В настоящей научной работе ведётся анализ экономической деятельности хозяйствующих субъектов, — малых и средних предпринимательств, — в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях современного рынка услуг. При составлении исследования упомянуты как особенности географическо-экономического устройства региона, так и рассматриваемой сферы хозяйствования относительно самого региона и в целом. Помимо статистики, описаны некоторые достижения, связанные с ЖКХ на территориальном образовании.
Ключевые слова: жилищно-коммунальная сфера, МСП, показатели, реструктуризация.
В сфере ЖКХ, исторически занимающей существенную долю внимания человека и удовлетворяющей его экзистенциальную (в случае жилых строений) и социально-трудовую (в случае общественно-производственных строений) потребность в комфортном, обустроенном, гигиеничном, безопасном месте обитания, востребованы прогрессивные экономические решения. С проблематикой внедрения, по мнению экспертов, способно справиться действующее в качестве актора более гибкое малое и среднее предпринимательство, принимающее на себя роль одновременно разработчика путей выполнения и непосредственно исполнителя в контексте принципал-акторских отношений. [1, с. 70–71] Сегодня жилищно-коммунальные услуги, а также смежные с ними организационно-административные услуги по обеспечению координирования и контроля жилых фондов, имущества домохозяйств в ряде стран предоставляются широким кругом компаний и форм их объединения.
Иностранная практика показывает, что выполнение конструкционных и технических работ, заведование юридическими вопросами предоставления жилья и уход за жилыми постройками и территориями зачастую претворяются за счёт взаимного сотрудничества государства и предпринимательства с преобладанием последнего субъекта. В отдельных странах (Великобритания, Германия, Франция) принимаются специфические меры по жизнеобеспечению муниципалитетов. Например, договоров концессий, заключаемые с целью попеременной передачи ответственности между унитарными и частными компаниями за последовательные этапы операций в ЖК сфере: строительства (build), управления (operate), владения (own), передачи (transfer). Или чёткая и разветвлённая правовая система, устанавливаемая на подуровнях от конфедераций до муниципалитетов, либерализирующие порядок ведения предпринимательской деятельности, способствующие росту здоровой конкуренции и качества услуг. [2, c. 49–59]
Важно отметить, что ведение экономической деятельности в сфере ЖКХ начинающему предпринимательству усложняется по ряду причин, связанных со спецификой самой сферы и объекта ведения хозяйствования (услуги).
В качестве особенностей сферы ЖКХ рассматривают:
1) Территориальная обособленность или распространение услуг в пределах определённых административно-территориальных образований
2) Слабые возможности в расширении сферы влияния;
3) Крайняя зависимость стратегического планирования от локальных макроэкономических показателей (местный уровень дохода населения, направленность инфраструктуры, обеспеченность фондов соответствующего уровня, ресурсная конъюнктура и удобство их использования и др.). [2, с. 31–34]
Сами жилищно-коммунальные услуги, подразделяющихся на жилищные по содержанию и управлению жилым/нежилым имуществом (постройки, помещения, дворы и т. д.) и коммунальные по передаче жизненно важных ресурсов (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение), также уникальны по собственной сущности.
Для жилищных услуг характерны:
1) Трудность подбора исполняющего лица/органа;
2) Масштабность и ресурсозатратность работ;
3) Определение качества исключительно нормативной документацией, что усложняет контроль со стороны потребителя. [1, с. 71–73]
Из свойств коммунальных услуг выделяют::
1) Неотделимость процесса исполнения услуги (поставки) от процесса потребления;
2) Высокая сложность внедрения, ухода и модернизации инженерных сетей, использующихся для обеспечения ЖКУ;
3) Невозможность компенсирования в объёмном показателе; [1, с. 71–73]
4) Ограниченный список предписанных качественных параметров (техничности, долговечности и др.), сужающий ассортиментный состав услуг. [3, с. 42–44]
На основании перечисленных критериев вытекает вывод, что для МСП вхождение в такую комплексную отрасль, невзирая на другие проблемы развития рыночной экономики России — проблематично. Cтатистика подтверждает, что доля российского малого-среднего бизнеса относительно общего числа фирм в отраслях, связанных с ЖКХ (строительство, обслуживание домового и придомового имущества, ресурсоснабжение, утилизация отходов и т. д.), разительно ниже, по сравнению с остальными отраслями [4]:
Рис. 1 Диаграммы долей МСП в Российской экономике по отраслям от общего числа хоз. субъектов на сер. 2019 г.
Аналогично по последним данным перечня отраслей, в которых отечественные фирмы малого-среднего предпринимательства продолжают функционировать в течение среднесрочного периода (до 3 лет), прослеживается в большей или меньшей степени отставание ЖК предприятий среди других направленностей [4]:
Рис. 2 График «выживаемости» МСП по отраслям на период с 2016-сер.2019 гг.
Для Дальневосточного округа как территории, включающей до 19 территории опережающего развития (ТОР, [5]), крайне важно повышение уровня жизни проживающего населения и создания комфортной предпринимательской среды. Сфера ЖКХ, оставаясь одной из ключевых в вопросе развития ДФО, ответственна за оба критерия. Параллельно государственные программы нацелены на привлечение инвестиций в частный капитал. Увеличение числа МСП должно оздоровить дефицитные отрасли, к которым относится жилищно-коммунальное хозяйство, соответственно. Однако в ходе ведения реформационной политики на Дальнем Востоке по обоим направлениям имеют место следующие препятствия:
– Большие бюджетные расходы на традиционно передовые направления экономики региона, не относящиеся к ЖКХ: добывающая, рыболовецкая, лесная промышленность, металлургия и др. [5]
– Недостаточное количество земельных участков, пригодных для строительства жилых зданий ввиду преимущественно гористых, субарктических и умеренно-континентальных природно-климатических условий;
– Сохранение финансово затратных способов получения электроэнергии от изношенных морально дизельных или газовых установок;
– Неоправданные тарифные показатели;
– Низкая инвестиционная привлекательность особенно среди малых городов округа; [6]
Из положительных показателей, пожалуй, справедливо отметить:
– Высокий показатель кратко- и среднесрочного сохранения ведения деятельности МСП в регионах ДФО из списка субъектов РФ [3,7]:
Таблица 1
Доля функционировавших МСП по окончании периода от общего числа зарегистрированных МСП на начало периода
Субъект РФ |
Москва |
Чукотский АО |
Санкт-Петербург |
Мос. область |
Камчатски край |
Лен. область |
Сахалинская обл. |
Доля МСП, кон. 2017 — кон. 2018 гг. |
97,3 % |
96,6 % |
95,8 % |
93,9 % |
93,7 % |
93,4 % |
93,1 % |
Субъект РФ |
Камч. край |
Москва и Мос. обл |
СПб и Лен. обл |
Чукотский АО |
Приморский край |
Сахалинская область |
Хабаровский край |
Доля МСП, 2016 — сер. 2019 гг. |
78,9 % |
78,4 % |
77,5 % |
75,9 % |
75,4 % |
74,6 % |
74,0 % |
– Относительно общей численности населения ДФО удовлетворительные показатели наименьшего числа жителей на единицу предприятия МСП, коррелирующие с показателями отечественных центров, что отражает активность местной агломерации в ведении частного хозяйствования [7]:
Таблица 2
Число жителей на каждое МСП по субъектам РФ, на 01.01.2018
Субъект РФ |
СПб |
Москва |
Калин. обл. |
Магад. обл. |
Камч. край |
Сахал. обл. |
Приморский край |
Жит. на МСП. |
14,8 |
16 |
17,1 |
20,2 |
20,3 |
20,9 |
21,5 |
Для осуществления преобразований за основу эффективного решения, как вариант, целесообразно применить принцип реструктуризации. Реструктуризация — многосложный термин, трактующийся специалистами по-разному, потому достаточно ограничится определением «обновление функциональных связей системы через преобразование внутреннего управленческого аппарата и методологий разработки решений по стратегии развития». Актуальность данного подхода для случая с жилищно-коммунальной сферой, — в особенности в Дальневосточном округе, — подтверждается его важным свойством: ориентирование не на универсальность, но на тщательный подбор реформационных решений на средне- и долгосрочные периоды в зависимости от конкретных условий рассматриваемой территории. [2, с. 21–25]
Обоснованно в рамках отечественной реструктуризации проводить собрания экономических специалистов и деятелей для разработки стратегий и экономического планирования и кооперироваться с экономиками других стран. В пределах регионального и муниципального уровней ДФО нередко проводятся заседания и форумы, целью которых является нахождение и утверждение планов по реформированию экономической сферы региона, когда как на встречах с иностранными партнёрами из пограничных стран: Китая, Кореи, США, Японии, — и более удалённых (Индии, стран Евросоюза) обсуждаются и реализуются проекты, позволяющие развить инфраструктурный состав региона, что, конечно же, оказывает влияние на развитие сферы ЖКХ. Примером таких кампаний является крупнейшее экономическое мероприятия ДФО, — Дальневосточной экономический форума. По окончании последнего форума в 2019 г. были согласованы реформы в сфере ЖКХ и секторе МСП:
– Предложение Министерства строительства об освобождении ресурсоснабжающих организации (РСО) от уплаты налога на добавочную стоимость;
– Внедрение цифровых систем в регион как продолжения нацпроекта «Умный город» для вывода на новый уровень планирования, прогнозирования и потребления ресурсов;
– Стимулирование муниципалитетов и частного бизнеса за счёт повышенного применения заёмного капитала;
– Инвестиционные проекты с представителями из Китая, Японии и ОАЭ. [6]
В отдельности реструктуризационные процессы обязаны сопровождаться включением инноваций, их приспосабливанием для нужд производства. Российский рынок, в особенности рынок ДФО, оставаясь на сегодняшний день преимущественно импортёром «ноу-хау», отличается повышенным ассимиляцией технологических новшеств, что, безусловно, положительно для укрепления международного сотрудничества и усиления производственных мощностей в рамках национальной экономики. Например, недавнее соглашение с исландскими партнёрами о предоставлении технологии по преобразованию энергии многочисленных геотермальных источников Камчатки в электроэнергию для снабжения производственных сооружений. [8]
Таким образом, из представленного анализа следует, что дальнейшее развитие МСП в дальневосточном секторе ЖКХ — вопрос правильного подхода государства. Взаимное реформирование обеих отраслей возможно при следующих условиях:
– Переориентирование на активное взаимодействие институтов предпринимательства и государства при снижении монополизации при производстве ЖКУ;
– Повышение численности новых предпринимательств в жилищно-коммунальной сфере за счёт скорректированной финансовой программы и улучшенной правовой системы;
– Открытость отечественной экономики международному опыту и достижениям, рост иностранных инвестиций.
Литература:
- Дятел Е.П: Подылина Э. Ф., Голомолзина Н. В., Силин Я. П. Экономическая природа жилищно-коммунальных услуг // JOURNAL OF NEW ECONOMY (бывш. «Известия Уральского государственного экономического университета»). — 2011. — № 2 (34). — С. 67–76.
2. Иванов А. Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 200 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82460.html.
3. Кожин В. А., Гонии В.Н, Бородай В. А... Экономика предприятия (организации). — Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука, 2018. — 498 с. — Режим доступа: http://scipro.ru/conf/enterpriseeconomy.pdf. —
4. Малый бизнес России Малое предпринимательство // TAdviser. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Малый_бизнес_России (дата обращения: 05.12.2019).
5. О Дальнем Востоке // Кооперация развития Дальнего Востока. URL: https://erdc.ru/about-far-east/ (дата обращения: 09.12.2019).
6. ЖКХ и городская среда. Эффективные инвестиции // Восточный экономический форум. Росконгресс. URL: https://forumvostok.ru/programme/?day=04.09.2019 (дата обращения: 04.09.2019).
7. Свадьбы чаще, а стоматологи дольше. Бизнес России в цифрах — в исследовании Inc. // Inc. Russia. URL: https://incrussia.ru/understand/svadby-chashhe-a-stomatologi-dolshe-biznes-rossii-v-tsifrah-v-issledovanii-inc/ (дата обращения: 27.12.2018).
8. На Камчатку привлекут исландские геотермальные технологии // Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. URL: https://investvostok.ru/news/2283/ (дата обращения: 15.07.2019).