В статье рассматриваются вопросы возрастания актуальности утилизации образующихся отходов электротехнического и электронного оборудования (ОЭЭО) в эпоху глобальной цифровизации экономики. По данным ЮНЕП, во всем мире ежегодно образуется от 20 до 50 млн т электронных отходов, что составляет более 5 % от общего объема твердых бытовых отходов, и постоянно растет тенденция к их увеличению. Актуальность утилизации ОЭЭО обусловлена наличием в них ценных материалов, а также присутствием в их составе веществ, вредных для окружающей среды и здоровья людей. Рассмотрен имеющийся зарубежный опыт и действующие нормативные документы, Приведены действующие в РФ нормативно-правовые документы в этой области. Предлагаются практические рекомендации по созданию реальной системы управления ОЭЭО в России с учетом мирового опыта в этой области.
Ключевые слова: электронные отходы, утилизация, экологические проблемы, управление отходами
Технический прогресс, интенсивные маркетинговые и рекламные стратегии, «запланированное устаревание» многочисленных электронных устройств в интересах бизнеса, увеличение потребительского спроса привели к быстрому обороту электротехнического и электронного оборудования (ЭЭО) в глобальном масштабе. Отходы электротехнического и электронного оборудования (ОЭЭО) на сегодняшний день являются одним из наиболее быстро растущих потоков коммунальных отходов.
Это связано с тем, что все большее количество людей используют электронные приборы и информационно-коммуникационные технологии в своей жизни, а специфика электронных устройств состоит в том, что благодаря техническому прогрессу они катастрофически быстро морально устаревают, вследствие чего ненужными становятся не только вышедшие из строя изделия, но и работающие устройства.
В результате в мире ежегодно образуется порядка 50 млн т ОЭЭО, в том числе в России (по разным оценкам) — от 0,9 до 1,4 млн т. И только малая часть отходов эффективно и безопасно перерабатывается: так в России этот показатель варьируется в пределах от 5 до 7 % [1, 2].
Электронные отходы или электронный мусор — электрические или электронные устройства и их компоненты, выводимые из эксплуатации и отправляющиеся на свалку. Электронный мусор в виде компьютерных процессоров содержит потенциально опасные материалы, такие как свинец, кадмий, бериллий или бромсодержащие антипирены. Поэтому переработка электронных отходов без использования специальных процедур может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья человека и загрязнению окружающей среды.
Объемы ОЭЭО растут угрожающими темпами. По данным Университета Организации Объединенных Наций (УООН) в 2016 г. в мире было накоплено около 44,7 млн т электронных отходов и только 20 % утилизировано. Такой объем производства электронных отходов соответствует примерно 6,1 кг в год на каждого жителя планеты [1, 2]. Самые большие (в порядке убывания) объемы этих отходов образуются в Азии, Европе, Северной и Южной Америке и Африке. По объемам их сбора лидирует Европа (35 %), далее — Северная и Южная Америка (17 %) и Азия (15 %) [2, 3].
Сопоставимо с ростом производства электроники с каждым годом растет и количество отходов, лома электронной техники. Объемы образования ОЭЭО по некоторым регионам мира приведены в табл. 1.
Таблица 1
Образование ОЭЭО внекоторых странах мира в 2013г. [4]
№ п/п |
Страна/Регион |
Объем образования ОЭЭО, тыс. т |
Объем образования ОЭЭО на душу населения, кг |
1 |
Евросоюз |
9918 |
19,25 |
2 |
США |
9360 |
29,78 |
3 |
Китай |
7253 |
5,36 |
4 |
Индия |
2752 |
2,25 |
5 |
Япония |
2742 |
21,49 |
6 |
Россия |
1478 |
10,41 |
7 |
Бразилия |
1388 |
7,06 |
8 |
Республика Корея |
961 |
19,22 |
Немаловажная причина, по которой требуется законная утилизация отработанной компьютерной и офисной техники, — необходимый учет драгоценных металлов, которые содержатся в данных видах техники. Благодаря своим уникальным свойствам драгоценные металлы (ДМ) широко применяются при производстве различной электронной техники (бытовая техника, компьютеры, мобильные телефоны, датчики и прочее) [5].
Особое внимание к переработке ОЭЭО обусловлено не только наличием в них ценных фракций (черный металл, алюминий, медь, кадмий, золото, серебро, палладий и др.), но и наличием в их составе опасных веществ, загрязняющих окружающую среду и пагубно влияющих на здоровье людей.
Многие виды ОЭЭО не перерабатываются должным образом или не перерабатываются вовсе, попадая на свалки. В мире есть лишь единичные примеры построения системы управления ОЭЭО и получения из них ценных вторичных ресурсов, включая золото и редкоземельные элементы.
Согласно мировому опыту, переработка ОЭЭО включает в себя три этапа [3]:
− предварительную разборку и сортировку отходов и их компонентов;
− глубокую переработку ОЭЭО с извлечением полезных фракций;
− получение энергии от сжигания сгораемых фракций.
Законодательное обеспечение и практика деятельности по обращению с ОЭЭО за рубежом. В Европе, Азии и США вступают в действия законодательные нормы, направленные на защиту окружающей среды и меняющие характер процессов разработки, производства, использования и утилизации материалов во многих отраслях. Однако нигде эти проблемы не ощущаются так остро, как в производстве электроники, где этапы разработки и сроки «жизни» товаров коротки, себестоимость высока, а разработка, производство и реализация продуктов осуществляются по всему миру.
В области нового законодательства лидируют Япония и страны Европейского Союза, хотя Китай и США также ужесточают свои требования к производителям электронного и электротехнического оборудования. Поскольку рынок электротехнических и электронных приборов глобален, новые законодательные нормы отражаются не только на национальных производителях — любой производитель оборудования или комплектующих должен следовать новым требованиям. Практическое выражение этого положения состоит в том, что экологическое законодательство приобретает глобальный характер [6, 7].
США. 2004 г. Принят закон штата Калифорнии о рециклинге мобильных телефонов.
2008 г. Принят закон, запрещающий экспорт ртутьсодержащего оборудования.
2010 г. Штат Нью-Йорк стал 23 штатом США, принявшим закон о рециклинге электронных отходов.
В марте 2012 г. Администрацией президента США принято решение о том, что все отходы электронного оборудования, используемого федеральными ведомствами, не могут отправляться на свалки.
Опыт Японии. В 1998 г. в Японии был принят закон о рециклинге электрических бытовых приборов. Переработку этого оборудования отныне должны осуществлять производители. Теперь, как логичный результат введения этого закона, производители стараются изготавливать приборы, переработка которых будет стоить меньше и проще осуществляться.
Южная Корея. Впервые закон, касающийся управления отходами, был принят ещё в 1992 г. (Закон о содействии ресурсосбережению и повторному использованию). Этим законом была введена система внесения производителем депозита, пропорционального объёму товара конкретного наименования, выпущенного на рынок в предыдущий год. Депозиты частично возвращались в зависимости от того, насколько качественно происходили сбор и переработка отходов. Размер депозита устанавливался Министерством окружающей среды, а оператором этой схемы (контроль над переработкой и управление невозвращёнными депозитами) осуществляла Корейская рециклинговая корпорация. Постепенно действие этого закона распространялось на стиральные машины, кондиционеры и холодильники.
Закон о введении расширенной ответственности производителей за утилизацию ОЭЭО (поправки к предыдущему закону) был принят в 2003 г. Производитель либо может построить завод по переработке ОЭЭО, либо заключить контракт с перерабатывающей компанией, либо войти в Организацию ответственности производителя (оплата взноса). В результате введения новой системы в 2006 г. более 40 % ОЭЭО было собрано и переработано именно производителями [6, 8].
Швеция. Роль муниципалитетов сводится к тому, что они предоставляют место в своих центрах утилизации, где организации — операторы сбора могут организовывать свои пункты для сбора электрических и электронных отходов и батареек. Организации — операторы сбора платят муниципалитетам, исходя из веса собранного материала (примерно 0,03 евро за 1 кг собранных ОЭЭО). Однако данная деятельность не входит в обязанности муниципалитетов, и контракты между ними и операторами сбора периодически пересматриваются. Примерно 90–95 % ОЭЭО в Швеции собирается муниципалитетами.
Национальная система сбора включает в себя: магазины электротоваров и электроники (все магазины розничной торговли с октября 2015 г.); частные компании/предпринимателей (400 объектов); все муниципалитеты Швеции (600 объектов); 10 000 площадок для сбора батареек.
Все компании, которые занимаются экологически опасной деятельностью или обращаются за лицензией на ведение такой деятельности, должны платить ежегодный взнос в агентство экологического надзора.
В Швеции существует несколько категорий лицензий на обращение с ОЭЭО. Для разборки таких отходов и выделения из них компонентов перед дальнейшей обработкой требуется лицензия категории С. Для выдачи подобной лицензии не требуются обширные исследования, и процесс лицензирования относительно непродолжителен, необходимо просто уведомить муниципалитет до ввода предприятия в эксплуатацию.
Для хранения ОЭЭО до обработки требуется лицензия категории В или С в зависимости от складируемых объемов. Если складируется более 50 т ОЭЭО, то требуется категория В, а именно: компания должна получить письменное разрешение с обязательными условиями, выданное региональным административным советом. [9].
Опыт стран ЕС.
В Европейском союзе был принят ряд директив и регламентов, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды применительно к электрическому и электронному оборудованию [10]:
− Директива Европейского парламента и Совета 2002/96/ЕС от 27 января 2003 г. «Об отработавшем электрическом и электронном оборудовании» (Waste Electrical and Electronic Equipment» (WEEE);
− Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2012/19/ЕС от 24 июля 2012 г. «Об отработавшем электрическом и электронном оборудовании» [11];
− Директива Европейского парламента и Совета 2002/95/ЕС от 27 января 2003 г. «Об ограничении использования некоторых веществ в электрическом и электронном оборудовании». Запрещено применение в ЭЭО Pb, Hg, Cd, Cr (VI), бромированных огнезащитных веществ, полибромированных бифенилов и дифенилов (Restriction of Hazardous Substances (RoHS);
− Директива 2005/32/EC от 6 июля 2005 г. «О создании основ для установления требований к экодизайну с использованием энергопотребляющей продукции» (Directive on the ecode- sign of Energy-using Products (EuP);
− Регламент Европейского парламента и Совета № 1907/2006 от 18 декабря 2006 г., касающийся регистрации, оценки, разрешения и ограничения химических веществ (Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals (REACH).
Требования директив базируются на внедрении в жизнь принципа «Загрязнитель платит», таким образом, гражданское общество, имея возможность исправить ситуацию, должно нести ответственность за загрязнение окружающей среды. На практике это означает:
− поощрение проектирования (дизайн) и производство электронного и электрического оборудования, учитывающее и облегчающее демонтаж и восстановление, в особенности повторное использование и рециклинг отходов, их составных элементов и материалов;
− принятие ответственности производителем за свою продукцию, восстановление и экологически безопасное удаление оборудования заводом-изготовителем;
− создание системы раздельного сбора, переработки и утилизации ОЭЭО;
− поощрение создания организаций по обработке отходов, которые внедряют сертифицированные системы экологического менеджмента;
− установление четких квот переработки ОЭЭО, которые должны были быть обеспечены не позднее 31 декабря 2006 г. Коэффициент восстановления должен был достигать до 80 % от средней массы прибора, а доля элементов (компонентов), материалов и веществ, подвергаемых повторному использованию и рециклингу, — до 75 % средней массы прибора;
− бесплатный прием из частных домашних хозяйств и от дистрибьюторов;
− запрет некоторых тяжелых металлов и бромированных антипиренов в электрическом и электронном оборудовании;
− обеспечение организации и введения системы сбора в ЕС в течение 30 мес. после вступления в силу директив [11].
Директива WEEE устанавливает в общей сложности 10 категорий ОЭЭО для целей отчетности [11].
− Крупная бытовая техника
− Мелкая бытовая техника
− ИТ и телекоммуникационное оборудование
− Потребительское оборудование
− Осветительное оборудование
− Электрические и электронные инструменты
− Игрушки, товары для досуга и спортивные товары
− Медицинское оборудование
− Инструменты осуществления мониторинга и контроля
− Автоматы торговые и разливные
В России подобных законодательных механизмов пока нет. Сегодня в российском законодательстве нет аналогов европейским директивам WEEE и RoHS, ограничивающим использование потенциально опасных элементов в ЭЭО.
Утилизация электронных отходов в России — это единичные инициативы производителей, первые пробные шаги негосударственных организаций и разрозненные законодательные инициативы. С учетом роста потребительского спроса и объемов выпуска электронной продукции количество отходов будет только расти, а проблема их переработки и утилизации становится все более критичной. Почему нынешняя система не справляется с нарастающей угрозой, и в каком направлении нужно идти, выясняли эксперты ЮНИДО [6, 7].
В России производители и переработчики различных отходов пользуются природоохранным законодательством, в частности Федеральными законами: от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые не детализированы в части электронных отходов.
Согласно существующему законодательству по отходам, для импортеров/изготовителей предусмотрены три опции:
− отчисление государству «экологического сбора»;
− самостоятельная утилизация непригодной и отслужившей техники;
− объединение и совместная утилизация техники.
Активным участником и сторонником модернизации закона об утилизации стала ассоциация переработчиков электронной и электробытовой техники (АПЭТ), куда входят все крупнейшие производители и импортеры техники. Многие из них не занимаются самостоятельным сбором и переработкой отслуживших устройств, поскольку для этого необходима лицензия. Поэтому вариант объединения или отчисления сбора государству выглядит в настоящий момент наиболее выполнимым.
Некоторой попыткой исправить существующее положение в нормативно-правовом обеспечении явилась разработка и принятие Росстандартом пока единственного нормативного документа (национального стандарта) — ГОСТ Р 55102–2012 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов» [12].
Данный стандарт устанавливает основные положения по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов. Стандарт не распространяется на оборонную продукцию, продукцию и объекты, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности и оборудование, предназначенное для работы в космосе.
В соответствии с ГОСТ принят термин «Отработавшее электротехническое и электронное оборудование; ОЭЭО»: Отнесенное к отходам, непригодное или вышедшее из употребления электротехническое и электронное оборудование (в т. ч., его узлы, части, детали). При этом к ОЭЭО относится оборудование, попадающее в категории, перечисленные в приложении А (10 категорий WEEE в учетом положений Директивы 2002/96/ЕС), и предназначавшееся для использования при напряжении, не превышающем 1000 В для переменного тока и 1500 В для постоянного тока, а также узлы, части и детали указанного оборудования.
В соответствии с указанным стандартом ОЭЭО разделяют на две основные категории:
− ОЭЭО, которые могут быть повторно использованы;
− ОЭЭО, которые могут быть переработаны для целей получения вторичных материальных и энергетических ресурсов.
Сбор, хранение, транспортирование и разборку ОЭЭО по ГОСТ Р 55202–2012 могут осуществлять следующие хозяйствующие субъекты:
− производители электротехнического и электронного оборудования;
− предприятия по переработке ОЭЭО;
− специализированные пункты сбора и хранения ОЭЭО;
− пункты сбора вторичного сырья.
В стандарте очень подробно установлены требования по порядку сбора, хранения, транспортирования, разборки и документирования обращения с ОЭЭО [12].
В целом стандарт может и должен сыграть свою организующую и методическую роль при проведении практических работ по утилизации ОЭЭО, но в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательному исполнению c 01.07.2003 подлежат только требования безопасности, устанавливаемые в технических регламентах, а требования национальных (государственных) стандартов перешли в разряд добровольных, в связи с этим большое значение будет иметь осведомленность пользователей о существовании данного документа и желание хозяйствующих субъектов, занимающихся утилизацией ОЭЭО, добровольно применять все нормы документа, как это было ранее принято в стране до реформы системы стандартизации в РФ.
По мнению координаторов проекта ЮНИДО в России: «Какой-либо комплексной системы сбора и утилизации ОЭЭО в масштабах страны не существует. На рынок России ежегодно поступает до 70 млн единиц электронного и электротехнического бытового оборудования. Исследования показывают, что переработкой отходов этого оборудования занимается несколько десятков небольших компаний, расположенных в разных регионах страны.
Прежде всего, переработчики заняты извлечением из этих отходов фрагментов, содержащих драгоценные металлы, которые затем продаются аффинажным заводам. Кроме этого, продаётся образующийся лом чёрных и цветных металлов. Проводимые крупными сетями по продаже электронной и электробытовой техники «Эльдорадо» и «М-Видео» являются главным образом маркетинговыми ходами, хотя в ходе них и удаётся собирать достаточно большие объёмы ОЭЭО.
Производители товаров этой категории в организации переработки отходов не участвуют, пока не будут, наконец, приняты поправки к закону от 24.06.98 № ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», вводящие расширенную ответственность производителя за надлежащую утилизацию товаров, выпущенных им на рынок, после завершения срока их службы» [7, 13].
Какие же реальные сценарии обращения с электронными отходами могут иметь место?
Университет Организации Объединенных Наций (УООН) рассматривает четыре сценария обращения с электронными отходами. [14].
Первый, наиболее предпочтительный — контролируемое изъятие электронных отходов у населения, когда в процесс вовлечены производители и продавцы электроники, а также местные власти. Каждый элемент оборудования — драгоценные металлы, пластик, химические элементы батарей и так далее — перерабатывается отдельно и затем возвращается в производство.
В этом случае может быть реализована цепочка действий: использование (пользователи из всех секторов экономики — частный, промышленный, коммерческий, институционный) — первичный сбор (бытовой сбор, муниципальный сбор, сборщики отходов, профессиональные установщики) — консолидация отходов (накопление объемов в местах консолидации) — обработка по видам материалов и компонентов (переработка, извлечение и удаление опасных отходов) — извлечение полезных материалов и возврат в оборот в качестве вторичных ресурсов [15, 16].
Второй сценарий — утилизация электронных отходов вместе с остальными твердыми бытовыми отходами. Опасность такого подхода заключается в том, что оборудование либо содержит токсичные элементы, которые попадают на полигоны бытовых отходов и отравляют окружающую среду, либо — при неправильной переработке — выделяют токсичные соединения.
Третий сценарий — сбор электронных отходов частными компаниями. В этом случае частные компании могут не только сдавать оборудование на переработку, но и после ремонта перепродавать его в страны третьего мира, либо на вторичном рынке в своей стране.
Четвертый сценарий, наверное, худший из сценариев — скупка электронных отходов частными компаниями и последующая утилизация в странах третьего мира. Оборудование разбирается на запчасти, а неработающие остатки выбрасываются на свалку, загрязняя окружающую среду.
По информации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, большие объемы отходов электронного и электрического оборудования остаются на хранении. В Федеральном законе № 309-ФЗ от 30.12.2008 г. «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельных законодательных актов Российской Федерации» было введено такое понятие, как накопление отходов сроком до шести месяцев [5]. На этот срок никакой разрешительной документации от предприятия не требуется, поэтому в статистике с пометкой «на хранении» числится более 50 % отходов. То есть фактически используются и обезвреживаются, даже по отчетности, лишь малые количества ОЭЭО. В 2013 году количество использованных задекларированных отходов ЭЭО составило 5 %, обезвреженных — около 0,001 %, также 2 % отходов было захоронено, хотя это запрещено [5].
В проекте УООН в странах Российско-Евроазиатского региона по созданию статистической информационной базы ОЭЭО для Российско-Евроазиатского региона могут принимать участие, как целые страны, так и отдельные переработчики. Реализация проекта позволит улучшить качество и доступность статистических данных, полнее раскрыть ресурсный потенциал электронных отходов для государственных должностных лиц, представителей промышленности, статистиков и других заинтересованных сторон, будет иметь важное значение для рационального природопользования [3].
Подобные статистические данные являются основой для осуществления политических инициатив, разработки и реализации законодательных актов, отслеживания процессов сбора и утилизации электронных отходов, создания системы управления электронными отходами.
Вместе с тем, чтобы такая система заработала, необходимо принять соответствующие законы и обеспечить их соблюдение, с тем, чтобы ОЭЭО не попадали на свалки, вести борьбу с незаконной трансграничной торговлей электронными отходами и ликвидировать ненадлежащую переработку в целях уменьшения воздействия на окружающую среду и здоровье человека [3].
Таким образом, шаги построения системы сбора и переработки ОЭЭО в РФ должны выглядеть следующим образом [17]:
1. Производители/импортеры: в соответствии с нормативами создают предприятия для сбора и переработки вышедшей из употребления техники либо размещают заказы на утилизацию ОЭЭО на действующих специализированных предприятиях Российской Федерации. Производители/импортеры и их объединения свободны в выборе схемы утилизации и подрядчиков (нет государственного вмешательства).
2. Потребители и исполнители (операторы): потребители накапливают ОЭЭО на своих территориях, на договорной основе размещают ОЭЭО в муниципальных пунктах сбора, в торговых сетях, других организованных точках.
Собранные отходы транспортируются на пункты сортировки и/или непосредственно на специализированные предприятия для переработки, использования, обезвреживания.
3. Государственные федеральные и региональные органы регулируют и контролируют:
− условия для развития региональной и муниципальной инфраструктуры и порядок организации сбора, транспортировки, переработки, использования и обезвреживания ОЭЭО в соответствии с законодательством Российской Федерации;
− нормы и нормативы утилизации ОЭЭО и сбор утилизационных платежей;
− формирование условий, стимулирующих развитие бизнес-среды в области управления отходами, создание экономических и технологических механизмов для вовлечения отходов из сферы потребления во вторичный хозяйственный оборот.
На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод: сейчас Россия находится на пути к созданию системы управления ОЭЭО, включающей раздельный сбор таких отходов, их переработку, а также механизмы финансирования работы переработчиков.
Для создания действенного механизма управления отходами, включающего разработку концепции управления, разработку законодательного обеспечения, создание системы оборота отходов, требуется объединение усилий государства, коммерческих структур, неправительственных организаций в рамках единой рабочей экспертной группы.
Выводы
- В РФ требуется создание системы управления ОЭЭО, отдельно от других видов отходов, включающей раздельный сбор этих видов отходов с учетом мировой практики [18], переработку, а также механизмы финансирования работы переработчиков, не дожидаясь принятия закона, вводящего ответственность производителей.
- Требуется внесение изменений в существующий федеральный закон «Об отходах производства и потребления», учитывающих специфику обращения с ОЭЭО, либо разработка нового Закона «Об отходах электронного и электротехнического оборудования» [19, 20].
- При разработке механизма управления отходами электронного и электротехнического оборудования необходимо обязательно учитывать имеющийся практический зарубежный опыт в этой области, разработки учёных и экспертов из стран Евросоюза, Китая, Японии и США, применительно к реальной экономической ситуации и модели экономики страны.
Литература:
- Balde С. Р. et al. The Global E-waste Monitor 2017, United Nations University, International Telecommunication Union & Solid Waste Association, Bonn/ Geneva/Vienna, URL: www.globalewaste.org. (дата обращения 08.12.2019)
- Бальде С. П. Обращение с ОЭЭО в странах Российско-Евроазиатского региона / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 10–11.
- Сайлаубекова П. Н., Рыскулова А. К. Текущая ситуация в отрасли переработки ОЭЭО в Казахстане. / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 58–60.
- Обзор ситуации по переработке ОЭЭО // UNIDO — Организация ООН по промышленному развитию. URL: http://www.unido.ru/upload/files/0/01_OEEO_rus.pdf (дата обращения 08.12.2019)
- Иванова М. А. Анализ уровня управления отходами электронного и электротехнического оборудования в России // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — с. 412–415. URL: https://moluch.ru/archive/114/29898/ (дата обращения: 08.12.2019)
- Марьев В. А., Комиссаров В. А. Надо ли создавать систему управления отходами электрического и электронного оборудования в России / Рециклинг отходов, 2013, № 3(45), с. 2–11.
- Комиссаров В. А. Отходы электронной и электробытовой техники — самый быстрорастущий поток отходов в мире. Ситуация с организацией управления ОЭЭО в России и других странах СНГ. URL: http://ac.gov.ru/files/content/2535/komissarov-v-a-pdf.pdf/ (дата обращения 08.12.2019)
- Шевелева О. В., Репин М. А. Корейский вариант. / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 42–45.
- Обращение с ОЭЭО в Швеции / Актуальное интервью Л. Еклунд / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 22–23.
- Уланова О. В. Электронное и электрическое оборудование: предпосылки для переработки.//Твердые бытовые отходы, 2013, № 3, с. 8–13.
- Директива 2012/19/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 4 июля 2012 г. Об отходах электрического и электронного оборудования (WEEE) — The Waste Electrical and Electronic Equipment Directive. URL: https://base.garant.ru/70333000/ (дата обращения 08.12.2019)
- ГОСТ Р 55102–2012 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200104723 (дата обращения 08.12.2019)
- Марьев В. А., Комиссаров В. А., Смирнова Т. С. Расширенная ответственность производителя — новая парадигмв в системе управления отходами. / Твердые бытовые отходы, 2015, № 2, с. 10–15.
- Фаюстов А. А. Проблемы утилизации электронных отходов в условиях глобальной цифровой экономики. Обратная сторона медали. / Развитие инновационной деятельности в условиях цифровой экономики: монография / М.: Изд. дом ГУУ, 2019, с. 93–115.
- Как переработать пластик из электроотходов / Мальцева О. Н. Обзор по материалам IV Евразийского конгресса «Решения для отходов электронного и электротехнического оборудования» (EWEES) / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 24–25.
- Хефели В., Амман А. Лучшие доступные технологии сбора, хранения и транспортирования ртутьсодержащих ламп. / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 12–15.
- Максимова М. А. Анализ состояния переработки электронного лома в России // Известия Сибирского отделения Секции наук о Земле Российской академии естественных наук. Геология, поиски и разведка рудных месторождений, 2016, № 3 (56), с. 102–111.
- Бигессе С. В. Мировая практика организации раздельного сбора отходов. / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 46–50.
- Онищук А. В. Законодательство об утилизации электронного скрапа: предложения по развитию. //Твердые бытовые отходы, 2013, № 3.
- Анисимова Н. М., Мустафина В. В. Законодательство Республики Казахстан в сфере обращения с ОЭЭО. / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 61–64.