Возрастание актуальности утилизации электронных отходов в эпоху глобальной цифровой экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 11.12.2019

Статья просмотрена: 1585 раз

Библиографическое описание:

Фаюстов, А. А. Возрастание актуальности утилизации электронных отходов в эпоху глобальной цифровой экономики / А. А. Фаюстов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 237-243. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65076/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы возрастания актуальности утилизации образующихся отходов электротехнического и электронного оборудования (ОЭЭО) в эпоху глобальной цифровизации экономики. По данным ЮНЕП, во всем мире ежегодно образуется от 20 до 50 млн т электронных отходов, что составляет более 5 % от общего объема твердых бытовых отходов, и постоянно растет тенденция к их увеличению. Актуальность утилизации ОЭЭО обусловлена наличием в них ценных материалов, а также присутствием в их составе веществ, вредных для окружающей среды и здоровья людей. Рассмотрен имеющийся зарубежный опыт и действующие нормативные документы, Приведены действующие в РФ нормативно-правовые документы в этой области. Предлагаются практические рекомендации по созданию реальной системы управления ОЭЭО в России с учетом мирового опыта в этой области.

Ключевые слова: электронные отходы, утилизация, экологические проблемы, управление отходами

Технический прогресс, интенсивные маркетинговые и рекламные стратегии, «запланированное устаревание» многочисленных электронных устройств в интересах бизнеса, увеличение потребительского спроса привели к быстрому обороту электротехнического и электронного оборудования (ЭЭО) в глобальном масштабе. Отходы электротехнического и электронного оборудования (ОЭЭО) на сегодняшний день являются одним из наиболее быстро растущих потоков коммунальных отходов.

Это связано с тем, что все большее количество людей используют электронные приборы и информационно-коммуникационные технологии в своей жизни, а специфика электронных устройств состоит в том, что благодаря техническому прогрессу они катастрофически быстро морально устаревают, вследствие чего ненужными становятся не только вышедшие из строя изделия, но и работающие устройства.

В результате в мире ежегодно образуется порядка 50 млн т ОЭЭО, в том числе в России (по разным оценкам) — от 0,9 до 1,4 млн т. И только малая часть отходов эффективно и безопасно перерабатывается: так в России этот показатель варьируется в пределах от 5 до 7 % [1, 2].

Электронные отходы или электронный мусор — электрические или электронные устройства и их компоненты, выводимые из эксплуатации и отправляющиеся на свалку. Электронный мусор в виде компьютерных процессоров содержит потенциально опасные материалы, такие как свинец, кадмий, бериллий или бромсодержащие антипирены. Поэтому переработка электронных отходов без использования специальных процедур может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья человека и загрязнению окружающей среды.

Объемы ОЭЭО растут угрожающими темпами. По данным Университета Организации Объединенных Наций (УООН) в 2016 г. в мире было накоплено около 44,7 млн т электронных отходов и только 20 % утилизировано. Такой объем производства электронных отходов соответствует примерно 6,1 кг в год на каждого жителя планеты [1, 2]. Самые большие (в порядке убывания) объемы этих отходов образуются в Азии, Европе, Северной и Южной Америке и Африке. По объемам их сбора лидирует Европа (35 %), далее — Северная и Южная Америка (17 %) и Азия (15 %) [2, 3].

Сопоставимо с ростом производства электроники с каждым годом растет и количество отходов, лома электронной техники. Объемы образования ОЭЭО по некоторым регионам мира приведены в табл. 1.

Таблица 1

Образование ОЭЭО внекоторых странах мира в 2013г. [4]

№ п/п

Страна/Регион

Объем образования ОЭЭО, тыс. т

Объем образования ОЭЭО на душу населения, кг

1

Евросоюз

9918

19,25

2

США

9360

29,78

3

Китай

7253

5,36

4

Индия

2752

2,25

5

Япония

2742

21,49

6

Россия

1478

10,41

7

Бразилия

1388

7,06

8

Республика Корея

961

19,22

Немаловажная причина, по которой требуется законная утилизация отработанной компьютерной и офисной техники, — необходимый учет драгоценных металлов, которые содержатся в данных видах техники. Благодаря своим уникальным свойствам драгоценные металлы (ДМ) широко применяются при производстве различной электронной техники (бытовая техника, компьютеры, мобильные телефоны, датчики и прочее) [5].

Особое внимание к переработке ОЭЭО обусловлено не только наличием в них ценных фракций (черный металл, алюминий, медь, кадмий, золото, серебро, палладий и др.), но и наличием в их составе опасных веществ, загрязняющих окружающую среду и пагубно влияющих на здоровье людей.

Многие виды ОЭЭО не перерабатываются должным образом или не перерабатываются вовсе, попадая на свалки. В мире есть лишь единичные примеры построения системы управления ОЭЭО и получения из них ценных вторичных ресурсов, включая золото и редкоземельные элементы.

Согласно мировому опыту, переработка ОЭЭО включает в себя три этапа [3]:

− предварительную разборку и сортировку отходов и их компонентов;

− глубокую переработку ОЭЭО с извлечением полезных фракций;

− получение энергии от сжигания сгораемых фракций.

Законодательное обеспечение и практика деятельности по обращению с ОЭЭО за рубежом. В Европе, Азии и США вступают в действия законодательные нормы, направленные на защиту окружающей среды и меняющие характер процессов разработки, производства, использования и утилизации материалов во многих отраслях. Однако нигде эти проблемы не ощущаются так остро, как в производстве электроники, где этапы разработки и сроки «жизни» товаров коротки, себестоимость высока, а разработка, производство и реализация продуктов осуществляются по всему миру.

В области нового законодательства лидируют Япония и страны Европейского Союза, хотя Китай и США также ужесточают свои требования к производителям электронного и электротехнического оборудования. Поскольку рынок электротехнических и электронных приборов глобален, новые законодательные нормы отражаются не только на национальных производителях — любой производитель оборудования или комплектующих должен следовать новым требованиям. Практическое выражение этого положения состоит в том, что экологическое законодательство приобретает глобальный характер [6, 7].

США. 2004 г. Принят закон штата Калифорнии о рециклинге мобильных телефонов.

2008 г. Принят закон, запрещающий экспорт ртутьсодержащего оборудования.

2010 г. Штат Нью-Йорк стал 23 штатом США, принявшим закон о рециклинге электронных отходов.

В марте 2012 г. Администрацией президента США принято решение о том, что все отходы электронного оборудования, используемого федеральными ведомствами, не могут отправляться на свалки.

Опыт Японии. В 1998 г. в Японии был принят закон о рециклинге электрических бытовых приборов. Переработку этого оборудования отныне должны осуществлять производители. Теперь, как логичный результат введения этого закона, производители стараются изготавливать приборы, переработка которых будет стоить меньше и проще осуществляться.

Южная Корея. Впервые закон, касающийся управления отходами, был принят ещё в 1992 г. (Закон о содействии ресурсосбережению и повторному использованию). Этим законом была введена система внесения производителем депозита, пропорционального объёму товара конкретного наименования, выпущенного на рынок в предыдущий год. Депозиты частично возвращались в зависимости от того, насколько качественно происходили сбор и переработка отходов. Размер депозита устанавливался Министерством окружающей среды, а оператором этой схемы (контроль над переработкой и управление невозвращёнными депозитами) осуществляла Корейская рециклинговая корпорация. Постепенно действие этого закона распространялось на стиральные машины, кондиционеры и холодильники.

Закон о введении расширенной ответственности производителей за утилизацию ОЭЭО (поправки к предыдущему закону) был принят в 2003 г. Производитель либо может построить завод по переработке ОЭЭО, либо заключить контракт с перерабатывающей компанией, либо войти в Организацию ответственности производителя (оплата взноса). В результате введения новой системы в 2006 г. более 40 % ОЭЭО было собрано и переработано именно производителями [6, 8].

Швеция. Роль муниципалитетов сводится к тому, что они предоставляют место в своих центрах утилизации, где организации — операторы сбора могут организовывать свои пункты для сбора электрических и электронных отходов и батареек. Организации — операторы сбора платят муниципалитетам, исходя из веса собранного материала (примерно 0,03 евро за 1 кг собранных ОЭЭО). Однако данная деятельность не входит в обязанности муниципалитетов, и контракты между ними и операторами сбора периодически пересматриваются. Примерно 90–95 % ОЭЭО в Швеции собирается муниципалитетами.

Национальная система сбора включает в себя: магазины электротоваров и электроники (все магазины розничной торговли с октября 2015 г.); частные компании/предпринимателей (400 объектов); все муниципалитеты Швеции (600 объектов); 10 000 площадок для сбора батареек.

Все компании, которые занимаются экологически опасной деятельностью или обращаются за лицензией на ведение такой деятельности, должны платить ежегодный взнос в агентство экологического надзора.

В Швеции существует несколько категорий лицензий на обращение с ОЭЭО. Для разборки таких отходов и выделения из них компонентов перед дальнейшей обработкой требуется лицензия категории С. Для выдачи подобной лицензии не требуются обширные исследования, и процесс лицензирования относительно непродолжителен, необходимо просто уведомить муниципалитет до ввода предприятия в эксплуатацию.

Для хранения ОЭЭО до обработки требуется лицензия категории В или С в зависимости от складируемых объемов. Если складируется более 50 т ОЭЭО, то требуется категория В, а именно: компания должна получить письменное разрешение с обязательными условиями, выданное региональным административным советом. [9].

Опыт стран ЕС.

В Европейском союзе был принят ряд директив и регламентов, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды применительно к электрическому и электронному оборудованию [10]:

− Директива Европейского парламента и Совета 2002/96/ЕС от 27 января 2003 г. «Об отработавшем электрическом и электронном оборудовании» (Waste Electrical and Electronic Equipment» (WEEE);

− Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2012/19/ЕС от 24 июля 2012 г. «Об отработавшем электрическом и электронном оборудовании» [11];

− Директива Европейского парламента и Совета 2002/95/ЕС от 27 января 2003 г. «Об ограничении использования некоторых веществ в электрическом и электронном оборудовании». Запрещено применение в ЭЭО Pb, Hg, Cd, Cr (VI), бромированных огнезащитных веществ, полибромированных бифенилов и дифенилов (Restriction of Hazardous Substances (RoHS);

− Директива 2005/32/EC от 6 июля 2005 г. «О создании основ для установления требований к экодизайну с использованием энергопотребляющей продукции» (Directive on the ecode- sign of Energy-using Products (EuP);

− Регламент Европейского парламента и Совета № 1907/2006 от 18 декабря 2006 г., касающийся регистрации, оценки, разрешения и ограничения химических веществ (Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals (REACH).

Требования директив базируются на внедрении в жизнь принципа «Загрязнитель платит», таким образом, гражданское общество, имея возможность исправить ситуацию, должно нести ответственность за загрязнение окружающей среды. На практике это означает:

− поощрение проектирования (дизайн) и производство электронного и электрического оборудования, учитывающее и облегчающее демонтаж и восстановление, в особенности повторное использование и рециклинг отходов, их составных элементов и материалов;

− принятие ответственности производителем за свою продукцию, восстановление и экологически безопасное удаление оборудования заводом-изготовителем;

− создание системы раздельного сбора, переработки и утилизации ОЭЭО;

− поощрение создания организаций по обработке отходов, которые внедряют сертифицированные системы экологического менеджмента;

− установление четких квот переработки ОЭЭО, которые должны были быть обеспечены не позднее 31 декабря 2006 г. Коэффициент восстановления должен был достигать до 80 % от средней массы прибора, а доля элементов (компонентов), материалов и веществ, подвергаемых повторному использованию и рециклингу, — до 75 % средней массы прибора;

− бесплатный прием из частных домашних хозяйств и от дистрибьюторов;

− запрет некоторых тяжелых металлов и бромированных антипиренов в электрическом и электронном оборудовании;

− обеспечение организации и введения системы сбора в ЕС в течение 30 мес. после вступления в силу директив [11].

Директива WEEE устанавливает в общей сложности 10 категорий ОЭЭО для целей отчетности [11].

− Крупная бытовая техника

− Мелкая бытовая техника

− ИТ и телекоммуникационное оборудование

− Потребительское оборудование

− Осветительное оборудование

− Электрические и электронные инструменты

− Игрушки, товары для досуга и спортивные товары

− Медицинское оборудование

− Инструменты осуществления мониторинга и контроля

− Автоматы торговые и разливные

В России подобных законодательных механизмов пока нет. Сегодня в российском законодательстве нет аналогов европейским директивам WEEE и RoHS, ограничивающим использование потенциально опасных элементов в ЭЭО.

Утилизация электронных отходов в России — это единичные инициативы производителей, первые пробные шаги негосударственных организаций и разрозненные законодательные инициативы. С учетом роста потребительского спроса и объемов выпуска электронной продукции количество отходов будет только расти, а проблема их переработки и утилизации становится все более критичной. Почему нынешняя система не справляется с нарастающей угрозой, и в каком направлении нужно идти, выясняли эксперты ЮНИДО [6, 7].

В России производители и переработчики различных отходов пользуются природоохранным законодательством, в частности Федеральными законами: от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые не детализированы в части электронных отходов.

Согласно существующему законодательству по отходам, для импортеров/изготовителей предусмотрены три опции:

− отчисление государству «экологического сбора»;

− самостоятельная утилизация непригодной и отслужившей техники;

− объединение и совместная утилизация техники.

Активным участником и сторонником модернизации закона об утилизации стала ассоциация переработчиков электронной и электробытовой техники (АПЭТ), куда входят все крупнейшие производители и импортеры техники. Многие из них не занимаются самостоятельным сбором и переработкой отслуживших устройств, поскольку для этого необходима лицензия. Поэтому вариант объединения или отчисления сбора государству выглядит в настоящий момент наиболее выполнимым.

Некоторой попыткой исправить существующее положение в нормативно-правовом обеспечении явилась разработка и принятие Росстандартом пока единственного нормативного документа (национального стандарта) — ГОСТ Р 55102–2012 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов» [12].

Данный стандарт устанавливает основные положения по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов. Стандарт не распространяется на оборонную продукцию, продукцию и объекты, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности и оборудование, предназначенное для работы в космосе.

В соответствии с ГОСТ принят термин «Отработавшее электротехническое и электронное оборудование; ОЭЭО»: Отнесенное к отходам, непригодное или вышедшее из употребления электротехническое и электронное оборудование (в т. ч., его узлы, части, детали). При этом к ОЭЭО относится оборудование, попадающее в категории, перечисленные в приложении А (10 категорий WEEE в учетом положений Директивы 2002/96/ЕС), и предназначавшееся для использования при напряжении, не превышающем 1000 В для переменного тока и 1500 В для постоянного тока, а также узлы, части и детали указанного оборудования.

В соответствии с указанным стандартом ОЭЭО разделяют на две основные категории:

− ОЭЭО, которые могут быть повторно использованы;

− ОЭЭО, которые могут быть переработаны для целей получения вторичных материальных и энергетических ресурсов.

Сбор, хранение, транспортирование и разборку ОЭЭО по ГОСТ Р 55202–2012 могут осуществлять следующие хозяйствующие субъекты:

− производители электротехнического и электронного оборудования;

− предприятия по переработке ОЭЭО;

− специализированные пункты сбора и хранения ОЭЭО;

− пункты сбора вторичного сырья.

В стандарте очень подробно установлены требования по порядку сбора, хранения, транспортирования, разборки и документирования обращения с ОЭЭО [12].

В целом стандарт может и должен сыграть свою организующую и методическую роль при проведении практических работ по утилизации ОЭЭО, но в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательному исполнению c 01.07.2003 подлежат только требования безопасности, устанавливаемые в технических регламентах, а требования национальных (государственных) стандартов перешли в разряд добровольных, в связи с этим большое значение будет иметь осведомленность пользователей о существовании данного документа и желание хозяйствующих субъектов, занимающихся утилизацией ОЭЭО, добровольно применять все нормы документа, как это было ранее принято в стране до реформы системы стандартизации в РФ.

По мнению координаторов проекта ЮНИДО в России: «Какой-либо комплексной системы сбора и утилизации ОЭЭО в масштабах страны не существует. На рынок России ежегодно поступает до 70 млн единиц электронного и электротехнического бытового оборудования. Исследования показывают, что переработкой отходов этого оборудования занимается несколько десятков небольших компаний, расположенных в разных регионах страны.

Прежде всего, переработчики заняты извлечением из этих отходов фрагментов, содержащих драгоценные металлы, которые затем продаются аффинажным заводам. Кроме этого, продаётся образующийся лом чёрных и цветных металлов. Проводимые крупными сетями по продаже электронной и электробытовой техники «Эльдорадо» и «М-Видео» являются главным образом маркетинговыми ходами, хотя в ходе них и удаётся собирать достаточно большие объёмы ОЭЭО.

Производители товаров этой категории в организации переработки отходов не участвуют, пока не будут, наконец, приняты поправки к закону от 24.06.98 № ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», вводящие расширенную ответственность производителя за надлежащую утилизацию товаров, выпущенных им на рынок, после завершения срока их службы» [7, 13].

Какие же реальные сценарии обращения с электронными отходами могут иметь место?

Университет Организации Объединенных Наций (УООН) рассматривает четыре сценария обращения с электронными отходами. [14].

Первый, наиболее предпочтительный — контролируемое изъятие электронных отходов у населения, когда в процесс вовлечены производители и продавцы электроники, а также местные власти. Каждый элемент оборудования — драгоценные металлы, пластик, химические элементы батарей и так далее — перерабатывается отдельно и затем возвращается в производство.

В этом случае может быть реализована цепочка действий: использование (пользователи из всех секторов экономики — частный, промышленный, коммерческий, институционный) — первичный сбор (бытовой сбор, муниципальный сбор, сборщики отходов, профессиональные установщики) — консолидация отходов (накопление объемов в местах консолидации) — обработка по видам материалов и компонентов (переработка, извлечение и удаление опасных отходов) — извлечение полезных материалов и возврат в оборот в качестве вторичных ресурсов [15, 16].

Второй сценарий — утилизация электронных отходов вместе с остальными твердыми бытовыми отходами. Опасность такого подхода заключается в том, что оборудование либо содержит токсичные элементы, которые попадают на полигоны бытовых отходов и отравляют окружающую среду, либо — при неправильной переработке — выделяют токсичные соединения.

Третий сценарий — сбор электронных отходов частными компаниями. В этом случае частные компании могут не только сдавать оборудование на переработку, но и после ремонта перепродавать его в страны третьего мира, либо на вторичном рынке в своей стране.

Четвертый сценарий, наверное, худший из сценариев — скупка электронных отходов частными компаниями и последующая утилизация в странах третьего мира. Оборудование разбирается на запчасти, а неработающие остатки выбрасываются на свалку, загрязняя окружающую среду.

По информации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, большие объемы отходов электронного и электрического оборудования остаются на хранении. В Федеральном законе № 309-ФЗ от 30.12.2008 г. «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельных законодательных актов Российской Федерации» было введено такое понятие, как накопление отходов сроком до шести месяцев [5]. На этот срок никакой разрешительной документации от предприятия не требуется, поэтому в статистике с пометкой «на хранении» числится более 50 % отходов. То есть фактически используются и обезвреживаются, даже по отчетности, лишь малые количества ОЭЭО. В 2013 году количество использованных задекларированных отходов ЭЭО составило 5 %, обезвреженных — около 0,001 %, также 2 % отходов было захоронено, хотя это запрещено [5].

В проекте УООН в странах Российско-Евроазиатского региона по созданию статистической информационной базы ОЭЭО для Российско-Евроазиатского региона могут принимать участие, как целые страны, так и отдельные переработчики. Реализация проекта позволит улучшить качество и доступность статистических данных, полнее раскрыть ресурсный потенциал электронных отходов для государственных должностных лиц, представителей промышленности, статистиков и других заинтересованных сторон, будет иметь важное значение для рационального природопользования [3].

Подобные статистические данные являются основой для осуществления политических инициатив, разработки и реализации законодательных актов, отслеживания процессов сбора и утилизации электронных отходов, создания системы управления электронными отходами.

Вместе с тем, чтобы такая система заработала, необходимо принять соответствующие законы и обеспечить их соблюдение, с тем, чтобы ОЭЭО не попадали на свалки, вести борьбу с незаконной трансграничной торговлей электронными отходами и ликвидировать ненадлежащую переработку в целях уменьшения воздействия на окружающую среду и здоровье человека [3].

Таким образом, шаги построения системы сбора и переработки ОЭЭО в РФ должны выглядеть следующим образом [17]:

1. Производители/импортеры: в соответствии с нормативами создают предприятия для сбора и переработки вышедшей из употребления техники либо размещают заказы на утилизацию ОЭЭО на действующих специализированных предприятиях Российской Федерации. Производители/импортеры и их объединения свободны в выборе схемы утилизации и подрядчиков (нет государственного вмешательства).

2. Потребители и исполнители (операторы): потребители накапливают ОЭЭО на своих территориях, на договорной основе размещают ОЭЭО в муниципальных пунктах сбора, в торговых сетях, других организованных точках.

Собранные отходы транспортируются на пункты сортировки и/или непосредственно на специализированные предприятия для переработки, использования, обезвреживания.

3. Государственные федеральные и региональные органы регулируют и контролируют:

− условия для развития региональной и муниципальной инфраструктуры и порядок организации сбора, транспортировки, переработки, использования и обезвреживания ОЭЭО в соответствии с законодательством Российской Федерации;

− нормы и нормативы утилизации ОЭЭО и сбор утилизационных платежей;

− формирование условий, стимулирующих развитие бизнес-среды в области управления отходами, создание экономических и технологических механизмов для вовлечения отходов из сферы потребления во вторичный хозяйственный оборот.

На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод: сейчас Россия находится на пути к созданию системы управления ОЭЭО, включающей раздельный сбор таких отходов, их переработку, а также механизмы финансирования работы переработчиков.

Для создания действенного механизма управления отходами, включающего разработку концепции управления, разработку законодательного обеспечения, создание системы оборота отходов, требуется объединение усилий государства, коммерческих структур, неправительственных организаций в рамках единой рабочей экспертной группы.

Выводы

  1. В РФ требуется создание системы управления ОЭЭО, отдельно от других видов отходов, включающей раздельный сбор этих видов отходов с учетом мировой практики [18], переработку, а также механизмы финансирования работы переработчиков, не дожидаясь принятия закона, вводящего ответственность производителей.
  2. Требуется внесение изменений в существующий федеральный закон «Об отходах производства и потребления», учитывающих специфику обращения с ОЭЭО, либо разработка нового Закона «Об отходах электронного и электротехнического оборудования» [19, 20].
  3. При разработке механизма управления отходами электронного и электротехнического оборудования необходимо обязательно учитывать имеющийся практический зарубежный опыт в этой области, разработки учёных и экспертов из стран Евросоюза, Китая, Японии и США, применительно к реальной экономической ситуации и модели экономики страны.

Литература:

  1. Balde С. Р. et al. The Global E-waste Monitor 2017, United Nations University, International Telecommunication Union & Solid Waste Association, Bonn/ Geneva/Vienna, URL: www.globalewaste.org. (дата обращения 08.12.2019)
  2. Бальде С. П. Обращение с ОЭЭО в странах Российско-Евроазиатского региона / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 10–11.
  3. Сайлаубекова П. Н., Рыскулова А. К. Текущая ситуация в отрасли переработки ОЭЭО в Казахстане. / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 58–60.
  4. Обзор ситуации по переработке ОЭЭО // UNIDO — Организация ООН по промышленному развитию. URL: http://www.unido.ru/upload/files/0/01_OEEO_rus.pdf (дата обращения 08.12.2019)
  5. Иванова М. А. Анализ уровня управления отходами электронного и электротехнического оборудования в России // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — с. 412–415. URL: https://moluch.ru/archive/114/29898/ (дата обращения: 08.12.2019)
  6. Марьев В. А., Комиссаров В. А. Надо ли создавать систему управления отходами электрического и электронного оборудования в России / Рециклинг отходов, 2013, № 3(45), с. 2–11.
  7. Комиссаров В. А. Отходы электронной и электробытовой техники — самый быстрорастущий поток отходов в мире. Ситуация с организацией управления ОЭЭО в России и других странах СНГ. URL: http://ac.gov.ru/files/content/2535/komissarov-v-a-pdf.pdf/ (дата обращения 08.12.2019)
  8. Шевелева О. В., Репин М. А. Корейский вариант. / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 42–45.
  9. Обращение с ОЭЭО в Швеции / Актуальное интервью Л. Еклунд / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 22–23.
  10. Уланова О. В. Электронное и электрическое оборудование: предпосылки для переработки.//Твердые бытовые отходы, 2013, № 3, с. 8–13.
  11. Директива 2012/19/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 4 июля 2012 г. Об отходах электрического и электронного оборудования (WEEE) — The Waste Electrical and Electronic Equipment Directive. URL: https://base.garant.ru/70333000/ (дата обращения 08.12.2019)
  12. ГОСТ Р 55102–2012 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200104723 (дата обращения 08.12.2019)
  13. Марьев В. А., Комиссаров В. А., Смирнова Т. С. Расширенная ответственность производителя — новая парадигмв в системе управления отходами. / Твердые бытовые отходы, 2015, № 2, с. 10–15.
  14. Фаюстов А. А. Проблемы утилизации электронных отходов в условиях глобальной цифровой экономики. Обратная сторона медали. / Развитие инновационной деятельности в условиях цифровой экономики: монография / М.: Изд. дом ГУУ, 2019, с. 93–115.
  15. Как переработать пластик из электроотходов / Мальцева О. Н. Обзор по материалам IV Евразийского конгресса «Решения для отходов электронного и электротехнического оборудования» (EWEES) / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 24–25.
  16. Хефели В., Амман А. Лучшие доступные технологии сбора, хранения и транспортирования ртутьсодержащих ламп. / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 12–15.
  17. Максимова М. А. Анализ состояния переработки электронного лома в России // Известия Сибирского отделения Секции наук о Земле Российской академии естественных наук. Геология, поиски и разведка рудных месторождений, 2016, № 3 (56), с. 102–111.
  18. Бигессе С. В. Мировая практика организации раздельного сбора отходов. / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 46–50.
  19. Онищук А. В. Законодательство об утилизации электронного скрапа: предложения по развитию. //Твердые бытовые отходы, 2013, № 3.
  20. Анисимова Н. М., Мустафина В. В. Законодательство Республики Казахстан в сфере обращения с ОЭЭО. / Твердые бытовые отходы, 2019, № 6, с. 61–64.
Основные термины (генерируются автоматически): отход, электронное оборудование, окружающая среда, Россия, WEEE, переработка, США, Европейский парламент, производитель, Япония.


Похожие статьи

Теоретические аспекты функционирования и механизмов регулирования рынка твердых бытовых отходов

В статье рассматриваются вопросы актуальности оценки эффективности проектов строительства объектов ТБО, дается определение рынка ТБО, рассматриваются механизмы его регулирования, взаимодействие участников рынка ТБО, приведены примеры проектов строите...

Экологическая оценка влияния медицинских отходов на окружающую среду

Работа посвящена изучению влияния медицинских отходов на окружающую среду. Актуальность темы обусловлена нарастающим количеством образования отходов производства и потребления, медицинских и промышленных отходов, а также несовершенных способов их ути...

Экологическая оценка влияния медицинских отходов на окружающую среду

В статье рассматриваются проблемы утилизации медицинских отходов. Актуальность темы обусловлена нарастающим количеством образования отходов производства и потребления, медицинских и промышленных отходов, а также несовершенных способов их утилизации, ...

Твердые бытовые отходы и экология

Статья посвящена проблемам сбора и утилизации промышленных и бытовых отходов, рассмотрена проблема обеспечения экологической безопасности полигонов ТБО, а также определены главные проблемы которые направлены на улучшения жизни человека и окружающей с...

Экономические аспекты промышленного сектора переработки твердых бытовых отходов на современном этапе

Проблема экономически эффективной утилизации твердых бытовых отходов является одной из наиболее значимых мировых проблематик в областях экономики природопользования и менеджмент биотехнологий.

Тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: проблемы и перспективы

В статье представлен анализ законодательных реформ, проводимых в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Установлено, что сложившиеся современные условия развития российского общества характеризуются нарастанием объемов твердых бытовых отх...

Развитие возобновляемой энергетики в Республике Казахстан: взгляд на международный опыт

Статья представляет собой анализ законодательной базы Республики Казахстан в сфере развития альтернативной энергетики. Рассмотрены экологические проблемы государства, а также плюсы и минусы внедрения объектов возобновляемых источников энергии. В связ...

О понятии и классификации отходов производства и потребления

Статья посвящена анализу легального закрепленного определения отходов производства и потребления и исследованию динамики развития данной дефиниции через призму законодательных изменения. Автор делает вывод о том, что изменения законодательства в сфер...

Развитие зон пониженных экологических выбросов и мер по их реализации

Рассмотрено развитие зон пониженных экологических выбросов как мера снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Изложены тенденции по расширению экологических требований в зонах к различным видам транспортной техники, а также ...

Новые технологии переработки отходов производства в современном мире

Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия при переработке отходов производства. Представлен обзор некоторых современных технологий по переработке производственных отходов. Установлено, что технологии переработки отходов произв...

Похожие статьи

Теоретические аспекты функционирования и механизмов регулирования рынка твердых бытовых отходов

В статье рассматриваются вопросы актуальности оценки эффективности проектов строительства объектов ТБО, дается определение рынка ТБО, рассматриваются механизмы его регулирования, взаимодействие участников рынка ТБО, приведены примеры проектов строите...

Экологическая оценка влияния медицинских отходов на окружающую среду

Работа посвящена изучению влияния медицинских отходов на окружающую среду. Актуальность темы обусловлена нарастающим количеством образования отходов производства и потребления, медицинских и промышленных отходов, а также несовершенных способов их ути...

Экологическая оценка влияния медицинских отходов на окружающую среду

В статье рассматриваются проблемы утилизации медицинских отходов. Актуальность темы обусловлена нарастающим количеством образования отходов производства и потребления, медицинских и промышленных отходов, а также несовершенных способов их утилизации, ...

Твердые бытовые отходы и экология

Статья посвящена проблемам сбора и утилизации промышленных и бытовых отходов, рассмотрена проблема обеспечения экологической безопасности полигонов ТБО, а также определены главные проблемы которые направлены на улучшения жизни человека и окружающей с...

Экономические аспекты промышленного сектора переработки твердых бытовых отходов на современном этапе

Проблема экономически эффективной утилизации твердых бытовых отходов является одной из наиболее значимых мировых проблематик в областях экономики природопользования и менеджмент биотехнологий.

Тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: проблемы и перспективы

В статье представлен анализ законодательных реформ, проводимых в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Установлено, что сложившиеся современные условия развития российского общества характеризуются нарастанием объемов твердых бытовых отх...

Развитие возобновляемой энергетики в Республике Казахстан: взгляд на международный опыт

Статья представляет собой анализ законодательной базы Республики Казахстан в сфере развития альтернативной энергетики. Рассмотрены экологические проблемы государства, а также плюсы и минусы внедрения объектов возобновляемых источников энергии. В связ...

О понятии и классификации отходов производства и потребления

Статья посвящена анализу легального закрепленного определения отходов производства и потребления и исследованию динамики развития данной дефиниции через призму законодательных изменения. Автор делает вывод о том, что изменения законодательства в сфер...

Развитие зон пониженных экологических выбросов и мер по их реализации

Рассмотрено развитие зон пониженных экологических выбросов как мера снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Изложены тенденции по расширению экологических требований в зонах к различным видам транспортной техники, а также ...

Новые технологии переработки отходов производства в современном мире

Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия при переработке отходов производства. Представлен обзор некоторых современных технологий по переработке производственных отходов. Установлено, что технологии переработки отходов произв...

Задать вопрос