Модель формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 12.12.2019

Статья просмотрена: 1252 раза

Библиографическое описание:

Джалилов, Д. Ш. Модель формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома / Д. Ш. Джалилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 450-455. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65066/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время в Российской Федерации перед государственными органами и обществом в целом вызывают особые переживания, связанные с ростом детей-сирот и детей, по тем или иным причинам оставшихся без попечения родителей. В России, по официальной статистике, около двух миллионов детей-сирот, из них большинство социальные сироты, и те, чьи родители лишены родительских прав из-за того, что ведут асоциальный образ жизни (А. В. Петровский, 1984; Д. В. Ольшанский, 1989; И. Ф. Дементьева, 2003; Г. В. Семья, 2008 и др.).

С начала 1990-х ежегодно количество выявленных детей-сирот в России росло. Государство признало, что нужен новый подход к решению проблемы их здоровья. За последние 10 лет исследование состояния здоровья детей-сирот осуществляли специалисты физкультурных диспансеров. Согласно официально опубликованным данным прошлых лет (2016), результаты диспансеризации воспитанников детского дома были таковы: у 4,1 % детей-сирот наблюдается психопатология, у 20,9 % — физические нарушения в развитии, 8,1 % детей имеют социально опасные контакты и заболевания, приобретенные в период проживания с родителями. Практически 100 % воспитанников, изъятых из неблагополучных семей, имеют хронические простудные заболевания.

Правильно подобранные и организованные внеурочные занятия физическим воспитанием должны стать тем рычагом, который повысит у детей интерес к физической культуре. В связи с этим возникает необходимость разработки новых технологий в работе с детьми.

Впсихолого-педагогических исследованиях появились новые концепции и программы физического и физкультурного воспитания и образования (Л. И. Лубышева, В. И. Лях, А. П. Матвеев, С. Б. Мельников и др.); работы, реализующие новое содержание, технологии, формы и методы физического воспитания детей и подростков (А. В. Власов, Г. А. Каменщикова, Е. В. Мазепина, В. Л. Мустаев).

Научное исследование жизнестойкости представлены в работах как зарубежных, так и отечественных ученых: Э. Ф. Зеера [25], С. Мадди [68], Д. А. Леонтьева [31], Е. И. Рассказовой [31], А. Н. Фоминовой [57,58], свое видение воспитания жизнестойкости у подростков высказано в работах А. Н. Фоминовой [57,58], Е. В. Шваревой [63], и др.

Проделанный анализ литературных источников показывает, что проблема физического воспитания активно разрабатывается современными исследователями. Однако проблема формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского разработана недостаточно.

В результате теоретического анализа по теме исследования выявлены следующие противоречия:

– между необходимостью формирования жизнестойкого поколения детей-сирот, способных адаптироваться и интегрироваться в социуме, и отсутствием разработанных методик и форм физического воспитания детей-сирот в условиях детских домов;

– между пониманием необходимости оздоровления детей-сирот, их дальнейшей адаптации к физическим и психологическим нагрузкам, с одной стороны, и недостаточно разработанными технологиями физической культуры и спорта и их применением в условиях детских домов России — с другой;

Разрешение указанных противоречий дает основание для формулировки важной проблемы исследования, которая заключается в необходимости построении особой модели формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома.

Зная механизмы развития психологических структур можно обратить внимание на сензитивные периоды в развитии того или иного психологического свойства, связанного с проявлением жизнестойкости, отметить различны проявления феномена жизнестойкости в разных возрастных периодах.

Общие качества жизнестойких детей:

  1. Высокая адаптивность.
  2. Уверенность в себе.
  3. Независимость.
  4. Стремление к достижениям.
  5. Ограниченность контактов.

В тесной связи с технологиями самосохранения личности находится поддержка здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — все, что благотворно влияет на физическое и психологическое здоровье человека.

У детей-сирот после выпуска, когда увеличивается роль случая и вероятностей, определяющих исход ситуации, где востребованы гибкость мышления, мобильность, компетентность, умение найти необходимую процедуру и действие для возникающей ситуации спонтанно, «здесь и сейчас» риски возрастают значительно. Это подтверждает необходимость в постановки новой стратегической задачи формирования жизнестойкой личности.

Такие ученые, как В. К. Бальсевич [12], Лубышева [33] и др. в своих работах обращают внимание на то, что воспитательная деятельность, связанная со спортом, должна быть направлена не только на приобщение детей к спорту, к системе спортивных ценностей, но и социализацию и воспитание личности, т. е. «воспитание спортом», «воспитание посредством спорта».

У всех детей-сирот имеется ярко выраженное желание иметь свою семью в будущем, но практически каждый второй из них после выпуска не может создать полноценную семью, каждый десятый отправляет своих детей в интернат. Исключения составляют те детские дома, в которых воспитание детей ведется «семьями», состоящие из 10–12 детей, а воспитатели формируют все необходимые навыки. Пример такого детского дома есть в Хилокском районе Забайкальского края, где глава администрации выделил отдельный дом для такого эксперимента возле детского дома, а ученики, проживая семьей, получают навыки в ведении хозяйства.

Существующая социальная система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, не учит навыкам психологической защиты и не обучает правильному поведению при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение. Последствия отставания педагогических технологий работы с детьми — социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации:

– по способности к приобретению профессии и трудоустройству;

– по способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни;

– по способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.

Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину. Воспитанники делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание.

В процессе, из теоретического анализа выявлено, что характеристики жизнестойкой личности наиболее эффективно формируются, если дети- сироты вовлечены в спортивную тренировку и систематическое участие в соревнованиях. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что характеристики личности спортсмена, добивающегося наивысших достижений в спорте, ассоциируются с характеристиками жизнестойкой личности, которые необходимы для успешной адаптации детей-сирот в социуме после выпуска из детского дома. Современная жизнь требует более высокого уровня подготовленности молодого поколения из числа детей-сирот. Этого можно достичь, формируя жизнестойкую личность.

Отличительной особенностью физического воспитания со многими другими видами деятельности является то, что физическая нагрузка всегда требует преодоления тех или иных трудностей. Это объясняется ярко выраженной моральной стороной таких качеств, как целеустремленность и дисциплинированность, уверенность же в своих действиях и возможностях должна являться постоянным компонентом воли подростка, так как без нее спортивная деятельность и дальнейшая жизнь ребенка не могут быть эффективными.

Таким образом, личностный рост ребенка, направляемый с помощью средств физического воспитания, становится неотъемлемым механизмом формирования жизнестойкости детей-сирот, потому что он оказывает влияние на него, помогает понять себя, свои возможности, учит творчески подходить к решению любой жизненной ситуации.

В условиях детского дома физкультура и спорт обычно носят формальный характер, а они должны выступать как средство образования, воспитания и развития детей-сирот. В связи с этим необходимо, чтобы руководители, педагоги и тренеры в практической работе в условиях детских домов были вооружены современными методиками.

В своих работах В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, А. П. Матвеев, М. Donaldson, J. Renan и другие утверждают, что главная цель функционирования системы физической культуры — человек, личность в её целостности как высшая ценность образования и культуры. Системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, является деятельность человека, направленная на его физическое совершенствование.

Н. А. Ананьева, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, Г. Г. Наталов, В. И. Столяров с соавт., Ю. А. Ямпольская отмечают, что, говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный.

Особое значение для личности имеет освоение мобилизационных ценностей физической культуры, позволяющее действовать с высокой степенью надежности в экстремальных жизненных ситуациях.

Л. И. Лубышева, А. П. Матвеев и др. [33] в своих работах доказывают, что физкультурная деятельность, являющаяся разновидностью общественной деятельности людей, связана с удовлетворением человеком многообразных потребностей в сфере физической культуры через сознательную, окультуренную двигательную деятельность, специфическую для различных ее форм с учетом его личных способностей, а также отношений, складывающихся в процессе ее реализации между людьми. При этом они выделяют основные виды деятельности, такие как физкультурно-рекреационная, физкультурно-образовательная, физкультурно-спортивная, физкультурно-реабилитационная.

Н. Н. Каргин и С. Ю. Тюленков при анализе данной проблемы обращают внимание на то, что спорт — это, пожалуй, единственный социальный институт, где индивид может выполнять социально значимые роли в наиболее раннем возрасте, и это определяет ряд важных аспектов социально-психологического значения спорта для социализации детей и подростков.

Посредством спорта реализуются актуальные принципы современной жизни: уметь отстаивать свои интересы, бороться за достижение поставленных целей, рассчитывать на самого себя, соблюдать верность команде, подчиняться установленным правилам и этике командного взаимодействия. Это означает, что достижение успеха в любом виде деятельности зависит прежде всего от индивидуальных качеств личности: честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых качеств, трезвой оценки своих возможностей и умения мобилизовать их. Успешно развить эти качества можно в процессе осуществления спортивной деятельности, а главное — при систематической подготовке к ней на тренировочных занятиях [33].

В подтверждение этого факта В. М. Выдрин указывает, что спорт можно с полным основанием отнести к тем видам человеческой деятельности, через которые личность проявляет свои ценности и создает их.

Г. И. Сидоренко, Е. А. Суворина, О. Н. Борисова, Ю. А. Ямпольская рассматривают здоровье как способность человека к оптимальному физическому, психическому, социальному функционированию. Л. А. Жданова, О. М. Филькина, Т. Я. Черток и др. связывают здоровье с возможностью организма адекватно адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Такой подход особенно актуален в отношении детей-сирот, создает оптимальные условия для роста и развития их в условиях детского дома.

Исследования ученых, таких как А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов, работавших над изучением личности ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома, указывают на тот факт, что в основе социальных, культурных, психических отклонений таких детей лежит депривация. Дети, направляемые в детский дом, переживают разлуку с семьей в различном возрасте, в том числе и в младенческом. Дж. Боулби обозначал тип личности, формирующийся у ребенка, с рождения оказывающегося в условиях материнской депривации, как «безэмоциональный характер» (интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе).

Исходя из вышесказанного принципиально важна модель жизнестойкой личности, взаимодействия образовательного пространства, обеспечивающую качественную готовность выпускника детского дома к адаптации и интеграции его в социум средствами физической культуры, сформированная на основе изучения особенности социализации, воспитания, оздоровления детей-сирот в условиях детского дома и наметить пути повышения их готовности к социальной адаптации средствами физической культуры и спорта, экспериментальной апробации эффективности разработанной модели формирования жизнестойкости в условиях детского дома.

Модель формирования жизнестойкости детей-сирот на основе реализации средств физической культуры и спорта направлена на достижение главной цели — повышение уровня готовности выпускника детского дома к самостоятельной жизни в социуме. Эффективность данной модели обеспечивается созданием физкультурно-спортивного образовательного пространства, включающего в себя взаимодействие образовательных учреждений разного уровня, которое положительно влияет на показатель степени сформированности личностных характеристик жизнестойкого выпускника и результаты социальной адаптации и интеграции его в социуме.

Компоненты модели жизнестойкой личности являются ценностно-ориентированный, морально-волевой, мотивационный, социальный.

Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования:

  1. Теоретический анализ и обобщение научной психолого-педагогической и специальной литературы;
  2. Педагогическое наблюдение;
  3. Педагогическое тестирование;
  4. Педагогический эксперимент;

В результате теоретического анализа и обобщения источников были уточнены задачи и определены методы исследования на всех этапах работы, проведён анализ выполненных ранее исследований по сходной проблематике.

Особенностью педагогического наблюдения можно назвать его анонимность. Для изучения практического состояния проблемы на первом этапе было проведено наблюдение детей-сирот, проживающих в детском доме, педагогов, администрации детского дома. Был выбран вид непосредственного наблюдения.

Для тестирования была выбрана вторая, сокращенная адаптация теста жизнестойкости Мадди, сделанная Е. Н. Осиным и Е. И. Рассказовой.

Для оценки уровня физической подготовленности были использованы контрольные упражнения, рекомендованные программой дисциплины «Физическая культура» в ФГОСе. Тест Купера (12-минутный бег).

Исследование методом педагогического эксперимента проводилось на базе Государственного учреждения социального обслуживания «Маккавеевский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Импульс» Забайкальского края». Нами было обследовано 32 ребенка в возрасте от 8 до 16 лет, проживающих в данном центре постоянно. Исследование проводилось в период с января 2017г. — по февраль 2019 г.

Учебно-воспитательный процесс по физической культуре в данном образовательном учреждении осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, рабочих программ по физической культуре (В. И. Лях, 2012) и «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11 классов» (Лях В. И., Зданевич А. А., 2006). В учебно-воспитательный процесс была организована внеклассная спортивно-массовая работа как основа формирования компетенций в основной школе, в период прохождения педагогической практики были введены элементы программы.

Формирующий эксперимент проходил в три этапа, на каждом из которых решались определенные задачи.

Этап 1(сентябрь 2017 — ноябрь 2018 г.): На данном этапе была проанализирована специальная научная и научно — методическая литература, на основе которой осуществлен подбор средств и методов формирования жизнестойкости у детей-сирот средствами физического воспитания; средств регулирования физической нагрузки с учетом медицинских показаний и противопоказаний; изучен опыт организации и методики проведения занятий по физическому воспитанию для детей-сирот. Принцип дифференциации и индивидуализации занимал доминирующее положение в процессе коррекционно-педагогического воздействия на детей-сирот.

Этап 2 (февраль 2018 г. — май 2019 г.): Проведение формирующего педагогического эксперимента, регистрация результатов тестирования до и после эксперимента.

На этом этапе организован и проведен формирующий эксперимент с целью установления эффективности применения разработанной модели, проверки выдвинутой гипотезы.

Этап 3 (май- ноябрь 2019 г.) Обработка и анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление итогов исследования. В результате исследования было выявлено, что в центре помощи программа физической культуры никогда полностью не реализовывалась, так как для этого не имелось объективных возможностей (кадры, материально-техническая база и т. д.).

Физическая культура строилась на выполнении зарядки, участии в редких (один раз в год) соревнованиях среди детских домов, летнем оздоровительном отдыхе в загородных лагерях. Поэтому нами была предпринята попытка разработать раздел программы по физическому воспитанию детей-сирот с преимущественной направленностью на коррекцию нравственно-волевой сферы личности детей-сирот в рамках реализации учебно-воспитательного плана детского дома на период 2017–2019 учебные года. В ходе разработки данной модели определялись механизмы становления нравственно-волевой сферы детей-сирот в процессе занятий физической культурой и спортом.

Ежедневные тренировочные занятия по микро- группам в спортивном зале подтвердили эффективность развития когнитивной и нравственно-волевой сферы детей-сирот, а также произошли изменения в положительную сторону в физической подготовленности (дети-сироты легко выполняли нормы общеобразовательной школы, в которой они обучаются). Установлено, что за период 2017–2019 учебного года в детском доме улучшилась психологическая атмосфера, изменилось в положительную сторону выполнение режимных моментов, дисциплина у детей-сирот стала выше, появилась мотивация к обучению в школе.

Через месяц тренировок дисциплина на занятиях улучшилась у детей-сирот, появилось дополнительное время для повышения качества образования и интенсивности обучения дополнительно с репетитором. Определились общественно положительные роли каждого ребенка в группе. дети-сироты, участвующих в реализации физического воспитания в экспериментальных условиях, стали реже (в два раза) болеть, параллельно у них значительно снизились (на 45 %) острые респираторные заболевания.

Уровень физической подготовленности детей-сирот повысился по всем основным физическим показателям. Усвоенные навыки в соревнованиях повысили уровень личностной самореализации детей-сирот. Приобретенный опыт и участие в беседах об олимпийском движении, истории спорта повысил уровень общего развития каждого ребенка. Дети — сироты всерьез задумались над своим здоровьем и образом жизни после выпуска из детского дома. Появились новые позитивные формальные лидеры. Занимаясь в одинаковых условиях, наиболее трудолюбивые добились наилучших результатов, которые были оценены как воспитателем, так и детьми. В коллективе появились стремления детей-сирот, направленные на положительные оценки по предметам, адекватное поведение и саморазвитие; Вырос уровень эмоциональных и моральных качеств, что выразилось в управляемости групп.

Это свидетельствует о целесообразности разработки и внедрения современной модели формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома.

Литература:

  1. Алексеев, C. B. Здоровье детей и состояние учебно-педагогической и внешкольной деятельности в Санкт-Петербурге /C. B. Алексеев, С. А. Валенго // Тез. докл. научно-практ. конф. Мурманск: МГПИ. 2014. — № 10. — С. 23–30.
  2. Алексеев, С. В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография /С. В. Алексеев, Р. Г. Гостев, Ю. Ф. Курамшин. — М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. — 780 c.
  3. Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье: сущность, механизмы, проявления //Гигиена и санитария. — 2004.- № 1. — С.60–61.
  4. Байер Е. А. Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома [Текст] /Е. А. Байер, И. Б. Павлов //Социал. педагогика. (История и теория). 2010. № 5. С. 75–82.
  5. Байер, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях государственной поддержки детства /Е. А. Байер //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка — 2008. — № 4. — С. 15–18.
  6. Байер, Е. А. Здоровье детей-сирот и первичная профилактика заболеваний в системе интернатных учреждений [Электронный ресурс] / Е. А. Байер // Гуманитарные и социальные науки. — 2008. — № 3. — С. 2–7 — Режим доступа: http://www.hses-online.ru/2008/03/13_00_03/01.pdf.
  7. Байер, Е. А. Исследование жизнестойкости у детей-сирот в учреждении государственной поддержки детства как залога успешной интеграции в быстро меняющемся социуме /Е. А. Байер //Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2009. — № 4 (50). — С. 6–11.
  8. Байер, Е. А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома: автореф. дис.... д-ра пед. наук: 13.00.04 /Е. А. Байер. — М., 2013. — 40с. — Электронный ресурс.
  9. Байер, Е. А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе спортивно-физического воспитания в условиях детского дома: учебно-методическое пособие / Е. А. Байер. — Ростов-на-Дону: Альтаир, 2011. — 364 с. — 22,7 п.л.
  10. Байер, Е. А. Реализация новой педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома /Е. А. Байер //Вестник спортивной науки. — 2012. — № 1. — С. 44–52.
  11. Байер, Е. А. Коррекция нравственно-волевой сферы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами физической культуры /Е. А. Байер //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2007. — № 5. — С. 53.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, дом, жизнестойкая личность, ребенок, спорт, детский дом, теоретический анализ, семья, социальная адаптация.


Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изотерапии в условиях инклюзивного образования

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Использование особенностей здоровьесберегающих технологий для формирования ЗОЖ у детей старшей группы детского сада

Формирование творческой личности средствами нетрадиционных технологий изобразительного искусства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изотерапии в условиях инклюзивного образования

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Использование особенностей здоровьесберегающих технологий для формирования ЗОЖ у детей старшей группы детского сада

Формирование творческой личности средствами нетрадиционных технологий изобразительного искусства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Задать вопрос