники предприятия должны проходить обучение независимо от занимаемой должности и уровня подготовки. Итоги обучения учитываются в аттестации сотрудников.

Для повышения творческой активности инвалидов необходима разработка методов стимулирования труда.

Построение системы стимулирования труда должно проходить в несколько этапов, а именно:

  1. Выбор целевого критерия программы стимулирования трудовой деятельности.
  2. Исследование чувствительности сотрудников к различным видам мотивации.
  3. Выбор формы реализации наиболее влиятельных групп мотивов.
  4. Создание списка критериев эффективности труда персонала.
  5. Формирование конкретной программы стимулирования и ее внедрение.
  6. Оценка эффективности программы стимулирования и ее коррекция.
  7. Утверждение программы стимулирования.

Могут быть использованы материальные и нематериальные методы стимулирования труда.

Внедрение программы стимулирования труда позволит значительно улучшить результаты работы организации и повысить лояльность сотрудников. Система должна быть справедливой, сбалансированной и прозрачной, то есть понятной всем сотрудникам.

Стимулы должны быть адекватными и при их разработке следует учитывать множество факторов.

Были обследованы две учебных группы заочного обучения и очного обучения.

Результаты опроса студентов по поводу мотивации к учебному процессу представлен в таблицах 1–15.

Таблица 1

Студент заочного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

6,7

20

33,50

Овладение профессией

5,9

20

29,50

Увеличение дохода

7,4

10

74

Повышение в должности

9

10

90

Самоутверждение

6,3

10

63

Способы повышения мотивации:

  1. Четко поставленные цели
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Необычная форма обучения
  4. Творческий характер учебно-познавательной деятельности
  5. Эмоциональное воздействие

Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности студента они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера, которая включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивами: самоутверждение, престижность, необходимость достижения цели по овладению профессией, приобретению знаний и др.

Таблица 2

Студент заочного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

5,8

20

29

Обладание профессией

3,6

20

18

Получение диплома

6,4

10

64

Мировоззрение

3,9

10

39

Таблица 3

Студент заочного обучения

Название школы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

5,8

20

29

Овладение профессией

3,6

20

18

Получение регалий

6,4

10

64

Саморазвитие

6,2

10

62

Способ увеличения дохода

8

10

80

Таблица 4

Студент заочного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

5,8

20

29

Овладение профессией

3,6

20

18

Получение знаний

6,4

10

64

Творческая самореализация

3,2

10

32

Социальные навыки

3,8

10

38

Таблица № 5

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

8

20

40

Овладение профессией

9

20

45

Получение диплома

-

10

-

Увеличенные дохода

10

10

100

Повышение в должности

7

10

70

Самоутверждение

10

10

100

Быть в обществе

10

10

100

Быть более самостоятельным

10

10

100

Доказать, что я многое могу

10

10

100

Таблица 6

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

10

20

50

Овладение профессией

7

20

35

Получение диплома

-

10

-

Увеличенные дохода

8

10

80

Повышение в должности

5

10

50

Самоутверждение

10

10

100

Общение с людьми

10

10

100

Самореализация

10

10

100

Таблица 7

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

20

20

100

Овладение профессией

20

20

100

Получение диплома

-

10

-

Увеличенные дохода

10

10

100

Повышение в должности

10

10

100

Самоутверждение

5

10

50

Таблица 8

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

15

20

75

Овладение профессией

13

20

65

Получение диплома

-

10

-

Увеличенные дохода

2

10

20

Повышение в должности

0

10

0

Самоутверждение

10

10

100

Таблица 9

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

13

20

65

Овладение профессией

15

20

75

Получение диплома

-

10

-

Увеличенные дохода

0

10

0

Повышение в должности

0

10

0

Самоутверждение

5

10

50

Таблица 10

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

5

20

25

Овладение профессией

2

20

10

Получение диплома

-

10

-

Увеличенные дохода

4

10

40

Повышение в должности

-

10

-

Самоутверждение

1

10

10

Таблица 11

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

15

20

75

Овладение профессией

15

20

75

Получение диплома

10

10

100

Родители

10

10

100

Развитие во всех аспектах

10

10

100

Освобождение от воинской службы

10

10

100

Таблица 12

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

9

20

45

Овладение профессией

9

20

45

Получение диплома

5

10

50

Освобождение от воинской службы

-

10

-

Саморазвитие

9

10

90

Поступление в магистратуру

5

10

50

Денежные доходы

9

10

90

Таблица 13

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

7

20

35

Овладение профессией

10

20

50

Получение диплома

10

10

100

Освобождение от воинской службы

-

10

-

Социализация

10

10

100

Интеллектуальное развитее

9

10

90

Таблица 14

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

5

20

25

Овладение профессией

5

20

25

Получение диплома

10

10

100

Освобождение от воинской службы

-

10

-

Саморазвитие

10

10

100

Таблица 15

Студент очного обучения

Название шкалы

Средний балл

Максимальный балл

%

Приобретение знаний

5

20

25

Овладение профессией

4

20

20

Получение диплома

4

10

40

Литература:

  1. Разработка программ стимулирования труда // Международный журнал «Молодой учёный» № 41 (227) октябрь 2018 г.
  2. Разработка методов стимулирования труда людей с ограниченными возможностями здоровья для повышения творческой активности // ДОРОГА ЗНАНИЙ № 3, 2018
  3. Пономарева Г. Т. Инвалиды на рынке труда // Монография. Казань Издательство «Бук» 2019.
  4. Пономарева Г. Т. История и современность развития вуза инклюзивного образования Педагогика высшей школы. Международный научный журнал. Казань 2018 № 2(12).
Основные термины (генерируются автоматически): приобретение знаний, максимальный балл, овладение профессией, очное обучение, получение диплома, балл, заочное обучение, студент, таблица, шкала.


Похожие статьи

Комплексная оценка программы формирования здоровья студентов средствами физической рекреации в условиях технического вуза на примере Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II

Социально-психологический анализ отношения к конфликту студентов педвуза

Исследование особенностей адаптированности местных и иногородних студентов первого курса к ВУЗу

Психолого-педагогические рекомендации по формированию межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза

Математические задачи как средство формирования исследовательской компетенции у учащихся в классах физико-математического профиля

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Диалогизация процесса изучения педагогических дисциплин на первом курсе как средство адаптации студентов к обучению в педагогическом вузе

Теоретические основы изучения переговорного процесса в современной психологии

Психолого-педагогические аспекты проблемы успешности студентов педагогического колледжа

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Похожие статьи

Комплексная оценка программы формирования здоровья студентов средствами физической рекреации в условиях технического вуза на примере Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II

Социально-психологический анализ отношения к конфликту студентов педвуза

Исследование особенностей адаптированности местных и иногородних студентов первого курса к ВУЗу

Психолого-педагогические рекомендации по формированию межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза

Математические задачи как средство формирования исследовательской компетенции у учащихся в классах физико-математического профиля

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Диалогизация процесса изучения педагогических дисциплин на первом курсе как средство адаптации студентов к обучению в педагогическом вузе

Теоретические основы изучения переговорного процесса в современной психологии

Психолого-педагогические аспекты проблемы успешности студентов педагогического колледжа

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Задать вопрос