В статье воспитатели акцентируют свое внимание и на вопросах коррекции, и на профилактике отклонений в поведении воспитанников. Безусловно, лучше предотвратить, чем исправлять. Знание возрастных особенностей обучающихся и умение эти знания применять в учебно-воспитательном процессе является самым действенным и доступным способом профилактики.
Ключевые слова: возрастные особенности, профилактика, нарушение, поведение.
Филиал Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище), в котором мы работаем, — это общеобразовательное учебное заведение пансионного типа, целью которого является подготовка несовершеннолетних воспитанников к военно-морской службе. Возраст нахимовцев 4 курса — подростковый, то есть это период пубертатного (полового) созревания. В 13–14 лет половые гормоны воспитанников сказываются на настроении и поведении. В этот период формируется половая ориентация нахимовцев. В условиях заведений пансионного типа особенности пубертатного развития выражены сильнее: однополый коллектив сверстников, фиксированный распорядок жизни, повышенная значимость мужественности [4, с. 11]. Чтобы избежать осложнений в пубертатном развитии нахимовцев, в распорядок дня включены обязательные систематические занятия физической культурой и спортом, многие мероприятия носят активный, подвижный характер [1, с. 58]. Физическая активность снимает физиологическое напряжение и формирует красивую, крепкую, сильную фигуру, о которой мечтает любой воспитанник. В ФНВМУ значительное внимание уделяется развитию духовной культуры, морально-нравственных устоев воспитанников. Нахимовец должен быть и будущим защитником, и грамотным специалистом своего дела, и галантным кавалером, и интересным собеседником. Именно поэтому в нашем училище традиционно проходит Новогодний бал, который проходит с особой пышностью, с участием приглашенных партнерш по танцу.
Для подросткового возраста также характерны резкий рост и качественные изменения в самосознании. В. С. Мухина выделила в структуре самосознания пять компонентов: притязания на признания; имя и физический облик; социальное пространство личности (права и обязанности); половую идентификацию; психологическое время личности. И если один из компонентов не сформирован, то это может привести к появлению трудностей в общении, тревожности, агрессивности. Телесное самовосприятие восьмиклассников начинает выступать как одно из оснований самооценки. В телесном облике проявляются признаки взросления. Спортивная фигура, высокий рост позволяют нахимовцам чувствовать себя увереннее тех, у которых есть проблемы с внешностью. Чтобы снизить эту проблему до минимума, на помощь воспитателям приходят курсовые соревнования, строевая подготовка, кроссы, спортивные секции в системе дополнительного образования. Однако восьмиклассники притязают не только на признание своей внешности, но и факта взросления. Они хотят, чтобы их воспринимали как взрослых. Воспитатели, строгая дисциплина, строевая подготовка, нахимовская форма одежды воспринимаются нахимовцами как реалии взрослой жизни, как необходимая подготовка к профессиональной карьере. Часто воспитанники претендуют на увеличение своих прав и пренебрегают при этом своими обязанностями. В Уставе ФНВМУ перечислены права и обязанности нахимовцев. Эти обязанности понятны и вполне посильны для выполнения: воспитанник обязан беречь имущество училища и охранять его от порчи; совершенствовать физическую подготовку, выполнять правила ношения одежды; соблюдать правила личной гигиены [1, с. 55]. Еще один компонент подросткового самосознания — психологическое время личности. Деятельность восьмиклассника в настоящем определяется тем, как он прогнозирует свое будущее. Если будущее представляется как короткая, линия, если оно мало реалистично, то воспитанники живут сиюминутными событиями, у них может наблюдаться инфантильное отношение к жизни вообще. Для предотвращения таких нежелательных явлений в воспитательный процесс 4 курса включены мероприятия, направленные на развитие временной перспективы жизни (занятия по профориентации, посещение воинских частей, музеев, индивидуальные беседы о жизненных планах), расширяется и круг их интересов нахимовцев (есть хор, танцы, начальная автомобильная подготовка, авиасудомоделирование, журналистика, спортивные секции по армейскому рукопашному бою, гандболу, хоккею, регби, футболу, плаванию, легкой атлетике). Нарушения поведения в подростковом возрасте могут возникать на фоне типичных подростковых реакций, например, реакции группирования, которая позволяет восьмиклассникам найти свое место среди себе подобных, научиться неформально общаться [4, с. 11]. Группа для них становится стабильной предсказуемой территорией, которая обеспечивает им безопасность.
Поступив в ФНВМУ, воспитанник попадает в большую, но незнакомую группу сверстников. В таких случаях наблюдаются процессы, характеризующие групповую динамику: появление лидеров (явных и теневых), образование внутри группы отдельных подгрупп, распределение и смена ролей, сплочение группы, конфликты [5, с. 157]. Эти закономерные процессы развития группы должны регулироваться усилиями педагога-психолога, воспитателей. Условия воспитания нахимовцев содержат в себе определенные трудности, ведь воспитанникам нужно подчиняться своему ровеснику — младшему командиру (старшине класса, командиру отделения), который назначается офицером-воспитателем и начальником курса. Командиры из числа нахимовцев должны подчинять себе своих одноклассников, не имея никаких рычагов управления, кроме собственного авторитета. Здесь есть признаки жестко регламентированной группы: однополый состав, назначенный лидер, относительно фиксированные роли [3, с. 5]. Такие группы часто вступают в конфронтацию с другими группами, конфликтуют за лидерство. Для положительного протекания реакции группообразования в воспитательном процессе ФНВМУ предусмотрено деление роты на 5 взводов по 20 нахимовцев в каждом. Каждый нахимовец — это индивидуальность. Предоставляя ему возможность показать и закрепить свою индивидуальность в группе сверстников, мы тем самым, обеспечиваем его эмоциональную привлекательность в глазах других воспитанников. Многие действия воспитателей направлены на подчеркивание сходства членов группы между собой. Проще всего обеспечить сходство по возрасту и внешнему обличью (все коротко подстрижены, носят одинаковую форму) [24, с. 7]. Но гораздо важнее обеспечить сходство группы во взглядах, ценностях. Этому способствуют не только групповые мероприятия, но и традиции ФНВМУ (спортивные соревнования; музыкально-эстетическое воспитание, курсовые проекты). Данные мероприятия «работают» на сплоченность группы.
Итак, нами рассмотрены лишь отдельные особенности подросткового возраста, мы показали, что учет возрастных особенностей нахимовцев необходим для организации эффективного учебно-воспитательного процесса, что позволит предотвратить те или иные поведенческие нарушения.
Литература:
- Маклаков А. Психология и педагогика. Военная психология. // СПб: Учебник для вузов, 2004. — 176 с., С. 55–58.
- Психология и педагогика военного управления: Учебно-методическое пособие. — М.: Изд. ВВИА им. В. В. Жуковского, 1992. — 53 с., С. 7–9.
- Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации). — М.: Воениздат, 1991. — 95 с., С. 3–5.
- Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие. — М., 2003. — 98 с., С. 11–13.
- Селезнев В., Макаров В. Профилактика неуставных взаимоотношений: Подходы и решения, программа для практиков. Учебно-методическое пособие. — М.: ВПА, 1991. — 243 с., С. 157–158.