Учет возрастных особенностей нахимовцев как условие профилактики нарушений в их поведении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 12.12.2019

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Чаплинская, О. А. Учет возрастных особенностей нахимовцев как условие профилактики нарушений в их поведении / О. А. Чаплинская, С. М. Загороднюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 406-408. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65110/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье воспитатели акцентируют свое внимание и на вопросах коррекции, и на профилактике отклонений в поведении воспитанников. Безусловно, лучше предотвратить, чем исправлять. Знание возрастных особенностей обучающихся и умение эти знания применять в учебно-воспитательном процессе является самым действенным и доступным способом профилактики.

Ключевые слова: возрастные особенности, профилактика, нарушение, поведение.

Филиал Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище), в котором мы работаем, — это общеобразовательное учебное заведение пансионного типа, целью которого является подготовка несовершеннолетних воспитанников к военно-морской службе. Возраст нахимовцев 4 курса — подростковый, то есть это период пубертатного (полового) созревания. В 13–14 лет половые гормоны воспитанников сказываются на настроении и поведении. В этот период формируется половая ориентация нахимовцев. В условиях заведений пансионного типа особенности пубертатного развития выражены сильнее: однополый коллектив сверстников, фиксированный распорядок жизни, повышенная значимость мужественности [4, с. 11]. Чтобы избежать осложнений в пубертатном развитии нахимовцев, в распорядок дня включены обязательные систематические занятия физической культурой и спортом, многие мероприятия носят активный, подвижный характер [1, с. 58]. Физическая активность снимает физиологическое напряжение и формирует красивую, крепкую, сильную фигуру, о которой мечтает любой воспитанник. В ФНВМУ значительное внимание уделяется развитию духовной культуры, морально-нравственных устоев воспитанников. Нахимовец должен быть и будущим защитником, и грамотным специалистом своего дела, и галантным кавалером, и интересным собеседником. Именно поэтому в нашем училище традиционно проходит Новогодний бал, который проходит с особой пышностью, с участием приглашенных партнерш по танцу.

Для подросткового возраста также характерны резкий рост и качественные изменения в самосознании. В. С. Мухина выделила в структуре самосознания пять компонентов: притязания на признания; имя и физический облик; социальное пространство личности (права и обязанности); половую идентификацию; психологическое время личности. И если один из компонентов не сформирован, то это может привести к появлению трудностей в общении, тревожности, агрессивности. Телесное самовосприятие восьмиклассников начинает выступать как одно из оснований самооценки. В телесном облике проявляются признаки взросления. Спортивная фигура, высокий рост позволяют нахимовцам чувствовать себя увереннее тех, у которых есть проблемы с внешностью. Чтобы снизить эту проблему до минимума, на помощь воспитателям приходят курсовые соревнования, строевая подготовка, кроссы, спортивные секции в системе дополнительного образования. Однако восьмиклассники притязают не только на признание своей внешности, но и факта взросления. Они хотят, чтобы их воспринимали как взрослых. Воспитатели, строгая дисциплина, строевая подготовка, нахимовская форма одежды воспринимаются нахимовцами как реалии взрослой жизни, как необходимая подготовка к профессиональной карьере. Часто воспитанники претендуют на увеличение своих прав и пренебрегают при этом своими обязанностями. В Уставе ФНВМУ перечислены права и обязанности нахимовцев. Эти обязанности понятны и вполне посильны для выполнения: воспитанник обязан беречь имущество училища и охранять его от порчи; совершенствовать физическую подготовку, выполнять правила ношения одежды; соблюдать правила личной гигиены [1, с. 55]. Еще один компонент подросткового самосознания — психологическое время личности. Деятельность восьмиклассника в настоящем определяется тем, как он прогнозирует свое будущее. Если будущее представляется как короткая, линия, если оно мало реалистично, то воспитанники живут сиюминутными событиями, у них может наблюдаться инфантильное отношение к жизни вообще. Для предотвращения таких нежелательных явлений в воспитательный процесс 4 курса включены мероприятия, направленные на развитие временной перспективы жизни (занятия по профориентации, посещение воинских частей, музеев, индивидуальные беседы о жизненных планах), расширяется и круг их интересов нахимовцев (есть хор, танцы, начальная автомобильная подготовка, авиасудомоделирование, журналистика, спортивные секции по армейскому рукопашному бою, гандболу, хоккею, регби, футболу, плаванию, легкой атлетике). Нарушения поведения в подростковом возрасте могут возникать на фоне типичных подростковых реакций, например, реакции группирования, которая позволяет восьмиклассникам найти свое место среди себе подобных, научиться неформально общаться [4, с. 11]. Группа для них становится стабильной предсказуемой территорией, которая обеспечивает им безопасность.

Поступив в ФНВМУ, воспитанник попадает в большую, но незнакомую группу сверстников. В таких случаях наблюдаются процессы, характеризующие групповую динамику: появление лидеров (явных и теневых), образование внутри группы отдельных подгрупп, распределение и смена ролей, сплочение группы, конфликты [5, с. 157]. Эти закономерные процессы развития группы должны регулироваться усилиями педагога-психолога, воспитателей. Условия воспитания нахимовцев содержат в себе определенные трудности, ведь воспитанникам нужно подчиняться своему ровеснику — младшему командиру (старшине класса, командиру отделения), который назначается офицером-воспитателем и начальником курса. Командиры из числа нахимовцев должны подчинять себе своих одноклассников, не имея никаких рычагов управления, кроме собственного авторитета. Здесь есть признаки жестко регламентированной группы: однополый состав, назначенный лидер, относительно фиксированные роли [3, с. 5]. Такие группы часто вступают в конфронтацию с другими группами, конфликтуют за лидерство. Для положительного протекания реакции группообразования в воспитательном процессе ФНВМУ предусмотрено деление роты на 5 взводов по 20 нахимовцев в каждом. Каждый нахимовец — это индивидуальность. Предоставляя ему возможность показать и закрепить свою индивидуальность в группе сверстников, мы тем самым, обеспечиваем его эмоциональную привлекательность в глазах других воспитанников. Многие действия воспитателей направлены на подчеркивание сходства членов группы между собой. Проще всего обеспечить сходство по возрасту и внешнему обличью (все коротко подстрижены, носят одинаковую форму) [24, с. 7]. Но гораздо важнее обеспечить сходство группы во взглядах, ценностях. Этому способствуют не только групповые мероприятия, но и традиции ФНВМУ (спортивные соревнования; музыкально-эстетическое воспитание, курсовые проекты). Данные мероприятия «работают» на сплоченность группы.

Итак, нами рассмотрены лишь отдельные особенности подросткового возраста, мы показали, что учет возрастных особенностей нахимовцев необходим для организации эффективного учебно-воспитательного процесса, что позволит предотвратить те или иные поведенческие нарушения.

Литература:

  1. Маклаков А. Психология и педагогика. Военная психология. // СПб: Учебник для вузов, 2004. — 176 с., С. 55–58.
  2. Психология и педагогика военного управления: Учебно-методическое пособие. — М.: Изд. ВВИА им. В. В. Жуковского, 1992. — 53 с., С. 7–9.
  3. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации). — М.: Воениздат, 1991. — 95 с., С. 3–5.
  4. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие. — М., 2003. — 98 с., С. 11–13.
  5. Селезнев В., Макаров В. Профилактика неуставных взаимоотношений: Подходы и решения, программа для практиков. Учебно-методическое пособие. — М.: ВПА, 1991. — 243 с., С. 157–158.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, подростковый возраст, нахимовец, психологическое время личности, строевая подготовка.


Похожие статьи

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.

Педагогическое обеспечение формирования навыков криминальной безопасности у учащихся общеобразовательной школы

Формирование безопасного поведения подростка в условиях криминальных угроз будет эффективно при внедрении инновационных методов в процесс обучения учащихся и — разработке системы внеурочных занятий, посвященных формированию навыков самообороны.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Пути профилактики профессионального выгорания педагогов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних

В статье рассмотрены теоретические аспекты профилактики профессионального выгорания педагогов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Автором представлены варианты организации профилактических мероприятий, делается акцент на важнос...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Профилактика эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации в профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по профилактике эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации.

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Похожие статьи

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.

Педагогическое обеспечение формирования навыков криминальной безопасности у учащихся общеобразовательной школы

Формирование безопасного поведения подростка в условиях криминальных угроз будет эффективно при внедрении инновационных методов в процесс обучения учащихся и — разработке системы внеурочных занятий, посвященных формированию навыков самообороны.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Пути профилактики профессионального выгорания педагогов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних

В статье рассмотрены теоретические аспекты профилактики профессионального выгорания педагогов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Автором представлены варианты организации профилактических мероприятий, делается акцент на важнос...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Профилактика эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации в профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по профилактике эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации.

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Задать вопрос