Электронные больничные как направление модернизации системы социального страхования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 12.12.2019

Статья просмотрена: 165 раз

Библиографическое описание:

Сынбулатова, А. Р. Электронные больничные как направление модернизации системы социального страхования / А. Р. Сынбулатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65132/ (дата обращения: 18.12.2024).



К 2025 году, согласно правительственной программе цифровой экономики, все взаимодействие граждан с государством должно перейти в электронный формат. Это предполагает масштабную цифровую трансформацию министерств и ведомств на всех уровнях.

Одним из первых этот процесс начал Фонд социального страхования.

Как отметил руководитель департамента информационных технологий и защиты информации ФСС Дмитрий Селиванов цифровая трансформация — это процесс, который фонд переживает в рамках реализации программы цифровизации экономики. Процесс автоматизации деятельности фонда он идет давно постоянно и непрерывно, потому что без автоматизации сегодня жить невозможно с учетом множества технологических изменений и той скорости, с которой они появляются.

Фонд социального страхования активно включился в программу цифровой экономики. В целом централизацию всех баз начали в 2012 году, а с 2015 года начали переходить на принцип экстерриториальности при оказании социальных услуг. Это означает, что любую услугу можно получить в электронном виде независимо от того, где человек находится. Раньше это было возможно только по месту прописки, даже в МФЦ вы должны прийти по месту прописки. Сейчас деятельность фонда построена таким образом, что любой человек может прийти в любое его отделение — вся информация о нем будет доступна. Это очень большой плюс, потому что услуги можно получить в шаговой доступности от места проживания. Активно продвигается полный переход в электронный формат.

Цифровая трансформация социального страхования подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя трансформация предполагает наиболее полную доступность для получателя услуг, а именно доступность в цифровом виде, чтобы вся информация об услугах и возможностях социального страхования приходила клиенту проактивно — как СМС от банка о кредите. Если возникает ситуация, связанная с деятельностью фонда, человеку должно прийти push-up уведомление о том, какие услуги он может получить. И запускается механизм автоматического оказания этой услуги.

Внутренняя трансформация предполагает уход от бумажной рутины. Все процессы внутри фонда нужно полностью автоматизировать, перевести в электронный вид. Фонд должен научиться оперировать работой не с документами, а с данными. Должен быть типизирован весь процесс внутреннего документооборота, путем формирования типовых образцов документов, в которые будут вводиться актуальные данные. Таким образом, исчезнет субъективность при формировании документов. При этом необходимо оптимизировать внутреннюю переписку, соблюдать простоту и скорость оформления, что требует соответствующей подготовки сотрудников.

Необходимы принципы создания государственных баз данных. Каждый оператор должен отвечать за их достоверное и актуальное наполнение.

Один из первых шагов — переход на внутренний электронный документооборот с использованием электронных подписей. Уже сейчас вся переписка сотрудников идет внутри нашей системы электронного документооборота, и активно внедряются использование цифровых подписей как внутри фонда, так и в межведомственном электронном документообороте. Сейчас мы можем только принимать документы от других ведомств в цифровом виде, но на днях уже провели тестирование, которое в скором времени позволит всю переписку с госструктурами вести в электронном виде, с использованием цифровых подписей. Это значительно ускорит процесс прохождения документов.

Один из основных электронных сервисов Фонда — «Электронный листок нетрудоспособности».

Электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) — узаконен в России с 1 июля 2017 года. А уже в октябре 2018 Фонд социального страхования (ФСС РФ), отвечающий за оплату больничных листов, сообщил о выдаче юбилейного 3,5-миллионного электронного больничного.

Сейчас листки нетрудоспособности нового поколения выдают более половины всех российских поликлиник и больниц, также к передовому сервису подключены свыше 133 тысяч работодателей, у которых трудится более 42 % работающих граждан.

Форма листка нетрудоспособности остается неизменной с 2011 года. Однако с прошлого года поменялся способ его выдачи — перестали оформлять исключительно на бумажном бланке. С 1 июля 2017 года пациентам больниц и поликлиник начали выдавать электронные больничные листы. Это новшество в порядке эксперимента вначале осваивали единичные регионы, среди которых была Москва. Пилотный проект признали успешным, и теперь электронные больничные можно оформить в десятках регионов. Лишь недостаточная материальная и техническая база медицинских учреждений мешает нововведению стать повсеместным. Вводя электронный больничный лист, законодатели преследовали три основных цели: упростить взаимодействие между медицинской организацией, работодателем, заболевшим работником и ФСС; снизить бумажный документооборот; увеличить контроль подлинности листков нетрудоспособности.

Нужно учитывать три необходимых условия для продвижения процесса оформления электронных больничных. Первое, это официальная регистрация работодателя на сайте фонда с открытием личного кабинета. Второе, подключение медицинского учреждения к информационной системе по выдаче электронных листков нетрудоспособности. И третье условие, наличие письменного согласия пациента о выдаче электронного документа.

С одной стороны, сокращение бумажной работы и высокая степень достоверности ЭЛН являются его неоспоримыми преимуществами перед бумажными аналогами. Вместе с тем существуют и определенные сложности и недостатки при цифровизации рассматриваемого документооборота.

Самое основное — это, конечно же, дополнительные денежные инвестиции (приобретение компьютеров, программного обеспечения, обучение сотрудников и т. д.).

Также необходимость соответствующей высокой технической грамотности, специальных знаний сотрудников всех участников процесса цифровизации.

Электронный больничный — это лист нетрудоспособности с классическими полями, который является полным аналогом бумажного варианта и заполняется в специальной компьютерной программе. Такой лист введен федеральным законом, который вступил в силу с 1 июля 2017 года. Электронный вариант листа нетрудоспособности регулируется Федеральным законом № 86-ФЗ от 1 мая 2017 года, согласно которому с 1 июля он стал выдаваться повсеместно в поликлиниках и больницах. Но при этом важно отметить, что данный лист выдается с согласия работника, поэтому при желании можно и дальше получать бумажные варианты больничных. Важно отметить, что закон был принят после успешного пилотного проекта, который реализовывался с 2015 по 2016 года. Участие в проекте приняли Тамбовская, Астраханская, Белгородская и Самарская области, а также Хабаровский край, Татарстан и Крым. Суть эксперимента заключалась в том, что специалисты заполняли сразу два вида больничных — бумажные и электронные. В итоге однозначно было определено, что цифровая версия намного удобней, поэтому может вводиться по всей стране. Бумажный вид листков нетрудоспособности невозможно сразу же вывести из оборота, так как техническое оснащение некоторых регионов.

Как уже отмечалось выше, электронная карта является полным прототипом бумажной версии, поэтому заполняется прежним образом.

Таким образом, электронный листок нетрудоспособности позволяет создать «прозрачную» систему обязательного социального страхования, полностью исключает представление застрахованными лицами поддельных листков нетрудоспособности. У работодателей нет необходимости обеспечивать сохранность бумажных листков нетрудоспособности — вся информация с момента «открытия» электронного листка нетрудоспособности хранится в системе Фонда и может запрашиваться страхователем неоднократно, соответственно у страхователей отсутствует необходимость предоставления огромных объемов документов при проведении Фондом проверок.

Литература:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 / система «Консультант Плюс».
  2. Вестник Государственного социального страхования.- 2013.- № 1.
  3. Вестник Государственного социального страхования.- 2018.- № 10.
  4. Вестник Государственного социального страхования.- 2018.- № 3.
  5. Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации, www.fss.ru.
  6. «Комсомольская правда» 04.12.2018 г.
  7. «Российская газета» 17.12.2018 г.
  8. «Главная книга» 21.11.2019 г.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное страхование, электронный листок нетрудоспособности, электронный вид, деятельность фонда, место прописки, Фонд, цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровой вид, электронный формат.


Задать вопрос