В данной статье поднимается вопрос организационного и содержательного аспектов построения процесса обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В нашей стране уже выстроена общая концепция образовательных стандартов, закрепленная в ФГОС, однако задача педагога — составить рабочую программу, нацеленную на максимально полное освоение материала детьми.
Ключевые слова: ФГОС, ПДД, обучение, дошкольники, образовательные стандарты, программа обучения, перспективное планирование.
Несмотря на то, что существует общий стандарт дошкольного образования, вопросы проведения обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста до сих недостаточно проработаны в литературе и практически не исследовались в отечественной педагогической науке.
В работах таких отечественных исследователей, как Р. Б. Стеркина, Н. Л. Князева, А. В. Гостюшин, Н. И. Клочанов и др. обучение детей правилам дорожного движения рассматривается как аспект нравственного воспитания подрастающей личности.
Исследователи П. Лич и П. Статмэн в своих трудах обращали особое внимание на необходимость обучения персональной безопасности именно детей дошкольного возраста — они с большим интересом воспринимают правила и в дальнейшем их придерживаются. Также раннее обучение правилам безопасного поведения на дорогах важно, поскольку уже в школьном возрасте дети перенимают от взрослых стереотипы неправильного поведения в различных дорожных ситуациях, что осложняет работу педагогов.
В процессе обучения стоит помнить, что «любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором его поведения». [1, С.3]
Согласно материалам официального сайта Министерства внутренних дел России, за первые 4 месяца 2019 года зарегистрировано 4 744 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 119 детей погибли и 5 146 пострадали. Необходимо обратить внимание на то, что 45,5 % пострадавших детей становились участниками происшествий в качестве пешеходов.
Однако намечена тенденция снижения показателей аварийности по вине самих детей-пешеходов. Количество таких ДТП сократилось на 6,4 % (786), число раненых — на 6,5 % (781) и число погибших — на 26,3 % (14). Поэтому задача воспитателей ДОУ — разработать максимально действенную концепцию обучения детей правилам поведения в разных дорожных ситуациях, основываясь на действующих стандартах.
Отдельно стоит упомянуть о рисках аварийности с детьми, управляющими велосипедами, самокатами и т. д. ДТП с детьми-велосипедистами уже составили 3,9 % от всех ДТП с участием детей. При этом возросли все показатели: количество ДТП увеличилось на 60,3 %, число погибших на 50 %, число раненых на 60,5 %. 60 % ДТП с детьми-велосипедистами связаны с нарушениями ПДД, допущенными с их стороны. [3].
Таким образом, программа обучения детей правилам дорожного движения должна быть направлена на достижение следующих целей:
− осознанное отношение ребенка к вопросам личной безопасности;
− знание о возможных опасностях и умение их предвидеть;
− умение ребенка выбрать правильную модель поведения в той или иной ситуации;
− четкое следование основным правилам поведения в «типичных» дорожных ситуациях;
− усвоение ребенком правил управления транспортным средством (велосипед, самокат и т. д.);
− представление о возможных последствиях неправильного поведения.
Также стоит учитывать психологию ребенка дошкольного возраста. Так, например, А. Добродушин в своих работах приводит в качестве примера ситуации, когда ребенок не умеет предвидеть скрытую опасность [4], поэтому задача родителя, а в нашем случае педагога, научить ребенка осознанному поведению в той или иной дорожной ситуации.
Достижение необходимых результатов невозможно без использования различных принципов при реализации выбранной программы. Так, принцип последовательности основан на необходимости последовательного изучения материала, когда каждая новая ступень изучения строится на уже освоенном ранее. Принцип деятельности особенно важен при обучении детей дошкольного возраста. Включение ребенка в игровую деятельность помогает лучше усваивать материал в простой и легкой форме.
Для педагога важно следовать принципу системности (работа должна проводиться в течение долгого времени, а разные аспекты изучения материала должны быть удачно распределены в течение каждого дня). Также важен принцип полноты — содержание программы должно реализовываться постепенно, но сразу по всем разделам, независимо от возраста ребенка. В противном случае дети могут не иметь представления о тех или иных источниках опасности.
Анализируя имеющуюся на сегодняшний день методическую литературу, можно сделать вывод о том, что обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения наиболее эффективно при объяснительно-иллюстративных методах, включающих в себя беседы, игры, чтение литературы.
Особенно важно включать в программу дифференцированные формы работы с детьми. С учетом возраста, очевидно, что большая часть занятий должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой.
Существующие на сегодняшний день образовательные программы в той или иной мере решают задачи освоения дошкольниками основ безопасной жизнедеятельности. Однако обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС подразумевает тщательную работу педагогов и четкое следование наиболее разработанной современной программе. Именно поэтому особое значение имеет перспективное планирование по возрастам, организация доступной предметно развивающей среды. Причём, привлекая к деятельности дошкольников и родителей. Данный подход позволяет в достаточно сжатые сроки передать детям большую по объему информацию, дать дошкольникам представление о возможных проблемах и указать пути их решения.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева О.Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улице и на дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.- М: АСТ-ЛТД, 1997г.
- Скоролупова О. А. Правила и безопасность дорожного движения. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М: «Скрипторий 2003» 2007г.
- Материалы с официального сайта МВД Российской Федерации https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_po_obespecheniju_bezo/Publikacii_i_vistuplenija/item/16812532
- ДобрушинА. Для родителей. Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки» -М: Социальная технология, 1990г