В статье авторами названы механизмы, с помощью которых возможно формирование стрессоустойчивости у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионного учебного заведения. Цель адаптационного периода в филиале НВМУ (Сев ПКУ) — помочь воспитанникам познакомиться друг с другом, с преподавателями, с новой учебной ситуацией, с учебным заведением и Уставом учебного заведения пансионного типа.
Ключевые слова: адаптация, пятиклассники, заведения пансионного типа, стресогенные факторы, дезадаптация.
Модернизация образования в Российской Федерации ставит перед учебными заведениями новые задачи, открывающие творческие возможности для создания разных типов образовательных учреждений. В процессе модернизации возрождается пансионное образование. Наиболее широко данные образовательные учреждения пансионного типа представлены Министерством обороны РФ, к ним относятся: Президентские кадетские, Суворовские военные, Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские корпуса. Достоинством данных образовательных учреждений является постоянный контроль за воспитанниками со стороны взрослых, непосредственно занимающихся их воспитанием, отсутствие риска попасть под влияние плохой компании, что очень актуально в наше время. В данных образовательных учреждениях созданы все условия для организации жизни и обучения воспитанников. В частности, воспитатели и педагоги-организаторы заботятся о досуге воспитанника, организуя экскурсии, поездки и походы в музеи, театры, встречи с интересными людьми, занятия спортом, наукой, музыкой. Воспитанники получают качественное образование, позволяющее впоследствии поступить в высшие военные учебные заведения. Огромное значение имеет то, что образовательные учреждения пансионного типа предлагают огромный набор услуг, который в обычной школе является крайне редким. Каждое пансионное образовательное учреждение отличается какими-либо особенностями: патриотическое воспитание, углубленное изучение каких-либо школьных предметов, спортивный уклон [2, с. 90]. Данные преимущества пансионного образования актуализируют потребность в учреждениях такого типа, что подтверждает увеличение количества нахимовских, суворовских, кадетских училищ, как в государственной, так и в негосударственной сфере образования.
Но пансионное учебное заведение имеет не только плюсы, но и факторы риска. В частности, сама образовательная среда является, в первую очередь, источником множества стрессогенных факторов, с которыми сталкиваются поступившие дети. Необходимо отметить, что в основном это дети 10–11 лет, закончившие четвертый класс [5, с. 19]. Стрессогенными факторами для данных детей могут стать: условия пансионного учебного заведения (проживание на территории учебного заведения); отсутствие противоположного пола среди воспитанников; отсутствие личностного пространства; единообразие в одежде (форма); нахождение под постоянным контролем; изолированность от близких и родных людей, отсутствие материнской ласки; разнообразие педагогического состава; непривычное расписание, множество кабинетов; абсолютно новые дети в классе; высокий темп и возросший объем работ в классе и домашнего задания, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи преподавателя; несамостоятельность в работе с текстами, слабый уровень развития речи, слабое развитие навыков самостоятельной работы. Так же нужно учитывать и социальный состав воспитанников [4, с. 21]. Поэтому к вышеназванным стрессогенным факторам следует добавить и внутриличностные особенности воспитанников. Наибольшую значимость при этом имеют следующие личностные характеристики и особенности: коммуникативные; эмоционально-волевые; интеллектуальные. В качестве факторов риска для личностного развития воспитанников в условиях пансионного образования можно рассматривать: адекватность самооценки, проявление враждебных и агрессивных реакций, сформированность и проявление уровней тревожности, учебной мотивации, воспитанности [1, с. 36]. Также необходимо помнить и о возрастных особенностях первокурсников: потребность в достойном положении в коллективе сверстников; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в образовательном учреждении; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; несформированные коммуникативные навыки; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам взрослых; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу. Адаптация — процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз: в первый год жизни ребёнка, когда ребёнок учиться говорить, вхождение ребёнка в коллектив, обучение в школе, где ребёнок переживает процесс адаптации несколько раз — в 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи. Цель адаптационного периода в филиале НВМУ (Сев ПКУ) — помочь воспитанникам познакомиться друг с другом, с преподавателями, с новой учебной ситуацией, со учебным заведением и внутренними правилами учебного заведения пансионного типа. Обеспечение плавного и мягкого перехода воспитанников в основное звено военно-морского училища — главная задача адаптационного периода первокурсников. Период адаптации может занимать от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья воспитанников. Любой преподаватель скажет, что пятый класс — сложный период не только для воспитанников, но и для преподавателей, воспитателей и родителей. Успешность адаптации первокурсника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и воспитателями, соблюдать правила образовательного учреждения, ориентироваться в новой ситуации.
Среди наиболее актуальных трудностей воспитанников 1 курса можно выделить следующие: изменение условий обучения, изменение требований, отсутствие контроля, пробелы в знаниях [3, с. 56]. Перед выполнением домашних заданий воспитатель должен проверить, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы воспитанник понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Если воспитанник все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то воспитатель совместно с педагогом — психологом должен заняться развитием мышления, памяти, внимания. Развитие этих психических процессов лучше проходит в играх, так как в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Механизмами, с помощью которых возможно формирование стрессоустойчивости у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионного учебного заведения могут быть: компенсаторный, психологический механизм превращения внешних требований во внутренние требования личности к самой себе. Этот механизм обеспечивает психологическую стрессоустойчивость личности, ее сознания в усвоении нравственного опыта общества, моральных норм и формирования собственной моральности. Объективную основу для этого представляет включение воспитанника в моральную деятельность; адаптационный механизм, который связан с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой [3, с. 56]. Регуляторами адаптации воспитанника выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению. Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.
Рекомендации воспитателям: первое условие школьного успеха воспитанников — безусловное принятие воспитанника, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться, обязательное проявление интереса к образовательному учреждению, классу, к каждому прожитому дню, неформальное общение с воспитанником после школьного дня, посещение кружков в системе дополнительного образования, необходимость смены учебной деятельности воспитанников после занятий, создание условий для двигательной активности воспитанников между выполнением домашних заданий, недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес воспитанников, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания, учет темперамента воспитанников в период адаптации к школьному обучению, предоставление воспитаннику самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью, поощрение воспитанников, и не только за учебу, развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности воспитанника, обязательное введение в рацион воспитанников витаминных препаратов, фруктов и овощей.
Литература:
- Балашова Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. //Педагогика и психология. — 2008. — № 10. — С. 36–38.
- Психология развивающейся личности. /Под ред. Маркова А. Н. М.: Эйдос, 2004. — 380с., С. 90–93.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. М.: Питер, 2000. — 349с., С. 56–59.
- Ульянова Т. Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении. //Средняя школа, 2006. — № 7. — С. 21–24.
- Цукерман Г. И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема. //Вопросы психологии, 2001. — № 5. — С. 19–35.