Интеллектуальная система управления корабельным комплексом связи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 12.12.2019

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Крузман, А. Г. Интеллектуальная система управления корабельным комплексом связи / А. Г. Крузман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65077/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье представлена и описана структурная схема интеллектуальной системы управления корабельным комплексом связи.

Ключевые слова: искусственный интеллект, корабельный комплекс связи, интеллектуальная система управления.

Искусственный интеллект (ИИ) — это способность систем корректно интерпретировать данные, обучаться на них, в том числе самостоятельно, и использовать полученные знания для достижения целей. [1]

Под интеллектуальными системами управления (ИСУ) принято понимать системы, в контур управления которых включены процедуры обработки знаний, позволяющие обеспечить требуемое качество управления в условиях неполноты, нечеткости и неопределенности поступающей входной информации [2]. Неполнота и неопределенность поступающей входной информации для ИСУ может быть обусловлена двумя факторами: отсутствием требуемой информации у оператора комплекса связи и малым временем, отведенным ему на сообщение данных сведений системе управления. Согласно [2] обобщенная структура интеллектуальной системы управления может быть представлена схемой, приведенной на рисунке 1.

Целью управления является повышение качества предоставляемых услуг связи, которое характеризуется способностью обеспечивать своевременную, достоверную и безопасную передачу сообщений. [3]

Программа достижения цели предполагает: автоматический выбор рода связи для обмена информацией и оптимальных режимов работы технических средств; автоматизированный выбор оптимальных режимов передачи информации. Программа достижения цели может корректироваться с учетом временных изменений условий.

Рис. 1. Обобщенная структура интеллектуальной системы управления [2]

Алгоритм управления предполагает: определение допустимых режимов работы; наличие исправного оборудования; начальное формирование расписания работы комплекса; типовых трактов связи для работы в требуемых радиосетях и радионаправлениях; анализ помеховой обстановки; диагностика трактов связи или прогнозирование параметров радиоканалов; автоматическое формирование трактов связи, вхождение в связь и передача информации; коррекция (дополнение) расписания работы комплекса новыми заданиями; анализ протоколов с целью получения новых знаний о соответствии режимов работы комплекса в целом и его составных частей различным условиям эксплуатации.

Исполнительные механизмы включают в себя: программную реализацию протоколов управления техническими средствами, интегрированными в состав комплексов связи; формирование трактов связи; человеко-машинный интерфейс, обеспечивающий ввод команд управления оператором и отображение данных информационной системы.

Объектом управления является интегрированный комплекс связи (ИКС) корабля. Исходя из этого, при разбиении ИКС на составные части задача управления сводится к задачам дистанционного управления входящими в него средствами и формирования требуемых пользователям трактов связи.

Внешняя среда может быть представлена двумя основными составляющими: естественного (распространение радиоволн, рельеф местности, радиошумы) и антропогенного (воздействия, существенно изменяющие помеховую обстановку, и воздействия, приводящие к выходу из строя отдельных технических средств) происхождения. [4]

В обеих случаях средства диагностики состояния технических средств и электромагнитных полей в районе плавания корабля должны предоставлять системе управления соответствующую информацию. Для этого в состав комплекса связи включаются измерительно-информационные средства.

Механизмы обобщения накопленного опыта ипополнения знаний и знания позволяют классифицировать систему управления комплексом связи как «интеллектуальную». Каждый выход в море и (или) боевая работа комплекса связи позволяет выполнять сбор данных для дальнейшей адаптации к реальным условиям работы математических моделей, применяемых для прогнозирования условий работы и оптимизации управляющих воздействий на комплекс связи со стороны системы управления. То есть, можно считать, что данная информация позволяет производить «обучение» системы управления.

Механизмы логического вывода определяют формирование управляющих воздействий трех видов:

– параметрическая и структурная настройка алгоритма управления предполагает автоматический выбор наилучшей рабочей частоты, уровня мощности РПДУ, скорости передачи информации и т. д.;

– коррекция программы достижения цели управления должна производиться в случаях существенного изменения условий работы ИКС. Коррекция программы должна производиться по мере поступления новых приказов. В данном случае ИСУ должна автоматически контролировать выполнение нормативов по доставке информации и обеспечивать применение резервных технических средств по необходимости;

– коррекция цели управления допускается, если предыдущая цель управления недостижима или становится неактуальной в данных условиях.

Следовательно, общие принципы построения ИСУ могут быть применены в ИКС при реализации следующих технических и организационных мероприятий:

– внедрение в систему связи новых способов обмена информацией, допускающих коррекцию режимов работы по командам внешней системы управления;

– увеличение количества каналообразующих технических средств, допускающих непосредственное подключение к сети системы управлений по стыку Ethernet;

– расширение номенклатуры информационно-измерительных средств, включая встроенные средства контроля, позволяющих организовать оперативный сбор информации о состоянии составных частей ИКС и характеристиках радиоканалов.

Литература:

  1. Григорьев, Л. И. Системы искусственного интеллекта [Текст]: учебное пособие / Л. И. Григорьев, О. А. Степанкина. — Москва: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 1998. — 59 с.
  2. Макаров, И. М. Искусственный интеллект и интеллектуальные системы управления [Текст] / И. М. Макаров, В. М. Лохин, С. В. Манько, М. П. Романов. — Москва: Наука, 2006. — 336 с.
  3. ГОСТ РВ 52216–2004. Военная связь. Термины и определения. Москва: Госстандарт России, 2004.
  4. Анишин, М. М. Поддержка принятия решений о выборе рабочих частот для ведения радиосвязи с кораблями в ДКМ диапазоне [Текст] / М. М. Анишин, Д. Е. Зачатейский, М. П. Зубков, С. В. Кривальцевич // Техника радиосвязи. — 2018. — № 1 (36). — С. 34–48.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная система управления, система управления, средство, ИКС, искусственный интеллект, комплекс связи, корабельный комплекс связи, обобщенная структура, поступающая входная информация, программа достижения цели.


Ключевые слова

искусственный интеллект, корабельный комплекс связи, интеллектуальная система управления

Похожие статьи

Интеллектуальная система управления в комплексах связи

В статье рассматриваются проблемы реализации в перспективе единого инфокоммуникационного пространства морского флота при создании интеллектуальной системы управления комплексов связи. Приводится перечень перспективных информационных и телекоммуникаци...

Построение бортовых комплексов управления беспилотным летательным аппаратом стратегического назначения

В статье рассмотрены перспективы производства беспилотных летательных аппаратов ведущими государствами, тенденции развития и проблемные вопросы совершенствования навигационных систем современных беспилотных летательных аппаратов. Приведенная необходи...

Анализ логики работы системы автоматического управления вертолетом и её модернизация

В данной статье проведено теоретическое исследование целесообразности усовершенствования системы автоматического управления вертолетом. Представлен анализ логики работы системы и её модернизации с целью реализации новых функций управления вертолетом.

Современное имитационное оборудование для автоматизированных систем управления

Приведены основные понятия имитационного моделирования. Рассмотрено имитационное оборудование на примере устройства ARP670. Указаны технические характеристики устройства. Рассмотрена схема применение имитационного оборудования ARP670 для взаимодейств...

Современное состояние подходов к синтезу наземных беспилотных транспортных средств и основные проблемы концепции «беспилотный автомобиль»

В статье анализируется современное концепции синтеза беспилотных транспортных средств в Российской Федерации, классификационные проблемы устройств машинного зрения, проблемы и перспективы внедрения беспилотных наземных транспортных средств в зависимо...

Система функций программного обеспечения беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения

В статье приведена система функций управления элементами перспективного беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения и архитектура программного обеспечения, реализующего эту систему.

Применение искусственного интеллекта в радиолокационной разведке

В статье рассматриваются особенности и возможности искусственного интеллекта в радиолокационной разведке.

Требования к системе управления оптико-электронными приборами беспилотных летательных аппаратов: постановка задачи исследования

Сформулирована постановка задачи системного инжиниринга в области проектирования и построения системы управления оптико-электронными приборами воздушных роботов — беспилотных летательных аппаратов. Выявлены основные условия и факторы, подлежащие учёт...

Микроконтроллеры интеллектуальных систем управления

В статье представлен сравнительный анализ микроконтроллеров и программируемых логических интегральных схем с целью оценки потенциальной возможности их использования в интеллектуальных системах управления промышленными объектами.

К вопросу о системах управления беспилотными воздушными судами

В статье приведен краткий анализ состояния систем управления БВС, рассмотрены проблемные вопросы. Выделены тенденции развития систем управления БВС. Сделаны выводы об эффективности применения БВС при соответствующем уровне развития систем управления.

Похожие статьи

Интеллектуальная система управления в комплексах связи

В статье рассматриваются проблемы реализации в перспективе единого инфокоммуникационного пространства морского флота при создании интеллектуальной системы управления комплексов связи. Приводится перечень перспективных информационных и телекоммуникаци...

Построение бортовых комплексов управления беспилотным летательным аппаратом стратегического назначения

В статье рассмотрены перспективы производства беспилотных летательных аппаратов ведущими государствами, тенденции развития и проблемные вопросы совершенствования навигационных систем современных беспилотных летательных аппаратов. Приведенная необходи...

Анализ логики работы системы автоматического управления вертолетом и её модернизация

В данной статье проведено теоретическое исследование целесообразности усовершенствования системы автоматического управления вертолетом. Представлен анализ логики работы системы и её модернизации с целью реализации новых функций управления вертолетом.

Современное имитационное оборудование для автоматизированных систем управления

Приведены основные понятия имитационного моделирования. Рассмотрено имитационное оборудование на примере устройства ARP670. Указаны технические характеристики устройства. Рассмотрена схема применение имитационного оборудования ARP670 для взаимодейств...

Современное состояние подходов к синтезу наземных беспилотных транспортных средств и основные проблемы концепции «беспилотный автомобиль»

В статье анализируется современное концепции синтеза беспилотных транспортных средств в Российской Федерации, классификационные проблемы устройств машинного зрения, проблемы и перспективы внедрения беспилотных наземных транспортных средств в зависимо...

Система функций программного обеспечения беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения

В статье приведена система функций управления элементами перспективного беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения и архитектура программного обеспечения, реализующего эту систему.

Применение искусственного интеллекта в радиолокационной разведке

В статье рассматриваются особенности и возможности искусственного интеллекта в радиолокационной разведке.

Требования к системе управления оптико-электронными приборами беспилотных летательных аппаратов: постановка задачи исследования

Сформулирована постановка задачи системного инжиниринга в области проектирования и построения системы управления оптико-электронными приборами воздушных роботов — беспилотных летательных аппаратов. Выявлены основные условия и факторы, подлежащие учёт...

Микроконтроллеры интеллектуальных систем управления

В статье представлен сравнительный анализ микроконтроллеров и программируемых логических интегральных схем с целью оценки потенциальной возможности их использования в интеллектуальных системах управления промышленными объектами.

К вопросу о системах управления беспилотными воздушными судами

В статье приведен краткий анализ состояния систем управления БВС, рассмотрены проблемные вопросы. Выделены тенденции развития систем управления БВС. Сделаны выводы об эффективности применения БВС при соответствующем уровне развития систем управления.

Задать вопрос