Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, нарушения речи, коррекция ошибок письменной речи, программный материал, первоначальный этап обучения.
При поступлении первоклассника в школу, очень важно, чтобы у ребенка были сформированы все компоненты устной речи. Ведь это является залогом успешного овладения программным материалом по русскому языку и литературному чтению.
Овладение ребенком навыками чтения очень значимо на первоначальных этапах обучения. Уже в начале школьного обучения ребята сталкиваются с выполнением тестовых заданий, проектной деятельностью. Даже, чтобы решить задачу по математике, сначала нужно ее прочитать.
В последние годы в общеобразовательных школах увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для таких детей характерны нарушения речевого развития, что влияет на формирование навыков письменной речи. Дети испытывают значительные трудности в усвоении программного материала по основным учебным предметам. Что вызывает много огорчений и нежелание учиться. Поэтому очень важно скомпенсировать все нарушения на первоначальных этапах обучения.
При обследовании обучающихся с речевыми нарушениями, можно выявить несформированность фонетико-фонематических процессов, недостаточно сформированный лексико-грамматический строй речи, нарушения просодической стороны речи, незрелые познавательно-психические процессы.
Несформированность зрительного и пространственного восприятия ведет к возникновению оптических ошибок. Ребенок путает оптически сходные буквы по написанию (по количеству элементов или пространственному расположению). Для коррекции данных нарушений, можно использовать следующие упражнения.
Упражнение 1.
Найди и раскрась карандашами разных цветов все клетки с буквой Ш, Щ. [3, с. 41]
Н |
В |
Ч |
Г |
Н |
Ф |
О |
Ц |
Г |
Г |
Ш |
Я |
З |
Ш |
В |
П |
Ш |
К |
Щ |
Ш |
Э |
Щ |
Ш |
А |
Р |
Ш |
И |
З |
Ш |
Д |
Ц |
Ш |
П |
В |
Ш |
Ы |
Ы |
Ш |
А |
П |
Ш |
З |
Г |
Ш |
Д |
А |
Ш |
В |
Р |
Ш |
Ц |
Е |
Ш |
Ж |
П |
Ш |
Ы |
О |
Ш |
И |
А |
Ш |
Х |
Р |
Ш |
Ш |
Ш |
Ш |
Ш |
Ш |
Ш |
У |
О |
В |
Ф |
Л |
Й |
З |
Б |
Н |
С |
Е |
Ф |
С |
Л |
Ц |
К |
З |
И |
Ц |
Н |
Щ |
Ч |
Г |
Щ |
Ф |
О |
Щ |
Г |
Х |
Щ |
Л |
Й |
Щ |
Р |
М |
Щ |
Ч |
Ъ |
Щ |
О |
В |
Щ |
Г |
Ш |
Щ |
Ц |
Ф |
Щ |
П |
А |
Щ |
Ш |
Х |
Щ |
Ш |
Ы |
Щ |
А |
П |
Щ |
З |
Г |
Щ |
Д |
А |
Щ |
В |
Р |
Щ |
Ц |
Е |
Щ |
Ж |
П |
Щ |
Ы |
О |
Щ |
И |
А |
Щ |
Х |
Р |
Щ |
Щ |
Щ |
Щ |
Щ |
Щ |
Щ |
Щ |
О |
В |
Ф |
Л |
Й |
З |
Б |
Н |
Щ |
Данные упражнения способствуют формированию зрительного восприятия и памяти.
У обучающихся с нарушениями речи зачастую можно наблюдать ошибки в окончаниях слов, что связано с недостаточно сформированным лексико-грамматическим строем речи. Последующие упражнения направлены на коррекцию ошибок в конце слова, отработку плавности и беглости чтения, чтобы ребенок не читал по догадке, читал осмысленно, понимал смысл прочитанного.
Упражнение 2.
Соедини части слова. Одна часть слова — в первой восьмерке, другая — во второй. Произноси слова плавно. Читай восьмерки без остановки.
Упражнение 3.
Соотнеси части слова, покажи их быстро в таблице: тюльпан, песня, клыки, ромашки, клюшка, лисицы, каникулы, ручей, снежинки. [1, с. 55]
клы |
ро |
тюль |
машки |
цы |
жинки |
|
клю |
лиси |
кани |
|
ня |
кулы |
пан |
ру |
сне |
пес |
чей |
шка |
ки |
Так же у детей с ОВЗ во время чтения можно наблюдать неправильное распределение речевого дыхания. Что проявляется в паузах в середине слова или фразы. Следующее упражнение направлено не только на отработку речевого дыхания, но и на отработку навыка чтения словами. Так же данное упражнение способствует исключению ошибок в конце слова. [3, с. 24]
Упражнение 4.
Закончи слог так, чтобы получилось слово.
Одной из часто допускаемых ошибок при чтении, является неправильная постановка ударения. Для отработки этого навыка, можно применить следующий вид работы. [2, с. 17]
Упражнение 5.
Прочитай слова в столбике, сохраняя ритм.
та-та-та |
та-та-та |
та-та-та |
дедушка |
малина |
самолет |
дерево |
ромашка |
крокодил |
радуга |
бумага |
снегопад |
ножницы |
подружки |
интерес |
ягоды |
полоска |
муравей |
Литература:
- Ишимова О. А. Чтение. Читаю словами. — М.: Просвещение, 2014. — 79 с.
- Ишимова О. А. Чтение. От слога к слову. — М.: Просвещение, 2016. — 64 с.
- Ишимова О. А. Чтение. От буквы к слогу и словам. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2018. — 79 с.