Гражданско-правовая ответственность турагентств и туроператоров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 12.12.2019

Статья просмотрена: 559 раз

Библиографическое описание:

Федотов, И. А. Гражданско-правовая ответственность турагентств и туроператоров / И. А. Федотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 578-579. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65134/ (дата обращения: 15.11.2024).



В течении последних десятилетий сфера туризма обширно развивается. И сегодня она является одной наиболее развитых сфер общества. Этому способствует развитие экономики и рост качества жизни населения. Путешествия можно отнести к социальным потребностям человека, которые занимают 3 нишу в пирамиде Абрахама Маслоу.

Туризм или туристские поездки — выезды (путешествия) посетителей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок менее года с любой главной целью, кроме трудоустройства.

С древнейших времён множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями.

Человека, совершающего такое путешествие, называют туристом, путешественником или посетителем. Сферы экономики, которые охватывают коммерческую деятельность организаций, в основном связанных с туризмом, относят к отраслям туризма, например, бюро путешествий и др. услуги бронирования. В Российской федерации представлено большое количество туроператоров, которые представляют широкий спектр туристических услуг, от свадебных путешествий до туристических походов по Алтаю.

В настоящее время на рынке услуг действуют два субъекта, предлагающие туристский продукт. Ими являются туроператор и турагентство — турфирмы. Туроператором может быть только юридическое лицо, которое занимается формированием, продвижением и реализацией туристского продукта, в то время как турагентом может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. (Ст.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации)"

В связи с тем, что туроператор и турагент могут выполнять различные функции, возникает вопрос об определении ответственности каждого из них перед туристом. Гражданско-правовая ответственность турагента перед туристом ставится в зависимость от того какой договор заключен между турагентом и туроператором.

Далеко не все представленные на рынке туроператоры и турагенты отличаются стабильностью и гарантией качества предоставляемых услуг. Практически каждый год банкротятся и закрываются некоторые туроператоры и турагенты. В связи с этим возникают вопросы о качестве оказания услуг, которые зачастую появляются в средствах массовой информации. Одной из причин этого является недостаточное урегулирования рынка туристических услуг со стороны существующего законодательства.

Если между последними заключен договор комиссии или агентирования и турагент выступает от своего имени, но за счет туроператора, то в этом случае он предстает перед туристом в качестве стороны сделки и несет бремя обязательств и ответственности. Несмотря на то, что непосредственная организация тура (формирование услуг размещения, питания и развлечения в единый тур) принадлежит туроператору, вопросы к качеству и срокам предоставления тура должны предъявляться к турагенту.

Ответственность туроператора, а также другие предприятия предоставляющие туристические услуги обязаны предоставить качественный туристический продукт.

Во многих случаях к договору на туристическое оказание услуг применяют правило договора купли-продажи (ДКП).

Но это является некорректным, потому что предметом договора является туристический продукт, в который входят признаки туристических услуг, которые являются не овеществленным результатом от произведенных ими действий.

В гражданском правовом законодательстве, не предусмотрена торговля имущественными правами на услуги и/или торговля услугами. Следовательно, социальные отношения сторон должны регулироваться правилами о возмездном оказании услуг. В соответствии с п. 21 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (Правила), претензии к качеству путешествия предъявляются к исполнителю в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий. Предъявление претензии является необходимым условием перед обращением за судебной защитой прав.

Пункт 22 Правил закрепляет, что исполнитель туристской услуги несет перед туристом ответственность:

– за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации,

– за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта,

– за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта;

– за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,

– за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта.

В случае непредставления потребителю информации о туристском продукте, в момент заключения договора, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения указанного договора, а если данный договор заключен — в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения других убытков, За нарушение сроков исполнения договора турист вправе просить у исполнителя услуги назначить новый срок; договориться о выполнении туристической услуги с третьими лицами, а возмещение расходов на оплату их услуг потребовать от исполнителя, которая просрочила договор; потребовать уменьшения цены путевки; отказаться ехать в путешествие.

При этом необходимо помнить, что если исполнитель удовлетворил требование туриста и отправил его в путешествие повторно либо в другой срок, он обязан уплатить неустойку за нарушение срока оказания услуг. Размер неустойки определяется Гражданским кодексом РФ либо договором. Ответственность исполнителя туристской услуги может быть снята только в том случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение ею своих обязательств было вызвано непреодолимой силой или другими обстоятельствами, предусмотренными в законе. Доказывать их наличие — обязанность исполнителя услуги.

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время гражданам предоставлена широкая возможность защиты их прав. Необходимо лишь знать и правильно применить эти возможности в отношении турфирм, недобросовестно оказывающих туристские услуги.

Основные термины (генерируются автоматически): туристский продукт, Российская Федерация, реализация, туроператор, Правило оказания услуг, причинение вреда жизни, путешествие, турист, туристская услуга, юридическое лицо.


Задать вопрос