Актуальность
Фигурное катание в России всегда занимало особое место среди его зрителей. Однако на сегодняшний день у всего мира на слуху такие юные российские фигуристки как Александра Трусова, Алена Косторная, Камила Валиева и другие. Они перевернули данный вид спорта с ног на голову своими рекордами и элементами, которые могут выполнить лишь единицы. Так, Александра Трусова, выполнила два четверных тулупа за одну программу, которые на сегодняшний день не прыгают даже фигуристы мужчины.
Зимние олимпийские игры в Южной Корее запомнились всему миру благодаря выступлениям Загитовой и Медведевой, которые не дали возможности остальным фигуристам, составляя конкуренцию лишь друг для друга. Их борьба за высшие баллы в итоге принесли сборной России золотую и серебряную медали.
Однако фигурному катанию как виду спорта в современном понимании понабилось сто лет, чтобы разработать все обязательные фигуры и основные технические приемы их исполнения.
Исторические данные
Зарождение фигурного катания как профессионального вида спорта относят с событием, по историческим данным, произошедшим в Голландии в XII-XVI веке, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости.
Первоначально фигурное катание представляло собой соревнование по мастерству вычерчивать лезвием коньков на льду различные узоры, сохраняя при этом красивую позу.
Переворот в фигурном катании был совершен Джексоном Гейнцем в 1864 году — американским фигуристом, благодаря которому и сформирована современная форма искусства катания на коньках [1].
Именно им был впервые открыт важный принцип в области техники катания, который гласит, что ход зависит не только от инерции после толчка. При каждом повороте корпуса, связанного со сгибанием и разгибанием в колене опорной ноги, возможно новое поступательное движение.
Однако самым неоценимым вкладом была заслуга Гейнца в его гармоничном отношении к фигурному катанию. Эстетическая сторона не должна быть пассивной с чисто спортивно-технической стороны. Точность и быстрота должна гармонировать с красотой и естественностью.
Современные фигуристы взяли эти принципы за канон и усовершенствовали, усложнили его подачу.
Основными элементами фигурного катания являются многооборотные прыжки. Однако для того, чтобы отточить технику выполнения требуются подходы моделирования многоуровневыми антропоморфными механизмами, проводится параметрический анализ, моделирование динамики движений дифференциальными уравнениями.
Нагрузки на организм при фигурном катании
Во время выполнения технических элементов фигуристы испытывают нагрузки соизмеримые с нагрузками космонавтов в космосе.
Так, в тройном прыжке, спортсмен испытывает перегрузку в десять раз превышающую вес его собственного тела [3].
В процессе занятий фигурным катанием особое и тщательное внимание уделяется на развитие вестибулятного аппарата [4]. Он влияет на изменение направления и скорости локомоций, положений тела и большой удельный вес вращательных движений. Так, у начинающих фигуристов при недостаточной устойчивости вестибулярного аппарата наблюдается расстройство координации рук и ног, а при вестибулярных раздражениях нарушаются локомоции.
В регуляции точности движений и напряженных усилий фигуристов участвует информация особых рецепторов двигательной сенсорной системы — приорецепторов. Так, при выполнении вращательных движений велика роль проприорецепторов шейных мышц, которые включаются в работу при повороте головы вместе с туловищем. При неправильных движениях головой изменяется пульсация данных рецепторов, которая нарушает структуру движений и приводит к понижению качества исполнения упражнений.
Ниже будут представлены нагрузки, которые испытывают фигуристы на льду во время выступлений:
1) При приземлении на лед колени и голеностоп спортсмена испытывают колоссальную нагрузку в пятьсот кг;
2) Непосредственно перед прыжком спортсмен разгоняется до 7 метров в секунду;
3) Во время парного фигурного катания, когда фигурист держит на руках партнершу, на его спину и позвоночник переносится нагрузка до 800 кг, что соизмеримо с весом взрослого бурого медведя;
4) При совершении элемента «четверной тулуп» фигурист совершает 5 оборотов в секунду. Стиральная машина, например, во время режима «отжим» делает 6 оборотов в секунду, что сопровождается сильными толчками машины;
5) Во время сложных фигур пульс спортсмена может достигать 200 ударов в минуту, когда нормальное сердцебиение здорового взрослого человека — 60–80 ударов в минуту.
С такими нагрузками нередки и случаи тяжелых травм фигуристов, полученных прямо во время выступления [2].
В 1996 году во время тренировки перед континентальным чемпионатом в Риге фигуристка Елена Бережная получила травму во время вращения. Ее партнер ударил своим коньком фигуристку в височную часть головы, в результате которой был проломлен череп, осколки кости задели мозг, и была парализована половина лица.
Татьяна Тотьмянина в 2004 году во время Гран-При Skate America парного фигурного катания на середине выступления в момент поддержки партнера на одной руке упала на лед с огромной высоты и потеряла сознание.
Алексей Ягудин в течение нескольких лет занимался фигурным катанием, превозмогая боль. Его бедренная кость впилась в сустав и разрушилась. Позже благодаря операции ее сменили на металлический имплант.
Заключение
Таким образом, фигурное катание на коньках не только красивый и завораживающий вид спорта, но и требующий нечеловеческих усилий, нередко заканчивающихся травмами.
Оттого, что работа идет все время в одну сторону, искривление позвоночника как следствие, естественная болезнь у фигуристов.
Литература:
- https://www.kazan.kp.ru/daily/26197/3084455/
- https://studfiles.net/preview/2416661/page:2/
- Виноградова В. И. Основы биомеханики прыжков в фигурном катании на коньках — М: «Советский спорт», 2013 г. — 216 с.
- Мишина А. Н. Фигурное катание на коньках — М.: «Физкультура и спорт», 1985. — 271 с.