Принципы правового регулирования не сформировано ни в правовой доктрине, ни в законодательстве Российской Федерации. В статье предлагается признать криптовалюты деньгами, распространив на них как режим наличных денег, так и безналичных денежных средств. В результате все нормативные акты, применяемые к деньгам, в гражданском праве, будут применимы и к криптовалютам.
Ключевые слова: деньги, криптовалюта, цифровые права, токен, имущественное право, бездокументарные ценные бумаги.
The principles of legal regulation are not formed either in the legal doctrine or in the legislation of the Russian Federation. The article proposes to recognize cryptocurrencies as money, by extending to them both the cash regime and non-cash money. As a result, all laws and regulations applicable to money in civil law will also apply to cryptocurrencies.
В статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) указаны объекты гражданских прав. К объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага [1].
Криптовалюты как объекты напрямую в статье не названы. Это обусловлено тем, что криптовалюты явление новое и нормативно законодательная база в отношении криптовалют находиться в стадии формирования.
Среди учёных цивилистической науки есть несколько подходов по вопросу отнесения криптовалют к имущественным правам.
Так, Казачёнок О. П. предлагает рассматривать криптовалюты как иное имущество. В статье «Криптовалюта как объект гражданских прав в правоприменительной деятельности» она пишет: «Думается, что в данный переходный период, пока единое понимание правовой природы на уровне государства не сложилось, суды для разрешения конкретных дел могли бы воспользоваться позицией девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40–124668/2017, указавшего на возможность рассмотрения криптовалюты в качестве «иного имущества», указанного в ст. 128 ГК РФ [2].
Данная позиция позволила бы на время существования правовой неопределенности сформировать системную позицию судов, например, по делам, касающимся включения криптовалюты в конкурсную массу в случае при банкротстве, а также по другим категориям дел» [2]. То есть Казачёнок О. П. предлагает считать криптовалюту иным имуществом, лишь по той причине, что другого толкования у нас нет. Данная позиция будет применима только в том случае если другого научно обоснованного толкования криптовалют нет. При существовании иного взгляда на криптовалюты авторитетных деятелей науки подобное предложение будет подвергнуто обоснованной критике.
1го октября в РФ появился новый объект гражданских прав, а именно цифровые права. Это стало возможным благодаря Федеральному закону от 18.03.2019 года № 34-Ф3. В результате был дополнен ГК РФ, в нём появилась статья 141.1. Вступления в силу этого закона не могло пройти незаметным для учёных цивилистов, у которых появилось непреодолимое желание связать закон о цифровых правах с криптовалютами.
Новосёлова Л. А.в своей статье «Токенезация объектов гражданского права» предлагает использовать этот закон для регулирования криптовалют. По её мнению, цифровые права являются непосредственным инструментом для регулирования токена. Новосёлова Л. А. предлагает приравнять термины token (жетон) и coin (монета). При этом ссылается на М. Свона: «В контексте криптоэкономики слово «валюта» обобщенно используется для обозначения «единицы ценности», которая может быть заработана и использована в определенной экономической системе», а также обменяна на что-то равноценное в других экономических системах. Вместо термина «койн» (coin) с таким же успехом можно использовать термин «токен» (token), то есть цифровой маркер, или средство доступа, или механизм отслеживания некой активности» [3].
Эту точку зрения не разделяют множество учёных. Габов А., например, прямо говорит о том, что в этом законе остался один большой пробел, по которому предстоит большая дискуссия, речь идёт о криптовалютах. Савельев А. рассматривает этот закон в отношении token. Того же мнения Генкин А., Сарбаш С., Асосков А., Семёнов А. При этом самый всеохватывающий тезис принадлежит Журавлёву Александру: «когда читаешь принятый в третьем чтении Закон, решительно непонятно, что когда-то вызвало эту бурю эмоций. Из проекта исключили практически все спорные (и оттого интересные) положения. Исчезли цифровые деньги. Упростилось понимание цифровых прав — теперь это не что иное, как форма удостоверения имущественных прав. Сами права, кстати, теперь однозначно отнесли к имущественным, нацелившись в первую очередь на цифровизацию обязательственных прав. В угоду технологической нейтральности из Закона исчез блокчейн (децентрализованные системы), в результате чего оставшийся термин «информационная система» потерял всякое содержание — теперь информационной системой можно назвать хоть локальную сеть. На месте исключенных и упрощенных положений выросли ссылки на нормативные акты, которые еще предстоит принять, тем самым проблемы регулирования просто переложили на плечи Правительства и, так сказать, потомков.
Удивительно, но, убрав из Закона все болевые точки, его авторы умудрились допустить в нем новые ошибки. Например, ст. 309 «Общие положения (об исполнении обязательств)» ГК РФ предлагается дополнить «частью второй» об условных сделках. Мало того, что вместо пункта статью дополняют «частью», мало того, что положения об условных сделках почему-то вносят не в главу о сделках, так еще и условием для применения новеллы является «применение [сторонами] информационных технологий». Что такое информационные технологии, кто должен их определить? и почему нельзя было использовать, на худой конец, уже введенный в ст. 141.1 термин «информационная система» непонятно» [4].
Стоит отметить, что в качестве закона о регулировании криптовалют статью 141.1 ГК РФ не рассматривают как учёные, высказавшие положительно о принятом законе, так и его критики. В большинстве случаев перечисленные учёные в ходе обсуждения нового закона вообще не затрагивают вопрос о криптовалютах. И эта позиция очень ясна и понятна, потому что любой специалист, занимавшийся изучением феномена криптовалют в состоянии отличить их от цифровых прав (token). Таким образом, абсолютно невозможно применять статью 141.1 ГК РФ к такому объекту как криптовалюты просто потому, что он регулирует другой объект.
После появления и стремительного распространения криптовалют среди экономистов разразилась дискуссия относительно нового явления, в итоге большинство учёных считает, что криптовалюты являются деньгами [5].
Поскольку криптовалюты в экономическом смысле являются деньгами, а именно являются объектом, который выполняет основные функции денег, было бы логично и в юриспруденции рассматривать их как новый вид денег, имеющие свои формы, особенности функционирования, но общие с традиционными, фиатными деньгами функции.
В развитых странах, которые являются лидерами в мировой экономке, криптовалюты уже несколько лет как признаны деньгами, освобождены от НДС, разрешена регистрация и деятельность компаний, бизнес которых основан на криптовалютах.
В ноябре 2015 года, когда Европейский суд (European Court of Justice) вынес решение о невозможности применять НДС к операциям по купле и продажи криптовалют. Европейский суд постановил, что операции, связанные с куплей-продажей криптовалют за фиатные деньги, не облагаются налогом на добавленную стоимость (дело С-264/14). Данное решение будет, является обязательным для всех субъектов правоприменения на территории Европейского союза. Отсюда следует что, налоговые органы государств-участников ЕС, будут обязаны одинаково трактовать правовую природу криптовалют, признавая их платежным средством (tender). Такой подход к определению сущности криптовалюты позволил Европейскому суду сделать вывод, что операции по обмену, в которых криптовалюты принимает участие в качестве объекта продажи или купли, ничем не отличаются по своей сути от подобных операций, связанных с валютой, банкнотами или монетами и как следствие, операции с криптовалютами освобождаются от НДС. [6]
В октябре 2016 года было опубликовано заключение ЕЦБ относительно предложения Еврокомиссии. В нём регулятор: — поддержал введение обязательной регистрации или лицензирования деятельности криптовалютных бирж, которые осуществляют обмен криптовалюты на фиатные деньги и наоборот, и провайдеров криптовалютных кошельков. Указал на несовершенство определения криптовалюты в качестве виртуальной валюты и средства платежа (по его мнению, виртуальная валюта — это скорее средство обмена). Отметил, что цифровая валюта не является ни деньгами, ни валютой. Заявил, что широкое принятие цифровых валют может негативным образом отразиться на способности центральных банков контролировать находящуюся в обращении денежную массу [7].
Что касается налогообложения, в 2014 году Управление по налогам и таможенным пошлинам Великобритании опубликовало документ относительно налогообложения операций с криптовалютой. В документе говорится что доход, полученный в результате майнинга криптовалюты и её обмена на фунт стерлингов или другие деньги, не облагаться НДС. При этом НДС должен взиматься с поставщиков любых товаров или услуг, проданных за криптовалюту. Для определения стоимости товаров и услуг, облагаемых НДС, использовать стоимость криптовалюты в фунтах стерлингов на момент проведения этой операции. В зависимости от ситуации доход (прибыль) субъекта хозяйствования облагаются налогом на прирост капитала, а также корпоративным и подоходным налогами [8].
В США криптовалюты рассматриваются в целях налогообложения. Операции с криптовалютой облагаются налогом. Также разрешена выплата заработной платы в биткоинах.
В 2014 году федеральный прокурор Южного округа Нью-Йорка в процессе разбирательства по делу «Silk Road» заявил, что изъятую криптовалюту следует рассматривать так же, как и любую другую валюту, полученную незаконным путём [9].
В июле 2017 года Швейцарский федеральный совет объявил о создании «нормативной песочницы», предназначенной для создания благоприятной среды для стартапов в области финансовых технологий [10]. Швейцарский город Цуг стал первым в мире городом, где биткойном можно оплатить, например, штраф за неправильную парковку. Кроме того, в некоторых банках здесь свободно обменивают криптовалюту на фиатные деньги. По данным некоммерческой, независимой организации Crypto Valley Association, Швейцарские компании только с начала 2017 года провели ICO на более чем 600 млн. долларов [10].
Все приведённые выше свидетельствуют о том, что криптовалюты и получили правовой статус денег в большинстве развитых стран мира. Признание криптовалют в качестве денег решает многие сложности в области законодательного регулирования криптовалют.
Криптовалюты, являясь деньгами, относятся к объектам гражданских правоотношений.
Снять все вопросы относительно правовой сущности криптовалют могли бы руководящие разъяснения Верховного суда РФ относительно более широкого толкования термина деньги в статье 128 ГК РФ, в которой перечислил все виды, и формы денег, которые являются объектом гражданских прав. В результате все гражданско-правовые нормативные акты, применяемые к деньгам, в гражданском праве, будут применимы и к криптовалютам.
В статье 128 упоминаются две формы фиатных денег — наличные деньги и безналичные. Наличные деньги отнесены к вещам, безналичные к имущественным правам. Криптовалюты существуют в трёх формах, в наличной форме (монета Биткоин), в цифровой форме (пиринговая децентрализованная сеть на основе криптографического кода и технологии блокчейн) и в безналичной форме. По аналогии с наличными деньгами наличные криптовалюты можно отнести к вещам. Криптовалюты в цифровой форме выполняют все те же самые функции, что и наличные монеты, но при этом отсутствуют материальный объект. И поэтому могут быть отнесены к имущественным правам. Криптовалюты в безналичной форме схожи с бездокументарными ценными бумагами. Они представляют собой имущественное право, которое не привязано к материальному носителю, а его принадлежность фиксируется с помощью записи в специальную систему учёта. Для обеспечения функционирования приведённой выше системы, необходимо наличие лица, ответственного за добросовестное ведение записей в системе учёта. Однако, это вовсе не значит, что у этого лица имеется цифровая или наличная криптовалюта, что бесспорно несёт дополнительные риски для пользователя.
Гарантии гражданских прав гражданина, который пользуется криптовалютой должны быть установлены государством и зафиксирована в законодательных актах, подобно тому, как прописаны гарантии банковских вкладчиков в федеральных законах. Регулирование правил работы лица или организаций ответственных за функционирования системы учёта безналичной криптовалюты может осуществляться существующими нормами ГК РФ. При этом, достаточно будет разъяснения Верховного суда РФ относительно того, что нормы применимые к бездокументарным ценным бумагам применимы и к безналичным криптовалютам.
Это будет оптимальным решением проблемы, вызванной отсутствием какого-либо специального гражданско-правового регулирования. Это позволит заложить основы для дальнейшего развития и совершенствования законодательной базы регулирующий феномен криптовалют.
Литература:
- ГК РФ принят 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ изменения от 18.03.2019 N 34-ФЗ, // Консультант Плюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 18.11.2019г)
- Казачёнок О. П. //Вестник арбитражной практики № 03/2019. Криптовалюты как объект гражданских прав в правоприменительной деятельности // Вестник арбитражной практики. — 2019. — № 3. — С. 10–17.
- Новосёлова Л. Новоселова Л. «Токенизация» объектов гражданского права // ХОЗЯЙСТВО И ПРАВО. — 2017. — № 12 (491). — С. 29–44.
- Журавлев А. Цифровые права как новый объект имущественного права // Закон. — 2019. — № 5. — С. 12–18.
- Кузнецов В. А., Логинов Е. А. «К вопросу о сущности и нормативном регулировании электронных денег: российский опыт» // ДЕНЬГИ И КРЕДИТ 2016. — N 8. — С.37–42
- В России придумали новый орган для разгона экономики // лента. URL: https://lenta.ru/news/ 2016/09/21/bitcoin/свободный (дата обращения: 20.11.2019).
- Законность биткоина по стране или территории // coindesk. URL: https://www.coindesk.com/european-union-proposes-tighter-bitcoin-controls-panama-papers-response/ (дата обращения: 20.11.2019).
- Заключение ЕЦБ // Gov.uk. URL: https://www.gov.uk/government/ publications/ revenue-and-customs-brief-9–2014-bitcoin-andothercryptocurrencies/revenue-and-customs-brief-9–2014-bitcoin-and-other-cryptocurrencies (дата обращения: 20.11.2019).
- «Заключение федерального прокурора Южного округа Нью-Йорка» // департамент правосудия, прокуратуры США. URL: https://www.justice.gov/usao-sdny/pr/manhattan-us-attorney-announces-forfeiture-28-million-worth-bitcoinsbelonging-silk (дата обращения: 20.11.2019).
- «Виртуальная валюта» // Федеральный Орган Финансового Надзора. URL: https://www.bafin.de/EN/Aufsicht/FinTech/ VirtualCurrency/virtual_currency_ node_en.html (дата обращения: 20.11.2019).