В данной статье дается понятие режима иностранцев как в российском законодательстве, так и в международном праве, а также правового режима пребывания иностранных граждан в России. Авторами раскрыта характеристика обоих режимов иностранных граждан, представлена их классификация и выявлены их особенности. В соответствии с режимом иностранцев определяется объем их прав и обязанностей на территории какого-либо государства (правовой статус), в том числе на территории России, которые включают в себя порядок въезда, выезда, порядок нахождения иностранных граждан на территории России, а также совокупность их прав, свобод и обязанностей, пределы, ограничения и особенности реализации данных прав.
Ключевые слова: режим, иностранные граждане, иностранец, режим национального пребывания, специальный режим, режим наибольшего благоприятствования, режим взаимности, негативный специальный режим, преференциальный режим, режим реторсий, привилегированный режим, временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание.
Существует два определения понятия иностранца. Во-первых, иностранец — лицо, находящееся на территории любого государства, не являясь гражданином этого государства. Иностранец — это любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится. Это понятие носит общий, теоретический характер и, как показывает практика, этого определения во внутригосударственной сфере явно недостаточно [1].
Во-вторых, иностранными гражданами признаются лица, не являющимися гражданами страны пребывания и имеющие доказательства наличия у них гражданства иностранного государства. Данное понятие обычно встречается во внутригосударственном праве, которое имеет чисто практическое, внутреннее значение и множество модификаций, и, следовательно, оно не едино.
В современных условиях практически во всех государствах существует разрешительный порядок въезда и выезда, как собственных граждан, так и иностранцев. Причем в отношении въезда в страну ино странно го гражданина, и выезда со бственных граждан, го сударство мо жет вво дить о пределенные как временные, так и по сто янные о граничения. Если ино странец нахо дится на террито рии го сударства незако нно , то в о тно шении данно го лица го сударство вправе применить меры по принудительно му выдво рению за пределы сво ей террито рии, привлечь к административно й или уго ло вно й о тветственно сти за незако нный въезд и т. п.
Со во купно место ино странно го гражданина в право во й, по литическо й и со циально й системе принято о пределять, как право во е по ло жение ино странно го гражданина.
Таким о бразо м, по д право вым по ло жением ино странно го гражданина, по нашему мнению, следует по нимать со во купную систему: режима ино странцев в го сударстве, право во го режима пребывания ино странцев на террито рии го сударства, принципо в и гарантий прав и сво бо д на террито рии го сударства — принимающей сто ро ны.
Право во й статус ино странцев, о пределяющий о бъем их прав и о бязанно стей на террито рии како го -либо го сударства, часто о бо значается термино м «режим ино странцев».
С то чки зрения междунаро дно го права сло жно сть по ло жения ино странцев заключается в то м, что о н нахо дится как бы в дво йно м по дчинении, т. е. право по рядку го сударства пребывания, и о дно временно зако нам го сударства сво его гражданства. Определенные сло жно сти мо гут во зникнуть, если зако ны страны пребывания в чем-то про тиво речат зако нам го сударства гражданства.
В до ктрине и практике встречается по нятие «минимальный междунаро дный стандарт о бщения с ино странцами», ко то рый рассматривается как некий право во й уро вень, ко то ро му как минимум до лжно со о тветство вать зако но дательство любо го го сударства, устанавливающее права ино странцев. Он до во льно нечеткий и о пределяется со впадающей до го во рно й практико й и междунаро дными о бычаями.
Наибо лее важные аспекты влияния междунаро дно го права на режим ино странцев про является в тех случаях, ко гда это касается:
а)по литические права ино странцев;
б)во енно й службы ино странцев;
в)регулиро вание въезда и выезда ино странцев;
г)устано вления предело в уго ло вно й юрисдикции го сударства в о тно шении ино странцев;
д)дипло матическо й защиты, о казываемо й ино странцам го сударство м их гражданства.
Еще с незапамятных времен государства осуществляли сотрудничество по вопросам правового статуса иностранцев, которое объясняется заинтересованностью государств в защите прав своих граждан, находящихся за границей, а также обеспечением правовой защищенности иностранцев. Единого для всех государств международного договора, определяющего правовой статус иностранцев не существует, поэтому каждое государство самостоятельно решает все вопросы, касающиеся условий допуска иностранцев на свою территорию, их пребывания и деятельности в стране.
К минимальным международным стандартам, касающимся правового положения иностранных граждан, следует отнести, закрепленный Декларацией о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают от 1985 г., ряд следующих основных принципов регулирования режима иностранцев:
1) каждое государство вправе иметь национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев;
2) устанавливая режим иностранцев, государство обязано учитывать свои международные обязательства, включая и обязательства в области прав человека;
3) государство вправе устанавливать различия в правовом статусе между его гражданами и иностранцами;
4) иностранные граждане обязаны соблюдать законодательство государства пребывания, несут ответственность наравне с гражданами этого государства за их нарушение;
5) иностранцы обязаны с уважением относиться к обычаям и традициям народа этого государства;
6) иностранные граждане в соответствии с национальным законодательством и с учетом обязательств государства по международному праву пользуются установленными правами и свободами. При этом Декларацией устанавливается минимальный объем прав и свобод, которых не могут быть лишены иностранцы;
7) запрещается индивидуальная или коллективная высылка таких иностранцев на основании расовой принадлежности, цвета кожи, религии, культуры, родового, национального или этнического происхождения;
8) запрет на произвольное лишение законного имущества;
9) гарантированность связи с консульством или дипломатическим представительством.
Режим иностранцев, предусматривающие более общие основания и порядок пребывания иностранных граждан на территории государства — принимающей стороны следует отличать от правового режима пребывания иностранных граждан в государстве — принимающей стороне, который определяется национальным законодательством на основе режима иностранцев и предусматривает полное и последовательное регулирование всех вопросов, связанных с въездом, выездом, перемещением, миграцией иностранных граждан на территории государства, а также принципы, гарантии и особенности реализации ими прав, свобод и обязанностей.
Таким образом, под режимом иностранных граждан, по нашему мнению, следует понимать порядок, характер и принципы регулирования правового положения иностранных граждан национальным законодательством страны.
Исходя из анализа научных источников, следует, что наиболее распространенными режимами иностранцев являются: режим национального пребывания — предоставление иностранным гражданам такого объема прав, свобод и обязанностей, которым пользуются граждане данного государства. Понятием «национальный режим» российский законодатель не оперирует, однако правовая основа такого режима в законодательстве, тем не менее, сформулирована. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 62) иностранные граждане и лица без гражданства по льзуются в РФ правами и несут о бязанно сти наравне с гражданами РФ.
Право во е по ло жение ино странцев в Ро ссийско й Федерации о пределяется Ко нституцией Ро ссии, другими федеральными зако нами. Исхо дя из ч. 3 ст. 62 Ко нституции РФ, устанавливающей, что ино странные граждане и лица без гражданства по льзуются в Ро ссийско й Федерации правами и несут о бязанно сти наравне с гражданами Ро ссийско й Федерации, кро ме случаев, устано вленных федеральным зако но м или междунаро дным до го во ро м Ро ссийско й Федерации, следует, что ино странные граждане и лица без гражданства имеют равный статус на террито рии Ро ссии [2]. Вместе с тем, рассматривая право во го регулиро вания данных катего рий физических лиц, их права и о бязанно сти, следует выделить о со бенно сти по следних по о тно шению к ино странным гражданам.
Рассматривая право во й статус ино странных граждан на террито рии Ро ссии следует выделить право вые режимы пребывания ино странных граждан на террито рии Ро ссии, ко то рые включают в себя по рядо к въезда, выезда ино странных граждан, по рядо к нахо ждения ино странных граждан на террито рии Ро ссии, а также со во купно сть их прав, сво бо д и о бязанно стей ино странных граждан, их пределы и о граничения, о со бенно сти реализации данных прав.
Правовые режимы пребывания иностранных граждан на территории России условно можно разделить на 2 категории.
- Основные, к которым относятся:
– временное пребывание;
– временное проживание (РВП);
– постоянное проживание (вид на жительство).
- Особые правовые статусы (особые правовые режимы пребывания) иностранных граждан в России:
– беженец;
– политическое убежище;
– временное убежище;
– соотечественник.
Данные режимы определяют порядок, правила нахождения иностранцев на территории России, объем прав, свобод и обязанностей, которые могут реализовываться иностранными гражданами на территории России, а также объем гарантий и ограничений.
Временное пребывание. Особенности данного режима пребывания иностранных граждан на территории России зависят от порядка въезда на территорию России: визовый режим; безвизовый режим.
По общему правилу срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. А если иностранец находится в России в порядке, не требующем получения визы, непрерывный срок его временного пребывания в нашей стране не может быть больше 90 суток и при этом не должен превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Исключение из этого правила предусмотрено для иностранных высококвалифицированных специалистов и членов их семей — для них главным ориентиром является срок их контракта.
Вместе с тем, следует отметить, что срок временного пребывания может быть продлен или сокращен.
Данный режим достаточно простой и рассчитан на кратковременное пребывание иностранных граждан на территории России и связан с его целью. Во всех случаях по окончании срока временного пребывания иностранный гражданин должен выехать за пределы Российской Федерации.
Временное проживание иностранных граждан на территории России осуществляется на основе разрешения на временное проживание (РВП).
Данный режим рассчитан на более длительное пребывание на территории России и, как правило, связан с осуществлением какой-либо деятельности: получение образование, профессиональная деятельность и т. д., а также предполагает частичную временную ассимиляцию.
Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации (вид на жительство).
Данный режим предполагает длительное проживание на территории России, осуществление деятельности и ассимиляцию без смены гражданства.
Закон предусматривает целый ряд ограничений и особенностей реализации иностранцами прав человека [4].
Предусмотренные законом особенности (ограничения) правового статуса иностранного гражданина касаются следующих категорий прав:
– въезда, выезда и перемещения по территории Российской Федерации;
– избирательного права;
– трудового права;
– осуществления государственной и муниципальной службы;
– осуществления отдельных видов деятельности;
– экстрадиции и экспатриации;
– миграционного учета;
– привлечение к административной ответственности;
– признание нежелательности пребывания на территории России (нон грата);
– подтверждение иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации и др.
Так, в пределах Российской Федерации иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях, которая, однако, ограничивается запретом на посещение территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждаемое Правительством РФ.
Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, вправе выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, но с учетом ряда ограничений. Так, ограничения касаются запрета занимать определенные должности или заниматься отдельными профессиями (командира корабля или капитана судна, командира летательного аппарата, начальника радиостанции, судьи, члена выборного органа), заниматься изыскательскими работами и др.
Кроме того, в Российской Федерации существует практика специального регулирования особенностей трудовой деятельности отдельных категорий иностранных работников (например, высококвалифицированных специалистов, участников строительства важных спортивных объектов, членов жюри Международных конкурсов, кинофестивалей и т. д.).
Иностранцы обязаны соблюдать законы и правила (и обычаи) государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела, платить установленные законом сборы и налоги. За нарушение законов и правил иностранец может быть привлечен к уголовной, гражданской или административной ответственности по законам государства пребывания с извещением об этом консула страны гражданств; иностранца, которая обеспечивает своему гражданину дипломатическую защиту, и в любое время может отозвать его обратно.
Вместе с тем, реализация прав, свобод и обязанностей на территории России напрямую связана с правовым режимом пребывания иностранных граждан на территории России.
Из проведенного анализа следует, что формулировка ст. 62 Конституции РФ предполагает установление в России национального режима иностранных граждан. Однако, основываясь на положениях действующего законодательства, следует вывод о том, что в России действует специальный режим иностранных граждан практически во всех его вариативных формах. Национальный режим иностранных граждан применяется только в отношении граждан Республики Беларусь.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// «Российская газета», N 67, 05.04.1995.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019)// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3032.