В статье анализируются проблемы противодействия служебным правонарушениям, не отнесенным к коррупции. Данные правонарушения относятся к категории правонарушений против государственной власти. Субъектами данных правонарушений являются специальные субъекты, к которым отнесены должностные лица, в том числе государственные или муниципальные служащие.
Ключевые слова: состав служебных правонарушений, не отнесенных к коррупции; виды ответственности за совершение служебных правонарушений, не отнесенных к коррупции.
Такая тема выбрана не потому, что коррупционные правонарушения менее значимы, а потому, что по указанным категориям существенно больше публикаций, чем по иным правонарушениям.
В данной работе раскрываются понятие, состав, классификация, виды юридической ответственности за правонарушения, не относящиеся к коррупции, то есть общественно опасные деяния (действия или бездействия), которые совершаются представителями власти, должностными лицами и иными государственными служащими, не являющимися должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда, но не отнесенным к преступлениям коррупционной направленности.
Актуальность данной статьи продиктована тем, что служебным правонарушениям, не отнесенным к коррупции, традиционно уделяется существенно меньше внимания, чем коррупционным правонарушениям. Между тем, как общественная опасность анализируемых правонарушений достаточно высока, нарушает важный массив общественных правоотношений, а их совершение существенно подрывает доверие как к должностным лицам как представителям власти, так и официальным органам, которые они представляют.
Цель. Исследовать проблемы противодействия служебным правонарушениям, не отнесенным к коррупции
Задачи.
– понятийный аппарат и составы служебных правонарушений, не отнесенных к коррупции;
– законодательство, регулирующее вопросы служебных правонарушений, не отнесенных к коррупции;
– судебная практика по служебным правонарушениям не отнесенных к коррупции.
Основная часть. Одной из самых серьезной проблем современной России является коррупция. Именно поэтому противодействию коррупции посвящено большое количество публикаций, в то же время недостаточно раскрыты вопросы противодействия иным служебным правонарушениям, не отнесенным к коррупции.
Между тем, указанная категория служебных правонарушений также нуждается в подробном исследовании и изучении.
Раскрывая данную тему, начнем с понятия служебных правонарушений, под которыми понимаются действия виновного деликтоспособного лица, которые могут причинить вред деятельности государственного аппарата и его структурам, при наличии двух признаков:
– лицо совершившее действие является должностным лицом;
– действие/бездействие данного лица имеют общественно опасный характер и связаны с его должностными инструкциями и полномочиями.
Классификация служебных правонарушений:
Служебные правонарушения можно разделить в зависимости от субъекта на три группы:
– правонарушения, которые совершены должностными лицами;
Правонарушения, которые совершены служащими государственных и муниципальных органов;
Преступления, которые совершены общим субъектом.
Если разделять служебные правонарушения в зависимости от статуса его субъекта, то получаем следующую классификацию:
– общие служебные правонарушения, т. е. правонарушения, которые могут быть осуществлены в любом отделении государственной и муниципальной службы;
– правонарушения, которые могут быть осуществлены лишь в отдельных частях аппарата государственной и муниципальной службы, которые в юридической науке получили наименование специальных должностных правонарушений;
– правонарушения, которые могут быть осуществлены как обычными гражданами, так и должностными лицами, получили наименование в юридической науке альтернативных должностных правонарушений.
Объект служебного правонарушения:
Касательно трактовки объекта правонарушения в отечественной литературе существует много точек зрения.
Например, существует следующая классификация:
- Государственная безопасность. Данный объект подразумевает посягательства со стороны должностных лиц на установленный в государстве порядок управления.
- Общественная безопасность, под которой понимается защита основных социальных интересов.
- Личная безопасность, под которой подразумевается защита отдельной личности, ее прав, закрепленных нормами современного законодательства.
Состав служебных правонарушений
Для определения состава служебного правонарушения необходимо выделить:
– главные элементы правонарушения, которые позволяет выделять их специализацию и произвести группировку;
– верную классификацию служебных правонарушений органами правопорядка;
– степень тяжести правонарушения с целью определения соответствующего наказания;
– разграничить служебные правонарушения от других, смежных с ним категорий правонарушений.
Виды ответственности за служебные правонарушения.
Исследователи выделяют несколько основных видов ответственности за служебные правонарушения:
– дисциплинарная ответственность;
– материальная ответственность;
– административная ответственность;
– уголовная ответственность.
Раскроем каждый из указанных видов ответственности:
Дисциплинарная ответственность.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель работодателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
– замечание;
– выговор;
– предупреждение о неполном должностном соответствии;
– освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
– увольнение с гражданской службы по основаниям.
Материальная ответственность.
Под материальной ответственностью понимается гражданско-правовая ответственность, которая наступает, если действиями или бездействиями должностного лица гражданину или организации причинен имущественный или неимущественный ущерб (вред здоровью или моральный вред).
Административная ответственность.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Уголовная ответственность.
Уголовная ответственность государственного или муниципального служащего наступает при условии совершения им преступления, предусмотренного УК РФ. К ним, в частности, отнесены: служебный подлог (ст.292 УК РФ), фальсификация доказательств (ст.303 УК РФ), халатность (ст.293 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (с.285 УК РФ).
Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 декабря 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.
Заключение. В качестве эффективного инструмента противодействия служебным правонарушениям, не отнесенным к коррупции, служит неукоснительное соблюдение такого важного принципа наступления юридической ответственности, как его неотвратимость.
Неукоснительное соблюдение указанного принципа позволяет своевременно проводить профилактику служебных правонарушений и выработку среди государственных и муниципальных служащих таких важных качеств, как добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, законопослушание.
Вывод. Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время уделяется большое внимание профилактике служебных правонарушений, не отнесенных к коррупции, удельный объем указанных правонарушений остается достаточно высоким, что свидетельствует о том, что работу в этом направлении необходимо продолжить. Полагаю, что было бы целесообразным унифицировать должностные инструкции в различных отраслях, министерствах и ведомствах, с учетом их ведомственной специфики, а также выработать унифицированный механизм проведения служебных проверок и привлечения к установленной законом ответственности должностных лиц соответствующих учреждений.
Это позволит не только сделать указанные механизмы прозрачными и общедоступными, но и защитит как самих должностных лиц, так и граждан от возможных злоупотреблений.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федерал. закон от 13 июня 1996 г., № 63-ФЗ: (ред. от 02 декабря 2019 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Электрон. дан. — Москва, 2019. — Режим доступа: локальная сеть ЦПДИ ЧОУНБ.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 декабря 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».