Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через реализацию программы «Разговор о правильном питании» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 17.12.2019

Статья просмотрена: 414 раз

Библиографическое описание:

Брунцева, О. С. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через реализацию программы «Разговор о правильном питании» / О. С. Брунцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65071/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: правильное питание, волшебный горшочек, игровое поле, поварской колпак, здоровый образ жизни, изображение продуктов.

Питание является основным фактором внешней среды, оказывающим самое непосредственное влияние на жизнедеятельность живого организма.

А. А. Покровский

Физкультурно-оздоровительная работа является приоритетным направлением нашего детского сада. Всем известно, что физкультурно-оздоровительная работа включает в себя несколько компонентов, одним из которых является организация правильного питания детей.

Наш детский сад работает по программе «Разговор о правильном питании» с 2014 года. Эта работа осуществлялась поэтапно:

1 этап — изучение программы, дополнительной методической литературы, разработка перспективных планов работы с детьми и родителями:

1 — выбор координатора по внедрению программы, творческой группы;

2 — разработка перспективного плана работы с детьми и родителями;

3 — организация развивающей среды: создание в группе зоны «Здоровое питание», оформление уголка для родителей; изготовление и оформление дидактических, настольно-печатных игр и пособий, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

4 — разработка диагностики и анкет для детей и родителей;

5 — выбор методов и приемов работы с детьми для реализации проекта;

6 — организация сотрудничества с родителями и другими структурами детского сада (медицинская служба, повара, психолог и т. д.).

2 этап — практическая работа с детьми по программе, целью которой являлось знакомство детей с полезными продуктами питания, их витаминной ценностью для растущего организма; формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни; соблюдение правил правильного питания.

Важно то, что мы решили работать по программе «Разговор о правильном питании» не только с детьми старшего возраста, но и с малышами, т. к. именно младший возраст, как известно из психологии, сензитивный, благоприятный период для начала работы. Поэтому несколько тем из программы были адаптированы непосредственно для младшего и среднего дошкольного возраста: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»; «Напитки для детской компании»; «Молочные реки, кисельные берега»; «Овощи и фрукты — самые витаминные продукты». По данным темам воспитатели младшей и средней групп, разработали и провели комплексные занятия с детьми.

Воспитатели младшей группы провели занятие «В каше сила наша», в ходе которого ребята узнали, какие бывают каши, полезные свойства каши, сами приняли участие в приготовлении каши, улучшив ее вкусовые качества разнообразными вкусными и полезными добавками (вареньем, фруктами, сухофруктами).

Педагог средней группы показала занятие «Овощи и фрукты — витаминные продукты», на котором дети в игровой форме знакомятся с разнообразием овощей, их полезными свойствами; с блюдами, которыми можно приготовить из овощей.

Детям старшего дошкольного возраста предлагались для восприятия уже более сложные, развернутые темы: «Где найти витамины весной?»; «Какие витамины содержат овощи, ягоды и фрукты»; «Каждому овощу свое время». После изучения этих тем, воспитателями был поставлен спектакль «Барсучья нора». Дети показали свои знания о полезных свойствах продуктов питания: овощей, фруктов, чая, булочек; о приготовлении булочек (алгоритм приготовления: просеяли муку, замесили тесто, испекли в духовке).

Авторы программы предлагают использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от возраста и возможностей детей. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, игровые методы должны быть основой организации обучения.

Коллективом нашего детского сада были использованы следующие формы организации работы с детьми:

– сюжетно-ролевые игры (пекарня, кафе, семья);

– игры с правилами (конкурсы, викторины);

– театрализованные игры;

– составление рассказов по картинкам;

– проекты.

В рамках программы с детьми старшей группы реализованы проекты: «Огород круглый год», «Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты»; а также долгосрочный проект «Мы сажали огород, чтобы сытым был народ», в ходе которого дети познакомились из чего и как выращивают овощи, с их разнообразием, полезными свойствами, блюдами, которые можно из них приготовить.

Итоговым результатом проекта в подготовительной группе «Каши разные нужны, каши всякие важны» детьми совместно с воспитателем была создана дидактическая игра «Волшебный горшочек»: Цель игры: продолжать закреплять знания детей о разных крупах, из которых готовят каши; уточнять знания детей о различных способах улучшения вкусовых и питательных свойств каши; побуждать детей к созданию собственных рецептов приготовления каши; способствовать формированию у детей интереса и готовности к соблюдению правил рационального питания, развивать внимание, творческие способности, умение работать в коллективе.

Материалы иоборудование: волшебный горшочек; поварской колпак;

6 цветных игровых полей; 30 цветных карточек с изображением продуктов;

6 карточек-образцов крупы (гречневой, манной, рисовой, овсяной, кукурузной, пшеничной).

Правила игры: Вигре могут участвовать 3–7 человек. Один из участников — водящий.Каждому игроку водящий раздает одинаковое количество игровых полей.Игрокам сообщают, что многие карточки имеют одинаковый рисунок, но отличаются цветом фона. Цвет карточки должен соответствовать цвету игрового поля. Водящий показывает карточку с изображением продукта, а игрок, которому нужна эта карточка должен объяснить ее необходимость. Побеждает тот, кто первым закроет все части своего игрового поля.Победитель становится шеф- поваром и с помощью игровых предметов проигрывает свой способ приготовления каши.

Ход игры: Водящий — шеф-повар, выбирается считалкой:

Сорока-ворона кашу варила,

Детям говорила:

«Кому колпак достанется,

Тот с кашею останется.

Вот бери горшочек,

Доставай один мешочек».

Он надевает на голову поварской колпак, берет в руки волшебный горшочек, в котором находятся цветные карточки с изображением продуктов, необходимых для приготовления различных каш и, вместе со всеми произносит волшебные слова: «Раз, два, три, горшочек, вари!».

Остальные игроки — поварята, будут варить разнообразные каши. Каждому игроку раздают одинаковое количество цветных игровых полей, разделенных на 6 частей, с изображением горшочка с кашей в одной части. Шеф-повар показывает карточку с изображением продуктов, а поварята выбирают, кому нужен этот продукт. Тот игрок, кому нужна эта карточка, должен объяснить ее необходимость для приготовления определенного вида каши. Если один из участников затрудняется в объяснении, ему помогают другие. Дети заполняют пустые части своих игровых полей. Цвет карточки, предложенный водящим, должен соответствовать цвету игрового поля.

Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою карточку необходимыми продуктами, то есть сварит кашу. Как только один из игроков, заполняет свою карточку, водящий останавливает игру словами: «Раз, два, три, горшочек, не вари!». Выигравший становится шеф-поваром и с помощью волшебного горшочка демонстрирует всем собственный рецепт приготовления каши.

Новый шеф-повар одевает на голову поварской колпак, берет в руки волшебный горшочек и помешивая в нем деревянной ложкой, произносит волшебные слова: «Раз, два, три, горшочек, вари!» Далее шеф-повар в определенной последовательности складывает в горшочек карточки со своего игрового поля, сопровождая свои действия необходимыми пояснениями.

Окончив варить кашу, шеф-повар «угощает» остальных игроков «сваренной кашей», а они должны не повторяясь, коротко охарактеризовать вкус каши.

По окончании игры дети все вместе произносят волшебные слова: «Раз, два, три, горшочек, не вари!»

Формирование культуры питания — это всегда сотрудничество педагогов и родителей. Чтобы результаты проводимой работы были более эффективными, педагоги активно привлекают родителей. Был организован клуб для родителей «Семейное кафе» (заседание которого проходит один раз в месяц), где проводилось анкетирование родителей; консультирование по интересующим их вопросам, а также родительское собрание «Здоровое питание — залог здоровья», на котором свои рекомендации по организации правильного рационального питания давали старшая медсестра, шеф-повар детского сада.

3ЭТАП — заключительная диагностика, обработка полученных результатов и разработка перспектив.

По результатам диагностики можно сказать, что у детей сформировались необходимые полезные знания, навыки и привычки, связанные с культурой питания и здоровым образом жизни. Дети научились различать вредные и полезные продукты, умеют сервировать стол, правильно вести себя при приеме пищи.

Коллектив нашего дошкольного учреждения работая по программе «Разговор о правильном питании» пришли к единодушному мнению, что это интересная, своевременная программа, которая позволит вырастить поколение, ориентированное на здоровый образ жизни, так как именно в дошкольном возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого.

Литература:

  1. Алямовская В. Г., Белая К..Ю, Зимонина В. Н. и др. Беседы о поведении ребенка за столом. -М.: ТЦ «Сфера», 2008
  2. Бабенкова Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.-М.; Вентана-Граф, 2004
  3. БезрукихМ.М., Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева «Разговор о правильном питании» -М.:Изд-во «ОЛМА-МЕДИА ГРУПП», 2008
  4. БезрукихМ.М, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева «Две недели в лагере здоровья» —М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2005
  5. Змановский Ю.Ф Воспитание детей здоровыми. -М.: 1989.
  6. Климович Ю. П.«Учимся правильно питаться» -Волгоград: Учитель, 2007
  7. Курочкина И. Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете»-М.: «Просвещение», 2007 г.
  8. Лопатина А., Скребцова М. Сказочный справочник здоровья. Для детей и родителей. — М.: Амрита-Русь, 2005
  9. Шалаева Г. П., Журавлева О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. — М.: Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2006
  10. Организация рационального питания детей в ДОУ / сост. БеленоваГ.И., Павлова Т. А. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007
  11. С. А. Насонкина «Уроки этикета»-СПб.: Изд-во «Акцидент», 1998
Основные термины (генерируются автоматически): правильное питание, ребенок, волшебный горшочек, игровое поле, детский сад, здоровый образ жизни, изображение продуктов, поварской колпак, игрок, карточка.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, правильное питание, волшебный горшочек, игровое поле, поварской колпак, изображение продуктов

Похожие статьи

Формирование основ культуры питания у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни

В статье говорится о методах и приемах овладения детьми старшего дошкольного возраста полезными навыками. А также рассказывается об играх и пособиях, изготовленных своими руками, направленных на формирование стремления к здоровому питанию и здоровому...

Организация питания в детском саду

Данная статья посвящена теме здорового, сбалансированного питания воспитанников детского сада. Здесь раскрываются следующие вопросы: «Что включает в себя правильное питание в детском саду»; «Каким должно быть правильное питание детей».

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование ценности здорового образа жизни у старших школьников посредством привлечения педагогов к здоровому образу жизни

В статье авторы пытаются определить важность для формирования ценности здорового образа жизни у старших школьников здорового образа жизни у педагогов.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Урок-аукцион по технологии «Кулинарные работы. Приготовление винегрета»

На уроках технологии нам надо научить детей готовить, познакомить с правилами здорового питания, знать правила безопасной работы при приготовлении пищи

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопрос формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются доступные формы проведения игр, нацеленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников, которые смогут использовать...

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию у детей основ физической культуры и здоровья

Похожие статьи

Формирование основ культуры питания у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни

В статье говорится о методах и приемах овладения детьми старшего дошкольного возраста полезными навыками. А также рассказывается об играх и пособиях, изготовленных своими руками, направленных на формирование стремления к здоровому питанию и здоровому...

Организация питания в детском саду

Данная статья посвящена теме здорового, сбалансированного питания воспитанников детского сада. Здесь раскрываются следующие вопросы: «Что включает в себя правильное питание в детском саду»; «Каким должно быть правильное питание детей».

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование ценности здорового образа жизни у старших школьников посредством привлечения педагогов к здоровому образу жизни

В статье авторы пытаются определить важность для формирования ценности здорового образа жизни у старших школьников здорового образа жизни у педагогов.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Урок-аукцион по технологии «Кулинарные работы. Приготовление винегрета»

На уроках технологии нам надо научить детей готовить, познакомить с правилами здорового питания, знать правила безопасной работы при приготовлении пищи

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопрос формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются доступные формы проведения игр, нацеленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников, которые смогут использовать...

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию у детей основ физической культуры и здоровья

Задать вопрос