В предлагаемой Вашему вниманию статье раскрываются понятие коррупции, этапы развития борьбы с коррупцией в РФ, признаки коррупции, позиция Верховного Суда РФ по делам о взятках, злоупотреблениях должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, взятка.
Проблемы противодействия коррупции особенно актуализировалась в последнее время — как в мире, так и в России. Она обусловлена крайне высоким уровнем национальной и общественной опасности рассматриваемого социального явления. В результате правонарушений коррупционной направленности нарушаются права и законные интересы как физических, так и юридических лиц, наносится огромный вред субъектам хозяйственной деятельности. Диффузионные свойства коррупционных проявлений негативно влияют на различные сферы функционирования государственных и социальных структур, действуя на них разлагающе, тормозят развитие экономики, проникают в финансовые структуры, снижают уровень правопорядка в стране, создают обширные очаги социальной напряженности, которые в конечном итоге приводят к правовому и государственному нигилизму.
Актуальность данной статьи продиктована тем, что в Российской Федерации наметился качественный переход от конкретных мер воздействия на частные случаи коррупционных проявлений к системным мерам в сфере противодействия любым коррупционным правонарушениям, в том числе, и сокращения процента латентности указанных правонарушений.
Цель. Исследовать проблемы противодействия коррупции в современной России.
Задачи.
—понятийный аппарат коррупции;
—законодательство, регулирующее вопросы противодействия коррупции;
— судебная практика по коррупционным правонарушениям.
Основная часть. Понятие коррупции происходит от латинского слова [corruptio] продажность и подкуп должностных лиц и политиков; прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения; в большинстве стран, в том числе и в России преследуется в уголовном порядке.
В отечественном законодательстве под коррупцией, как правило, понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях использования должностного положения исключительно в личных интересах.
В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции базируется на Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от25.11.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.
Ощутимый импульс борьбе с коррупцией в Российской Федерации появился после ратификации в 2006 г. нашей страной Конвенции ООН против коррупции, которая принята 31.10.2003 Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеей ООН и вступившая в силу 14 декабря 2005 г., а также Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.).
Присоединение России к международному сообществу в вопросах противодействия коррупции позволило использовать международный опыт для внедрения наработанных механизмов и приемов в борьбе с коррупцией, в том числе, соответствующим образом изменить действующее законодательство.
Для эффективного противодействия коррупции необходимо провести системный анализ и определить, какие именно факторы свидетельствуют о наличии коррупционной составляющей.
В российском уголовном законодательстве коррупция не является самостоятельным преступлением.
Нормативное понятие коррупции установлено в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которое охватывает злоупотребление служебным положением (ст. 285 УК РФ), дачу взятки (ст. 290 УК РФ), а также иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.
Наиболее часто коррупция проявляется в виде получения должностным лицом или дачи взятки должностному лицу.
Предметом взятки, по смыслу диспозиции ч. 1 ст. 290 УК РФ, являются: деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.
К деньгам следует относить российскую и иностранную валюту, находящуюся в финансовом обороте на момент совершения преступления.
Имущество как предмет взятки должно иметь нарицательную стоимость. При этом не имеет значения, относится ли оно к ограниченно оборотоспособным вещам (оружие, боеприпасы) или обращается свободно на территории Российской Федерации.
Если в качестве предмета взятки должностному лицу передаются драгоценные металлы, камни или жемчуг, не являющиеся ювелирными изделиями, следует рассматривать вопрос о наличии в действиях виновных лиц преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ (в случае нарушения при этом правил оборота этих предметов).
В соответствии со ст. 575 ГК РФ государственные и муниципальные служащие вправе получать обычный подарок стоимостью не свыше трех тысяч рублей в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Однако для квалификации принятия подарка по ст. 290 УК РФ стоимость подарка не имеет значения. Взяточничество предполагает получение взяткополучателем материальных выгод или вещей при условии совершения действий (бездействия) во благо взяткополучателю — имеет место наличие у взяточников встречных обязательств. Учитывая, что в соответствии со ст. 572 ГК РФ при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.
Поэтому если вручение подарка находится в причинной связи с совершенными должностным лицом действиями в пользу взяткодателя или такие действия находятся в причинной связи с последующим вручением подарка, такой подарок является предметом взятки. В этом отношении Верховный Суд РФ высказал свою позицию:
«По смыслу закона получение взятки — преступление, совершаемое из корыстных побуждений, когда должностное лицо сознает, что материальные ценности ему переданы как взятка за совершение определенных действий, входящих в его служебные полномочия, в интересах взяткодателя». Вместе с тем, полагаем, что при крайне малозначительном размере предмета взятки т отсутствии оснований для квалификации действий виновного по ст.291.2 УК РФ, с учетом оценки совокупности предоставленных взяткодателю преимуществ, общего покровительства и пр., имеются основания для применения ч. 2 ст. 14 УК РФ, а также с учетом последующего поведения делинквента, применения примечания к ст. 291.2 УК РФ
Российское уголовное законодательство предусматривает наказание не только за дачу взятки за совершение незаконных действий, но и просто за дачу взятки. С 2011 года в статью 291 УК РФ были внесены изменения, радикально повысившие наказание за дачу взятки.
Действующая редакция УК предусматривает наказание за дачу взятки даже в том случае, если дача взятки не ведет к совершению незаконных действий. Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки может наступить только в случае, если лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в статье 291 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Также целесообразно к способам совершения описанного деяния относить общее покровительство или попустительство по службе по отношению к подчиненным, совершенные по мотивам, указанным в диспозиции ч. 1 ст. 285 УК РФ. Данная позиция высказана в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 декабря 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», которая рекомендует понимать под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы протекционизм, незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности. Злоупотребление служебным положением в форме общего покровительства или попустительства по службе в отношении подчиненных, в отличие от взятки, совершенной при аналогичных обстоятельствах, не предполагает получение предмета взятки субъектом преступления.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 16 разъясняется, что под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.
Объективная сторона основного состава преступления по ч. 1 ст. 286 УК РФ также предполагает наличие трех обязательных признаков: 1) совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; 2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между деянием и последствием.
Деяние, предусмотренное ст. 286 УК РФ, отличается от деяния, предусмотренного ст. 285 УК РФ, по следующим признакам:
– безальтернативно совершается только в форме активных действий, не предусмотренных должностными полномочиями;
– действия явно выходят за рамки служебных полномочий должностного лица, т. е. действия, совершаемые должностным лицом, не находятся в его компетенции.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19, превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
– никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать;
– относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
– могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;
– совершаются должностным лицом единолично, однако, в силу закона, могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом.
При этом активное противодействие, оказываемое сотрудникам предварительного расследования, со стороны как делинквентов, так и иных заинтересованных лиц, что, как правило, весьма негативно влияет на эффективность досудебного производства по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 285, 286 и 290 УК РФ. В этих условиях научно-методическая разработка вопросов, связанных как с квалификацией должностных преступлений, различными формами взяточничества и другими проявлениями коррупции не утратила свою актуальность.
Но, с учетом сохранения высокой латентности указанных преступлений, а также того обстоятельства, что коррупционные преступления совершаются в том числе и лицами, обладающими навыками следственной и оперативной работы, необходимо разрабатывать новые методы раскрытия указанных преступлений.
Заключение. Одним из действенных мер, направленных на значительное снижение коррупционных правонарушений, является разработка и внедрение системных мер со стороны государства, направленных на создание в обществе условий нетерпимости к любым коррупционным проявлениям, неукоснительную регистрацию со стороны правоохранительных органов сообщений о коррупционных правонарушениях, проведение по ним полной всестороней объективной проверки и вынесения законных и обоснованных решений.
Вывод. Несмотря на то, что в настоящее время в Российской Федерации наметился ощутимый перелом в деле борьбы с коррупционными правонарушениями, необходимо сделать акцент на формировании в обществе соответствующего правосознания населения, базирующегося на недопустимости любых проявлений коррупции. Считаю целесообразным рассмотреть вопрос о создании специализированной структуры, основной задачей которой будет разработка государственной политики в вопросах противодействия коррупции.
Литература:
- Конвенция Организаций Объединенных Наций против коррупции (UNCAC) — международно-правовой документ против коррупции, принятый на пленарном заседании 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года и вступивший в силу 14 декабря 2005 года.
- КонституцияРоссийской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г., № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г., № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г., № 2-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Электрон. дан. — Москва, 2014. — Режим доступа: локальная сеть ЦПДИ ЧОУНБ.
- Большой энциклопедический словарь. Электронный ресурс, доступ http://my-dict.ru/dic/bolshoy-enciklopedicheskiy-slovar/183760-estoppel (дата обращения 6 декабря 2019г.)
- Гражданский кодекс Российской Федерации доступ Справочно-правовая система Консультант Плюс (дата обращения 6 декабря 2019г.)
- Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федерал. закон от 13 июня 1996 г., № 63-ФЗ: (ред. от 02 декабря 2019 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Электрон. дан. — Москва, 2019. — Режим доступа: локальная сеть ЦПДИ ЧОУНБ.
- Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 16.
- Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19.