Физическая культура непосредственно помогает человеку развиваться вместе с культурой общества, помогает достичь баланса внутри (так сказать внутренней гармонии), помогает приспособиться к предстоящей или текущей жизни, плюс помогает поддерживать или привести свое тело в достаточно подготовленное к нагрузкам.
На практике преподавателю по физической культуре необходимо решать целый ряд различных вопросов. Преподаватель не только ведет занятия, но и активно занимается тренерской работой, организует спортивные мероприятия или соревнования, участвует в научно-исследовательской работе, а также в различной работе кафедры или спортивного клуба. Помимо этого преподаватель осуществляет прием контрольных нормативов и зачетов.
Основы организации физического воспитания ввузе
Курс физического воспитания и спорта состоит из 3 частей:
1) Теоретическая часть
2) Практическая часть
3) Контрольно-нормативная часть
Теоретическая часть программы рассчитана на то, что студентами будет усвоено хотя бы основные составляющие знаний по физической культуре. Теоретические знания даются студентам в виде лекций, и еще таким путем как самостоятельное изучение учебной, специальной литературы или методических указаний.
Практическая часть — это занятия которые основываются на использовании теоретической части (теоретических знаниях) которые помогают студенту или занимающемуся приобрести практический опыт в физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом теоретическая часть (теоретические знания) неотделимо связаны с практикой.
Контрольно-нормативная часть — в этой части студенты сдают нормативы которые регламентированы и стандартизованы, сдача этих нормативов контролируется преподавателем, и затем сдается. Занятия по физической культуре и спорту должны иметь систематический характер для совершенствования организма человека и для облегчения повседневных задач. В вузе, в отличие от школы, идет процесс совершенствования двигательных навыков, действий и их элементов.
Структура занятия по физической культуре испорту ихарактеристика его частей.
Занятия по физической культуре и спорту состоят из трех составных частей:
1) разминка (подготовительная часть)
2) основная часть
3) заключительная часть.
Именно такая последовательность отражает степень интенсивности воздействия нагрузки на организм и двигательные системы человека.
По отдельности разберем каждую часть занятия.
- Разминка (подготовительная часть занятия).
Ее цель: подготовка студента (занимающегося) к основной части занятия, а именно, подготовка к выполнению (усвоению либо совершенствованию) определенных видов упражнений.
Ее задачи:
– организация и психическое стимулирование занимающихся на дальнейшую работу;
– ввод занимающихся в повышенное эмоциональное состояние;
– подготовка организма к выполнению упражнений посредствам разминки или несложных упражнений.
Разминка длится примерно 10–20 % от всего времени занятия.
- Основная часть занятия.
Ее цель: усвоение, закрепление или совершенствование определенных двигательных навыков занимающегося, предусмотренных учебной программой заведения и планом занятия.
Упражнения, которые ориентированы на совершенствование или развитие скоростных или силовых способностей, выполняются в начале основной части занятия, так как в начале у занимающегося еще нет накопленной усталости. Упражнения, которые развивают в человеке силу и выносливость, выполняются в конце. Состав занятий основной части должен быть разработан так, чтобы обеспечивать всестороннее развитие занимающегося.
Для обеспечения стабильного эмоционально-психического состояния занимающегося и закрепления пройденных упражнений, настоятельно рекомендуется завершать основную часть в виде подвижных игр или упражнений. Длительность основной части зависит от множества факторов.
- Заключительная часть занятия.
Ее цель: снижение эмоционально-психической и функциональной активности занимающегося, для приведения его в стабильное состояние для дальнейшего обучения.
Ее задачи:
– снижение эмоционального напряжения занимающегося и физиологического напряжения каких либо групп мышц, например посредством бега на малой скорости или ходьбой;
– снижение эмоционально-психического состояния путем различных успокаивающих игр;
– подведение итогов занятия путем оценивания деятельности занимающихся (необходимо выделить как хорошие стороны занимающегося, так и плохие). Также можно дать занимающимся так называемое домашнее задание для подтягивания слабых мест.
Необходимо понимать, что такая программа занятия или развития каких-либо навыков регламентируется материальным состоянием вуза, и не во всех вузах есть необходимое оборудование, различный спортивный инвентарь и т. д.
Как известно, физическое воспитание – это неотъемлемая часть воспитательного процесса в вузе, по крайней мере, та, которая проводится на протяжении 1–3 курсов в форме практических и теоретических занятий. Такие занятия регламентируются учебными планами для всех специальностей и должны составлять не менее 3–4 часов.
Литература:
- Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза //. URL: https://students-library.com/library/read/52959-specificeskie-osobennosti-raboty-prepodavatela-kafedry-fiziceskogo-vospitania-vuza (дата обращения: 07.12.2019).
- Организация и методические основы проведения урока физической культуры. // MAGMA-team.ru. URL: http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/3–2-6-organizatciia-i-metodicheskie-osnovy-provedeniia-uroka-fizicheskoi-kultury (дата обращения: 07.12.2019).
- Структура урока и характеристика его частей. // helpiks.org. URL: https://helpiks.org/9–51735.html (дата обращения: 07.12.2019).
- Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении. // MAGMA-team.ru. URL: http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i/1–3-fizicheskaia-kultura-i-sport-v-vysshem-uchebnom-zavedenii (дата обращения: 07.12.2019).