В своей статье авторы делают акцент на том, что индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет его среди других людей, а индивидуальностью — ярко выраженную совокупность признаков, присущих отдельному человеку, которая заложена природой или приобретена им в индивидуальном опыте. Самоподготовка является одной из форм организации учебного процесса. Она представляет собой обязательные ежедневные занятия, в процессе которых нахимовцы самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.
Ключевые слова: самоподготовка, нахимовцы, личность, занятие, функции.
Современное общество нуждается в активной личности, способной принимать ответственные решения, критически мыслить, творчески решать проблемы, самореализовываться. Именно яркая индивидуальность, неповторимость уникального сочетания черт характера делает человека Личностью.
Вспомним, что индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет его среди других людей, а индивидуальностью — ярко выраженную совокупность признаков, присущих отдельному человеку, которая заложена природой или приобретена им в индивидуальном опыте.
Особыми могут быть индивидуальные, волевые, моральные, социальные и другие черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, способностей и прочее [3, с. 34]. Они в значительной степени обусловливают процесс усвоения знаний, формирования всех качеств личности. Самоподготовка является одной из форм учебной самостоятельности. Для того, чтобы самоподготовка была эффективной необходимо знать ее функции и соблюдать требования. Самоподготовка является одной из форм организации учебного процесса. Она представляет собой обязательные ежедневные занятия, в процессе которых нахимовцы самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя. Если рассматривать самоподготовку с точки зрения учебного занятия, то она включает в себя выполнение образовательных и воспитательных функций. В качестве основной цели самоподготовки выступает процесс привития воспитанникам навыков работы в виде самообразования, состоящей из планирования, усвоения, закрепления, контроля и оценки полученных знаний, развития учебной самостоятельности [4, с. 12].
В качестве задач самоподготовки нахимовцев можно выделить следующие:
– закрепление и усовершенствование знаний, которые были получены на занятиях;
– формирование у нахимовцев самостоятельности в умении трудиться;
– воспитание добросовестности по отношению к выполняемым заданиям; обучение совместной деятельности;
– развитие чувства времени, строгого соблюдения режима работы (своевременное начало и окончание процесса самоподготовки, перерывы);
– воспитание упорства и целеустремленности по отношению к процессу обучения;
– развитие активности и интереса к деятельности, которая выполняется;
– развитие ответственного отношения к выполняемой работе.
Можно выделить следующие функции самоподготовки:
Образовательные функции:
- Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от нахимовцев самостоятельной индивидуальной работы.
- Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов нахимовцев, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь нахимовцев, совершенствуются в целом все психические процессы.
- Конструктивная функция способствует появлению у нахимовцев навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.
- Коммуникативная функция заключается в формировании у нахимовцев правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.
- Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у нахимовцев пробуждается потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные функции:
- Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у нахимовцев вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.
- Мотивационная функция формирует у нахимовцев в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.
- Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием нахимовца.
- Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.
Самоподготовка — одна из важнейших форм организации учебного процесса в нахимовском коллективе — это обязательные ежедневные занятия, на которых нахимовцы самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя [1, с. 54].
Процесс самоподготовки включает несколько этапов:
- Организационный момент. Для нахимовцев важно с первых занятий правильно организовывать свое рабочее место (расположение на парте учебников, тетрадей, письменных принадлежностей и тому подобное). Некоторым нахимовцам на первых этапах нужно показать, как должны быть расположены школьные вещи, чтобы все было на парте и ничего не мешало работе. Полезно учить нахимовцев экономить время на подготовительном этапе работы, побуждать быть внимательными, добиваться понимания того, что от подготовки к делу во многом зависят ее результаты.
- Определение цели и мотивация. Четко сообщаем содержание задания, объясняем рациональную последовательность его выполнения, комментируем содержание памятки, если она вводится впервые, или обращаем внимание на текст памяток («Как решать задачу?», «Как выполнять упражнения по русскому языку?», «Как готовить пересказ текста») и др. которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе нахимовцев. Особое внимание уделяем работе по расширению и углублению знаний нахимовцев по отдельным предметам (различные познавательные викторины, игры, загадки, которые побуждают нахимовцев к активному познанию).
- Самостоятельная работа нахимовцев. Во время самоподготовки нахимовцев большую роль играет воспитатель, ведь нахимовцы только учатся, как нужно работать самостоятельно. Важно научить нахимовцев четко и аккуратно выполнять письменные задания, самостоятельно и систематически работать с книгой, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца [2, с. 87]. Самая распространенная форма индивидуальной работы во время самоподготовки — это своевременная помощь нахимовцам. Для этого применяют работу в парах «сильный — слабый». Если нахимовцы не поняли задание, или что-то в нем вызывает задержку в выполнении домашнего задания, они обращаются к воспитателю, и тогда воспитатель, или более сильные нахимовцы помогают ему — дают дополнительное объяснение непонятного вопроса. Эффективность выполнения заданий по самоподготовке можно значительно повысить, если в системе подготовки их дифференцировать по уровню сложности и самостоятельности.
- Контроль выполнения. Заканчивается подготовка общими выводами о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач.
Обязательно отмечаются те, кто старательно работал, упорно преодолевал трудности, кто работал с интересом, хорошо справился сам и помог товарищу. На этом этапе выделяем лучших нахимовцев, которые получают ноутбуки, а также выделяем слабых нахимовцев, которые достигли в этот день значительных результатов в подготовке домашнего задания.
Итак, основной целью индивидуализации учебно-воспитательного процесса, в частности процесса самоподготовки нахимовцев, является поддержка воспитанников в познавательной деятельности, выявление и развитие способностей, уверенности в собственных силах и возможностях, повышение самооценки, позитивного отношения к умению, управление умственным развитием нахимовца, что базируется на глубоком знании черт его личности и условий жизни в заведении пансионного типа.
Литература:
- Исаева С. А., Попова И. Н. Организации и содержание работы в группе продленного дня. // И. Н. Попова, С. А. Исаева. // М.: Дидактика, 2004. — 167 с., С. 54–55.
- Организация работы в группах продлѐнного дня. //Книга для учителя под редакцией кандидата педагогических наук М. Е. Кульпединовой. // Москва: Просвещение, 1999. — 290 с., С. 87–90.
- Касаткина Н. А. Учебно-воспитательные занятия в заведениях пансионного типа. Н. А. Касаткина, 1-я часть. Волгоград: Учитель, 2005. — 123 с., С. 34–37.
- Селиверстов В. И. Организация самоподготовки (учебно-методический кабинет). / В. И. Селиверстов. // Педагогическое товарищество, № 5, 2004. — 34 с., С. 12–14.