Психологическое воздействие и способы противодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 15.12.2019

Статья просмотрена: 13361 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, О. И. Психологическое воздействие и способы противодействия / О. И. Шевченко, А. В. Газзаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 444-448. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65050/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается информационное воздействие, которое создает угрозу для развития личности и отстраняет индивида от социума, создает дефицит живого общения, что может привести к перепрограммированию сознания и расстройству психического состояния человека.Отмечается, что информационное воздействие часто имеет психологический характер и определяет поведение человека опосредованно, посредством психических механизмов человеческого мозга. В статье кратко описаны основные методы психологического воздействия и его крайние формы, приведены яркие примеры этого воздействия на основе последних событий в мировом обществе. Актуальность изучения данной темы можно констатировать по появлению фильмов, действиям иностранных государств в области освещения мировых событий, выступлениям различных общественных деятелей, говорящих о наличие информационного воздействия и манипуляций сознанием. Статья представляет интерес для научных сотрудников, преподавателей, специалистов в области обеспечения информационной безопасности.

Ключевые слова:психологическое воздействие, информационно-психологическая операция, психологическая война, эффективное противодействие, информационно-психологическая безопасность.

Психологическое воздействие как реальный политико-психологический процесс направлено на подрыв социального фундамента политических оппонентов, на разрушение уверенности возможности реализации идей противника, на ослабление психологического состояния, морального духа, часто применяется в форме технологий тайного принуждения личности.

Психологическое воздействие — это:

− основной поражающий фактор информационной войны, представляющий собой воздействие информационным потоком на объект атаки;

− способ оказания влияние на отдельного индивида и на группу, которое осуществляется с целью изменения идеологической и психологической структуры сознания и подсознания, эмоциональных состояний;

− побуждения к определенному типу поведения

Основной целью психологического воздействия является изменение сознания и настроений социума от удовлетворенности и готовности поддерживать политику государства, к недовольству и разрушающим действиям в их отношении. Эта цель может достигаться разными способами: от планирования и осуществления массовых выступлений, целью которых является свержения политического режима, до выявления интереса к социально-политическим и идеологическим конструкциям иного характера.

Ярким примером психологическое воздействия можно назвать холодную войну СССР и США, которая привела к распаду СССР.

Психологическое воздействие оказывает влияние не только на индивида, но и на массовое сознание, оно является мощным оружием идеологического воздействия и пропаганды, ориентированным на подавление массового сознания, внедрения в подсознание соответствующих установок. Отталкиваясь от того, что сознание каждого индивида социума неразрывно связано с законами управления масс и правилами поведения в обществе, то можно утверждать, что данному воздействию подвержены все жители страны. Большую роль в таком воздействии на массовое психическое сознание играют средства массовой коммуникации, без них современный социум не способен существовать.

Одной из личностей способных оказывать огромное воздействие на массовое сознание был Йозеф Геббельс — «Отец лжи, пиара и массовых коммуникаций». Методы и принципы ведения пропаганды и агитации, разработанные Геббельсом, можно рассматривать как примеры информационного воздействия, так как они применяются во многих областях жизни индивида: реклама, пиар, индустрия развлечений и журналистика.

Существует большое количество методов психологического воздействия. Методы воздействия на человека стали развиваться с развитием наук и техники. Из года в год огни все больше скрыты и более жестоки.

  1. Психотропный террор — изучает такая наука как психотроника. Психотроника — область научных знаний, изучающая опосредованные сознания и процессы восприятия на дистанции взаимодействия между живыми организмами и окружающей средой.
  2. Психотропное оружие — оружие воздействия на массы, в основе лежит принудительное разрушающее или управляющее воздействие на психику и мозг человека, самое опасное оружие, созданное когда-либо человеком. С его помощью существует возможность управлять живым объектом.
  3. Психотропное оружие бездейственно без пси — оператора. Пси — оператор, преследующий цель запутать сознание атакуемого объекта. Способен терроризировать, подавлять волю, давать определенные указания. Может быть, как одним человеком, сидящим за специальной аппаратурой, так и группой, или специально разработанной компьютерной программой. Главной и единственной целью данной технологии является управление и подчинение индивида или его преследование.

Таким образом, пси является оператором, технологией или человеком, управляющим психотропным оружием дистанционно или при помощи специально разработанной компьютерной программы.

  1. Психотропный террор — это комплекс мероприятий, специальные психологические операции, реализуемые с помощью информации, пропаганды и агитации, подготовленные и доводимые до объекта или группы воздействия с помощью таких форм психологического воздействия, как: печатные средства, радио и телевидение, непосредственное общение, информационные сети.
  2. Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распространению) — распространение определенных идей с целью привлечения сторонников. При рекламном и пропагандистском воздействии под видом рациональных аргументов на индивида обрушивается эмоциональная информация.
  3. Агитация (лат. agitatio — приведение в движение) — политическая деятельность в устной, печатной и наглядной форме, оказывающая воздействие на сознание и настроение масс с целью побуждения к политическим или другим действиям.

Психологическое воздействие осуществляется при помощи проведения информационно-психологических операций. Информационно-психологическая операция — это определенная структура навязывания картины мира, призванная обеспечить желаемые типы поведения. В «Объединенной доктрине информационных операций», которая принята Министерством обороны США в октябре 1998 года, под информационно-психологической операцией понимаются мероприятия по воздействию на определенные группы людей и отдельные лица с помощью СМИ, разнообразной печатной, аудио- или видеопродукции, а также путем личного общения с целью вызвать у них такое настроение или поведение, которые способствовали бы достижению политических и военных целей.

Информационно-психологическая операция часто состоит из трех этапов, в которых последующий шаг зависит от предыдущего:

1) разрушение истинной картины мира, разрушение противодействия, это позволяет заложить основу для проведения следующего этапа;

2) введение информации, зачастую противоположной старой, в отношении старых моделей;

3) добавление сведений о новых объектах

Наглядным примером использования США с их союзниками технологий психологического воздействия, в том числе технологий информационной и психологической войны, является война в августе 2008 г. в Южной Осетии. В войне, которую развернули Соединенные Штаты, Россия столкнулась с тонким расчетом, с тщательным планированием и с применением новейших технологий психологического воздействия, к чему оказалась во многом не готова. В развернувшейся ожесточенной психологической войне главной действующей фигурой стали США, которые использовали неоднозначность оценивания грузино-осетинского конфликта мировым обществом и подвергли Россию массированному информационному удару, используя новейшие технологии управления общественным мнением и психологического воздействия. Научная литература выделяет четыре модели психологического управления международными конфликтами:

− англосаксонская (США, Канада, Великобритания, и др.);

− романо-германская (Германия, Франция и вся Западная и Северная Европа);

− ближневосточная (исламский мир);

− восточноазиатская (Япония, Китай, Вьетнам, и т. д.).

Англо-саксонская модель предполагает разрешение конфликтов при помощи полной, принудительного преобразования политических систем своего противника, который должен принять установки англосаксонской цивилизации («демократические институты») и ее политические нормы.

В войне, развернутой США, четко проявляются все особенности англо-саксонской модели ведения психологической войны:

1) информационная война против Южной Осетии и России началась задолго до начала боевых действий. В западных и грузинских СМИ часто обсуждались темы: является ли данный регион частью Грузии, или нет, и имеют ли он возможность самостоятельного существования или только в пределах Грузии;

2) атакован миротворческий батальон с целью его полного истребления, эта атака должна была вынудить Россию вмешаться в грузино-осетинский конфликт; невозможно не просчитать заранее последствия такого шага: ответный удар, который ожидали, должен был обязательно последовать;

3) в первые дни войны трагедия мирного населения в Осетии, боевые действия и потери с обеих сторон стали предметом многочисленных политических спекуляций в западных СМИ, конфликт стал площадкой производства пиар-новостей, в которых Россия представлялась единственным агрессором, а Грузия — жертвой ее оккупации; в очень короткие сроки в мнении мирового сообщества сформировался отрицательный образ России как агрессора, под руководством бывших сотрудников КГБ, стремящейся к необоснованной агрессии в направлении любых из соседей, особенно стран, в которых демократический путь развития;

4) европейская и американская общественность начала быстрое сплачивание вокруг политических сил, для ужесточения отношений с Россией;

5) четко видно, что одной из главных целей психологической войны, организованной США против России, было подготовить европейское общественное мнение к переброске «миротворческого» корпуса НАТО в Грузию и применение его в вооруженном столкновение с российскими войсками, выполняющими операцию по принуждению Грузии к миру.

Другим наглядным примером ведения США и союзниками информационной войны является конфликт в Ливии. Начальный этап операции заключался в подготовке общественного мнения в странах ЕС (в целях получить общественную поддержку действий сил, протестующих против режима Каддафи внутри страны, и оказания военной помощи им со стороны европейских государств), а также арабских государств и международного сообщества. На данном этапе операции совпавшие цели европейских правительств (Франции, Италии) и единство замысла и ливийских революционных сил, а также их поддержка определенными странами региона дало возможность объединить информационную войну с участием арабских и европейских СМИ. Их задачей было:

− сформировать из образа Каддафи образ кровавого диктатора, который расправляется с мирными жителями негуманными методами, и являющегося врагом своего народа и военным преступником;

− создать образ оппозиции в глазах ливийской общественности как единственной в стране надеждой, ведущей страну и ее народ к процветанию, справедливости и демократии;

− сформировать в арабских странах положительный образ ливийской оппозиции, которая выступает на основе сугубо национальных интересов и побуждений против авторитаризма и тирании на волне исламских ценностей, согласно примеру Египта и Туниса;

− внедрить в сознание европейской общественности мысли, что с «врагом народа» — Каддафи крайне необходимо бороться только крайними методами, а в это время мирные жители Ливии молят о военной помощи страны Европы;

− сформировать образ европейских инициаторов военной операции против Каддафи в глазах международного сообщества как единственных спасителей угнетенного диктатором мирного ливийского народа, который пытается протестовать против произвола и уничтожения;

− создать в рядах ливийских военнослужащих панику и деморализовать поддерживающие Каддафи силы, дезинформировав их относительно боевого потенциала противника.

Второй этап операции содержал в себе начало активных действий со стороны вооруженных сил стран НАТО при широкой поддержке со стороны СМИ и мировых общественных организаций, в том числе и ООН при помощи принятия резолюции № 1972 для установления над Ливией свободной от полетов зоны. Кроме операции с применением авиации для свержения режима Каддафи на территории Ливии, а также уничтожения важных военных объектов, параллельно осуществлялось информационно-психологическое воздействие, которое было направлено на мировую общественность, особенно на страны Европейского Союза. Целями этого этапа является:

− показать единство в борьбе с кровавым диктатором стран НАТО;

− распространять дезинформацию о строгом выборочном нанесении ударов силами НАТО только по военным объектам Каддафи и одновременную защищенность военнослужащих НАТО и мирного ливийского населения от этих действий;

− сосредоточить внимание на строгом соблюдении в своих действиях положений резолюции ООН;

− постоянная дезинформация международной общественности и сил Каддафи относительно действий ливийской оппозиции и результата присутствия НАТО.

В течение данного этапа активно использовалась дезинформация касаемо оперативной обстановки в стране, результатов и хода проведения войсками Каддафи операций против повстанцев и действий оппозиции, а также реального соотношения сил. Также активно использовались и постановочные сцены для создания образа оппозиции в позитивном ключе, а сил Каддафи в негативном. Благодаря качественно и оперативно спланированным информационно-психологическим операциям в европейских странах не было условий, чтоб сформировать общественные требования к ее прекращению, невзирая на высокую затратность боевых действий. Из этого делается вывод, что сегодня у ведущих стран мира мощнейшее оружие в виде инструментов и методик информационно-психологических операций, которое демонстрирует очень высокую эффективность, и методы, которые позволяют подвергать давлению политические режимы других государств, а также их смену без силового вмешательства, и «демократичны», и относительно малозатратны.

Эффективное противодействие угрозам информационно-психологической безопасности должно представлять собой грамотную и качественно спланированную систему защиты, которая предполагает законодательное регулирование, установление ограничений и контроль над СМИ, идеологическую работу со своим населением в рамках внутреннего информационного пространства и пропаганду за пределами страны. В России законодательное регулирование информационно-психологической безопасности находится на стадии становления. Нормативная правовая база обеспечения информационной безопасности государством образовала нормы, изложенные в Федеральных законах № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», № 63-ФЗ от 13.06.1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации, № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. Кодекс РФ об административных правонарушения и других нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Политика информационно-психологической безопасности должна иметь ясно выраженный системный характер. Выделяют три основные составляющие этой системы: организационную, технологическую и нормативно-правовую.

Информационно-психологическая безопасность — состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативного информационно-психологического воздействия и других жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

В целях обеспечения информационно-психологической безопасности государству необходимо достичь трех взаимодополняющих целей:

1) сформировать позитивное мировое общественное мнение относительно к России;

2) обеспечить психическое, культурное и нравственное здоровье граждан страны;

3) государству необходимо осуществлять информационное воздействие на основных геополитических оппонентов и иные деструктивные силы, в целях предупреждения и противостояния их негативной активности.

Обеспечение информационно-психологической безопасности является крайне важным элементом внутренней и внешней политики государства. Одним из его главных направлений должно быть осуществление координации деятельности органов государственной власти с четким разделением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности. Внимание должно уделяться такому направлению, как развитие правосознания и правовой культуры граждан в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности. Минимизировать воздействие угроз информационно-психологической безопасности на общество и личность возможно только при учете всех направлений, качественной и слаженной работе органов государственной власти в данном направлении. Необходимо проводить патриотическое воспитание молодежи, просветительскую деятельность, обучать граждан методам самозащиты от пагубного информационно-психологического воздействия, основным принципам безопасного поведения в информационной среде. Государство является основным институтом, который обеспечивает организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания. Система патриотического воспитания предполагает:

1) формирование и развитие в образовательных организациях всех типов и видов социально значимых ценностей и патриотизма;

2) организованную и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями массовую патриотическую работу;

3) деятельность творческих союзов, средств массовой информации, научных организаций, которая направлена на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие качеств патриота и защитника Отечества.

Таким образом, в целях противодействия информационному воздействию должно происходить формирование духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы. Средства массовой информации обязаны постоянно информировать о реальном положении внутри государства и за ее пределами в целях противостояния дезинформации, поступающей от иностранных стран.

Литература:

  1. Быков С. А. Манипулирование сознанием: учебник / С. А. Быков. — Москва: МИР, 2007. — 294 с.
  2. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание / С. А. Зеленский. — Санкт-Петербург, 2008. — 416 с.
  3. Пикулькин А. В. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / А. В. Пикулькин. — Москва: ИНФРА, 2008. — 336 с.
  4. Петрик В. М. Современные технологии и средства манипулирования сознанием, ведения информационных войн и специальных информационных операций: учебное пособие / В. М. Петрик, В. В. Остроухов — Москва: Росава, 2006. — 208 с.
  5. Юдин О. К. Информационная безопасность государства: учебное пособие / О. К. Юдин, В. М. Вогуш. — X: Консул, 2005. –576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое воздействие, информационно-психологическая безопасность, Россия, информационное воздействие, США, информационная война, информационно-психологическая операция, психологическая война, массовое сознание, патриотическое воспитание.


Похожие статьи

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Информационные права и проблемы их реализации

В статье рассматривается проблема реализации информационных прав в реальной жизни. Расширение сферы информационно-коммуникативной среды, приобретение умений пользоваться разными виртуальными источниками информации рождают возможности воздействия на с...

Психология защитных механизмов личности

Целью данной статьи является выявление феноменологии психологических защит личности. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с низкой осведомленностью современного человека о наличии у каждого из нас защитных механизмов личности, которые, в сво...

Актуальные вопросы трудоустройства лиц с инвалидностью

Инвалидность и увеличение числа инвалидов — социальный феномен любого развитого государства. Инвалидность, являясь одной из составляющих человеческого существования, представляет собой сложное явление, которому сопутствуют разные типа ущерба. Люди с ...

Влияние социальной изоляции на личность преступника

В приведенной статье рассматриваются социальные, психологические, пенитенциарные особенности изоляционного воздействия и его итоги. Статья исследует воздействие различных факторов на людей, находящихся в длительной изоляции в местах лишения свободы. ...

Особенности и специфика проявления экстремизма в молодежной среде

В статье отражены особенности и специфика проявления экстремизма в России в молодежной среде в настоящее время. Сегодня в России экстремизм — это та сила, которая стремится подорвать устои общества и государства, перспективы развития страны. В силу ...

Управление репутацией организации в сети Интернет

В статье раскрывается содержание понятия «репутация» и ключевые аспекты управления репутацией организации в сети Интернет. Актуальность данной темы обусловлена глобальной открытостью информации о деятельности организаций в сети Интернет, которая, с о...

Влияние физической активности на умственные способности студентов

Современные исследования убедительно демонстрируют, что одно из эффективных средств, которое может в немалой степени исправить ситуацию и положительно повлиять на уровень здоровья студентов, как в области соматического здоровья, так и психологическог...

Информационная война в сети Интернет

В начале XXI века проблема информационной войны и информационной безопасности общества и людей, оказавшихся в ее сфере с новой силой, вышла на новый уровень. Такая ситуация стала возможной в связи с наступившей эпохой компьютеризации и повсеместным в...

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Похожие статьи

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Информационные права и проблемы их реализации

В статье рассматривается проблема реализации информационных прав в реальной жизни. Расширение сферы информационно-коммуникативной среды, приобретение умений пользоваться разными виртуальными источниками информации рождают возможности воздействия на с...

Психология защитных механизмов личности

Целью данной статьи является выявление феноменологии психологических защит личности. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с низкой осведомленностью современного человека о наличии у каждого из нас защитных механизмов личности, которые, в сво...

Актуальные вопросы трудоустройства лиц с инвалидностью

Инвалидность и увеличение числа инвалидов — социальный феномен любого развитого государства. Инвалидность, являясь одной из составляющих человеческого существования, представляет собой сложное явление, которому сопутствуют разные типа ущерба. Люди с ...

Влияние социальной изоляции на личность преступника

В приведенной статье рассматриваются социальные, психологические, пенитенциарные особенности изоляционного воздействия и его итоги. Статья исследует воздействие различных факторов на людей, находящихся в длительной изоляции в местах лишения свободы. ...

Особенности и специфика проявления экстремизма в молодежной среде

В статье отражены особенности и специфика проявления экстремизма в России в молодежной среде в настоящее время. Сегодня в России экстремизм — это та сила, которая стремится подорвать устои общества и государства, перспективы развития страны. В силу ...

Управление репутацией организации в сети Интернет

В статье раскрывается содержание понятия «репутация» и ключевые аспекты управления репутацией организации в сети Интернет. Актуальность данной темы обусловлена глобальной открытостью информации о деятельности организаций в сети Интернет, которая, с о...

Влияние физической активности на умственные способности студентов

Современные исследования убедительно демонстрируют, что одно из эффективных средств, которое может в немалой степени исправить ситуацию и положительно повлиять на уровень здоровья студентов, как в области соматического здоровья, так и психологическог...

Информационная война в сети Интернет

В начале XXI века проблема информационной войны и информационной безопасности общества и людей, оказавшихся в ее сфере с новой силой, вышла на новый уровень. Такая ситуация стала возможной в связи с наступившей эпохой компьютеризации и повсеместным в...

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Задать вопрос