Характеристика деятельности преподавателя предмета «Физическая культура и спорт» в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 11.12.2019

Статья просмотрена: 321 раз

Библиографическое описание:

Есин, С. Н. Характеристика деятельности преподавателя предмета «Физическая культура и спорт» в вузе / С. Н. Есин, А. С. Машичев, С. А. Трошин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 455-456. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65075/ (дата обращения: 15.11.2024).



Физическая культура непосредственно помогает человеку развиваться вместе с культурой общества, помогает достичь баланса внутри (так сказать внутренней гармонии), помогает приспособиться к предстоящей или текущей жизни, плюс помогает поддерживать или привести свое тело в достаточно подготовленное к нагрузкам.

На практике преподавателю по физической культуре необходимо решать целый ряд различных вопросов. Преподаватель не только ведет занятия, но и активно занимается тренерской работой, организует спортивные мероприятия или соревнования, участвует в научно-исследовательской работе, а также в различной работе кафедры или спортивного клуба. Помимо этого преподаватель осуществляет прием контрольных нормативов и зачетов.

Основы организации физического воспитания ввузе

Курс физического воспитания и спорта состоит из 3 частей:

1) Теоретическая часть

2) Практическая часть

3) Контрольно-нормативная часть

Теоретическая часть программы рассчитана на то, что студентами будет усвоено хотя бы основные составляющие знаний по физической культуре. Теоретические знания даются студентам в виде лекций, и еще таким путем как самостоятельное изучение учебной, специальной литературы или методических указаний.

Практическая часть — это занятия которые основываются на использовании теоретической части (теоретических знаниях) которые помогают студенту или занимающемуся приобрести практический опыт в физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом теоретическая часть (теоретические знания) неотделимо связаны с практикой.

Контрольно-нормативная часть — в этой части студенты сдают нормативы которые регламентированы и стандартизованы, сдача этих нормативов контролируется преподавателем, и затем сдается. Занятия по физической культуре и спорту должны иметь систематический характер для совершенствования организма человека и для облегчения повседневных задач. В вузе, в отличие от школы, идет процесс совершенствования двигательных навыков, действий и их элементов.

Структура занятия по физической культуре испорту ихарактеристика его частей.

Занятия по физической культуре и спорту состоят из трех составных частей:

1) разминка (подготовительная часть)

2) основная часть

3) заключительная часть.

Именно такая последовательность отражает степень интенсивности воздействия нагрузки на организм и двигательные системы человека.

По отдельности разберем каждую часть занятия.

  1. Разминка (подготовительная часть занятия).

Ее цель: подготовка студента (занимающегося) к основной части занятия, а именно, подготовка к выполнению (усвоению либо совершенствованию) определенных видов упражнений.

Ее задачи:

– организация и психическое стимулирование занимающихся на дальнейшую работу;

– ввод занимающихся в повышенное эмоциональное состояние;

– подготовка организма к выполнению упражнений посредствам разминки или несложных упражнений.

Разминка длится примерно 10–20 % от всего времени занятия.

  1. Основная часть занятия.

Ее цель: усвоение, закрепление или совершенствование определенных двигательных навыков занимающегося, предусмотренных учебной программой заведения и планом занятия.

Упражнения, которые ориентированы на совершенствование или развитие скоростных или силовых способностей, выполняются в начале основной части занятия, так как в начале у занимающегося еще нет накопленной усталости. Упражнения, которые развивают в человеке силу и выносливость, выполняются в конце. Состав занятий основной части должен быть разработан так, чтобы обеспечивать всестороннее развитие занимающегося.

Для обеспечения стабильного эмоционально-психического состояния занимающегося и закрепления пройденных упражнений, настоятельно рекомендуется завершать основную часть в виде подвижных игр или упражнений. Длительность основной части зависит от множества факторов.

  1. Заключительная часть занятия.

Ее цель: снижение эмоционально-психической и функциональной активности занимающегося, для приведения его в стабильное состояние для дальнейшего обучения.

Ее задачи:

– снижение эмоционального напряжения занимающегося и физиологического напряжения каких либо групп мышц, например посредством бега на малой скорости или ходьбой;

– снижение эмоционально-психического состояния путем различных успокаивающих игр;

– подведение итогов занятия путем оценивания деятельности занимающихся (необходимо выделить как хорошие стороны занимающегося, так и плохие). Также можно дать занимающимся так называемое домашнее задание для подтягивания слабых мест.

Необходимо понимать, что такая программа занятия или развития каких-либо навыков регламентируется материальным состоянием вуза, и не во всех вузах есть необходимое оборудование, различный спортивный инвентарь и т. д.

Как известно, физическое воспитание – это неотъемлемая часть воспитательного процесса в вузе, по крайней мере, та, которая проводится на протяжении 1–3 курсов в форме практических и теоретических занятий. Такие занятия регламентируются учебными планами для всех специальностей и должны составлять не менее 3–4 часов.

Литература:

  1. Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза //. URL: https://students-library.com/library/read/52959-specificeskie-osobennosti-raboty-prepodavatela-kafedry-fiziceskogo-vospitania-vuza (дата обращения: 07.12.2019).
  2. Организация и методические основы проведения урока физической культуры. // MAGMA-team.ru. URL: http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/3–2-6-organizatciia-i-metodicheskie-osnovy-provedeniia-uroka-fizicheskoi-kultury (дата обращения: 07.12.2019).
  3. Структура урока и характеристика его частей. // helpiks.org. URL: https://helpiks.org/9–51735.html (дата обращения: 07.12.2019).
  4. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении. // MAGMA-team.ru. URL: http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i/1–3-fizicheskaia-kultura-i-sport-v-vysshem-uchebnom-zavedenii (дата обращения: 07.12.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, основная часть, основная часть занятия, теоретическая часть, физическое воспитание, занятие, контрольно-нормативная часть, практическая часть, упражнение.


Похожие статьи

Анализ преподавания предмета «Физическая культура и спорт» в вузе

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО

Педагогическая деятельность преподавателя физической культуры в вузе

Специфика преподавания дисциплины «Геология» в строительном вузе

Особенности применения игровых образовательных технологий в преподавании специальных технических дисциплин в вузе

Преподавание предмета «Физическая культура»

Возможности и педагогические условия изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре

Особенности игры и игровой деятельности в обучении грамматике иностранного языка учащихся средней общеобразовательной школы

Роль преподавателя физической культуры в образовательном пространстве университета

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Похожие статьи

Анализ преподавания предмета «Физическая культура и спорт» в вузе

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО

Педагогическая деятельность преподавателя физической культуры в вузе

Специфика преподавания дисциплины «Геология» в строительном вузе

Особенности применения игровых образовательных технологий в преподавании специальных технических дисциплин в вузе

Преподавание предмета «Физическая культура»

Возможности и педагогические условия изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре

Особенности игры и игровой деятельности в обучении грамматике иностранного языка учащихся средней общеобразовательной школы

Роль преподавателя физической культуры в образовательном пространстве университета

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Задать вопрос