Определение лжи по невербальным признакам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 11.12.2019

Статья просмотрена: 7173 раза

Библиографическое описание:

Кузнецов, А. С. Определение лжи по невербальным признакам / А. С. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 428-430. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65049/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены основные психологические особенности установления лжи. Выявлены основные способы и приемы установления лжи по невербальным признакам. Раскрыты возможности диагностики и наблюдения за мимическими реакциями и микродвижениями лицевых мышц, а также жестами, позы собеседника, говорящего ложь.

Ключевые слова: ложь, мимические реакции, поза, невербальная коммуникация, невербальные сигналы, жесты.

The article deals with the main psychological features of lie detection. The main methods and techniques of establishing lies on nonverbal grounds are revealed. The possibilities of diagnostics and observation of facial reactions and micro-movements of facial muscles, as well as gestures, poses of the interlocutor telling a lie are revealed.

Keywords: lie, facial reactions, posture, nonverbal communication, nonverbal signals, gestures,

Задача выявления лжи по совокупности признаков, присущих лжецу, давно занимала умы не только психологов, но и специалистов в иных отраслях деятельности, например, следователей, судей, экономистов, политологов. В разных ситуациях ложь способно причинить немалый вред, а зачастую отсутствие полной и достоверной информации приводит к негативным последствиям и осложняет задачу установления истины. Например, в процессе расследования преступления важно установить все обстоятельства содеянного, а тщательно скрываемая правда со стороны потерпевшего или обвиняемого препятствует решению этой важной задачи.

Для человека свойственно утаивать свои истинные намерения, искажать смысл информации и умышленно говорить неправду. Делается это с разными мотивами, но чаще всего лжец старается показать своему собеседнику, что он искренен и говорит правду, чем вводит последнего в заблуждение. Задача выявления джи осложняется еще тем, что не существует достоверного способа сразу определить, говорит человек правду или лжет. В этой связи в теории и практике психологии разработаны рекомендации, как быстро установить ложь по невербальным признакам. Ведь бывают ситуации, когда проверить сообщение лжеца не представляется возможным, а установление ложности или правдивости сообщения является жизненно важной задачей.

Психологи, как правило, рассматривают три способа установления лжи. Первый способ основан на наблюдении за невербальными реакциями собеседника. Второй способ предполагает анализ речевого сообщения и признаков речи лжеца. Третий способ — наиболее сложный, но более надежный, связан с регистрацией оценкой физиологических реакций говорящего [2]. Этот способ нашел практическое применение посредством использования полиграфа.

Последний способ, будучи более действенным, практически сложен в применении, так как требует использования специальной техники и знаний регистратора. Первые два способа более доступны для применения в обычных жизненных ситуациях. Но если выбирать из них по степени простоты использования и доступности, то нужно признать, что регистрация и анализ невербальных реакций является практически более доступным, хотя требует знаний основ невербальной коммуникации. В этой связи рассмотрим более подробно способы и особенности установления лжи по невербальным признакам.

И. Н. Горелов подчеркивает, что «невербальная коммуникация» — это является общением без единого слова, какого бы то ни было языка: русского, китайского или французского [1, с. 24]. Невербальная коммуникация является важным, кроме звуковой речи, средством общения людей. Невербальными средствами общения являются движения тела, в том числе, мимика, жесты, место расположения собеседника, поза и т. д. [4, с. 49] Особенность невербальной коммуникации заключается в том, что собеседнику сложно намеренно контролировать свои невербальные признаки, а также искажать их по своему желанию. В этой связи лжец способен намеренно исказить информацию в речи, но не способен искажать таким же образом невербальные сигналы. В связи с этим невербальные сигналы практически всегда позволяют определить ложь.

«Опытные» лжецы обладают обширным набором речевых способов ввести собеседника в заблуждения, придавая тону речи большую долю убедительности и искренности. Но стоит лишь обратить внимание на положение его тела, а также мимику или микродвижения частей тела, то становится очевидными различия между смыслом передаваемой информации и значением невербальных сигналов тела. Проблема заключается в том, что не все собеседники достаточно опытны и наблюдательны, чтобы отследить противоречия между речевым сообщением и невербальными сигналами. Некоторые люди стремятся увлечь собеседника именно речевыми сигналами, придать голосу весьма убедительный тон, стремясь намеренно отвлечь от наблюдения за невербальными признаками. Часто лжецы отличаются знанием психологии и понимают, что невербальные сигналы способны их легко выдать, поэтому стараются придать лицу меньше выразительности, ограничиваются простыми или зажатыми позами, меньше жестикулируют и не смотрят своему собеседнику в глаза.

Между тем, именно взгляд в первую очередь способен легко выдать лжеца. Лгущий человек намеренно отводит взгляд в сторону, так как ему трудно удержать на себя прямой и пристальный взгляд собеседника. Взгляд лжеца может быть обращен вниз или являться бегающим. В этой связи, если есть подозрение, что собеседник лжет, лучшим способом определить ложь является постоянное наблюдение за особенностью взгляда человека. Но иногда опущенный или бегающий взгляд может быть свидетельством не лжи, а признаком волнения или стеснительности собеседника. В связи с этим нужен анализ и наблюдение за иными невербальными признаками [5, с. 102].

Для лжеца характерна неестественно напряженная улыбка. Улыбка часто служит признаком проявления индивидуального стиля общения, а также указывает на проявление симпатии или признательности. Но лгущий человек находится в постоянном напряжении, и неестественная улыбка может служить признаком такого внутреннего напряжения, поскольку мимические мышцы тесно связаны с иными мышцами человеческого лица [3, c. 203]. Во время лжи можно наблюдать как бы пробегающую по лицу тень, вызванную микронапряжением всех лицевых мышц. Такую «тень» в процессе визуального контакта сразу можно и не обнаружить, но ее хорошо видно, если просмотреть видеозапись кадр за кадром. Именно видеофиксация коммуникативного взаимодействия более достоверно позволяет установит ложь собеседника.

Во время лжи повышается кровяное давление, а приток тока крови к лицу усиливается. Именно этим объясняется покраснение отдельных частей тела, особенно мочек ушных раковин, расширение зрачков говорящего, учащенное моргание. Все эти признаки свидетельствует о том, что лжец испытывает такие эмоции, как стыд и страх быть разоблаченным. Все эти микроизменения происходят на подсознательном уровне и не поддаются осознанному контролю.

Еще издревле было отмечено, что лгущий человек испытывает непривычную и непроизвольную сухость во рту. Дело в том, что в ситуации стресса происходит увеличенная выработка адреналина, подавляющего работу слюнных желез. Внешним проявлением такой биологической реакции становится часто облизывание губ, частые покашливание, хрипотца в голосе, что подтверждает сильное волнение говорящего.

Определить ложь возможно не только по мимическим реакциям или микродвижениям лицевых мышц. Важно с этой цель тщательно следить за особенностью позы собеседника. Часто лжеца может выдать закрытая поза, скрещенные колени. Не всегда, правда, закрытая поза может указывать на ложь. Иногда это может быть проявлением сильного волнения или указывать на стеснительность собеседника, оказавшего в непривычной для него обстановке. В этой связи особенности позы не могут точно указывать на признаки лжи. Лишь при совокупном анализе мимики, взгляда, позы можно определить явную ложь.

Итак, можно сделать вывод о том, в психологических исследованиях изучены способы и методы установления лжи по признакам невербальных реакций. В процессе невербального общения лжец не способен осознанно контролировать свои мимические реакции, взгляд, микродвижения тела, что облегчает задачу установлении лжи по невербальным признакам. Между тем, для определения лжи по невербальным признакам нужно исследовать не отдельные невербальные реакции, а их совокупность. Для этого в особо важных случаях, например, в процессе ведения переговоров или при даче показаний, рекомендуется использовать анализ видеозаписи выступления или беседы, а также скрыто привлекать специалистов, которые «натренированы» устанавливать признаки лжи.

Литература:

  1. Горелов И. Н. Енгалычев В. Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 240 с.
  2. Гусева Н. В. Психологические аспекты распознавания лжи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 13. — С. 2936–2940. — URL: http://e-koncept.ru/2015/85588.htm
  3. Спирица Е. В. Как распознать ложь в общении? — М.: Консалтинговая компания, 2009. — 203 с.
  4. Шкляр Т. Л. Невербальное общение как вариант деловых коммуникаций // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(48). Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2015. — С.49–57.
  5. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. — СПб.: Питер, 2010.– 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): невербальная коммуникация, признак, лгущий человек, лжец, ложь, реакция, время лжи, признак лжи, речевое сообщение, сильное волнение.


Ключевые слова

ложь, жесты, невербальная коммуникация, мимические реакции, поза, невербальные сигналы

Похожие статьи

Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба

Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются приемы использования театрализованных игр для формирования определенных коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра. Приведены примеры использования коммуникативных игр, алгоритм игр-имитаций, напр...

Особенности ольфакторного восприятия лиц с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью

В статье представлен опыт проведения исследования особенностей ольфакторного (обонятельного) восприятия у лиц с различными ментальными нарушениями (расстройством аутистического спектра и легкой степени умственной отсталости). Представлены результаты ...

Особенности формирования представлений о предметном мире у детей с моторной алалией наглядными средствами

В статье раскрывается актуальность изучения особенности формирования представлений о предметном мире у детей с моторной алалией наглядными средствами. Также даются определения предметного мира, моторной алалии. Также указываются особенности формирова...

Физические диктанты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

В статье рассматриваются вопросы разработки форм физических диктантов, выполнение которых способствует формированию таких познавательных общеучебных универсальных действий как «структурирование знаний» и «осознанное и произвольное построение речевого...

Обучение восприятию и пониманию речи на слух на уроке иностранного языка в средней школе

В статье рассматривается аудирование как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется объективным трудностям при аудировании, основным механизмам аудирования, системе работы с аудиотекстом. Приводятся примеры упражнений для формирования механи...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у до...

Особенности репрезентативных систем людей с проблемами опорно-двигательного аппарата

Изучение репрезентативных систем личности представляет собой попытку осмыслить одну из составляющих процесса общения, определяющую своеобразие коммуникаций конкретной личности, ее вклад в процесс понимания человека человеком. В статье рассказывается ...

Роль обучения говорению при овладении иностранным языком

В данной статье поднимается тема важности и приоритетности совершенствования навыков разговорной речи при обучении иностранным языкам. Рассматриваются этапы реализации речевой деятельности и необходимые условия на пути преодоления языкового барьера и...

Похожие статьи

Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба

Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются приемы использования театрализованных игр для формирования определенных коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра. Приведены примеры использования коммуникативных игр, алгоритм игр-имитаций, напр...

Особенности ольфакторного восприятия лиц с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью

В статье представлен опыт проведения исследования особенностей ольфакторного (обонятельного) восприятия у лиц с различными ментальными нарушениями (расстройством аутистического спектра и легкой степени умственной отсталости). Представлены результаты ...

Особенности формирования представлений о предметном мире у детей с моторной алалией наглядными средствами

В статье раскрывается актуальность изучения особенности формирования представлений о предметном мире у детей с моторной алалией наглядными средствами. Также даются определения предметного мира, моторной алалии. Также указываются особенности формирова...

Физические диктанты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

В статье рассматриваются вопросы разработки форм физических диктантов, выполнение которых способствует формированию таких познавательных общеучебных универсальных действий как «структурирование знаний» и «осознанное и произвольное построение речевого...

Обучение восприятию и пониманию речи на слух на уроке иностранного языка в средней школе

В статье рассматривается аудирование как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется объективным трудностям при аудировании, основным механизмам аудирования, системе работы с аудиотекстом. Приводятся примеры упражнений для формирования механи...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у до...

Особенности репрезентативных систем людей с проблемами опорно-двигательного аппарата

Изучение репрезентативных систем личности представляет собой попытку осмыслить одну из составляющих процесса общения, определяющую своеобразие коммуникаций конкретной личности, ее вклад в процесс понимания человека человеком. В статье рассказывается ...

Роль обучения говорению при овладении иностранным языком

В данной статье поднимается тема важности и приоритетности совершенствования навыков разговорной речи при обучении иностранным языкам. Рассматриваются этапы реализации речевой деятельности и необходимые условия на пути преодоления языкового барьера и...

Задать вопрос