Защита деловой репутации участников предпринимательских отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 14.12.2019

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Гасанова, Д. М. Защита деловой репутации участников предпринимательских отношений / Д. М. Гасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 493-495. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65150/ (дата обращения: 15.11.2024).



Вданной статье анализируется понятие деловой репутации. Автор представляет различные трактовки данного понятия, также раскрывается сущность деловой репутации участников предпринимательских отношений.

Ключевые слова. деловая репутация, защита чести, предпринимательская деятельность, Интернет, товарный знак.

В современных условиях руководство Российской Федерации придает большое значение и уделяет огромное внимание развитию бизнеса в нашей стране. В связи с этим возникает проблема создания благоприятной бизнес-среды как для отечественных, так и для зарубежных бизнес-структур. В особенности это касается их деловой репутации, защиты чести и достоинства бизнесменов, когда в условиях жесткой конкуренции некоторые недобросовестные участники, действующие на отечественном и мировом рынке, пытаются подрывать деловую репутацию своих конкурентов. При этом не брезгуют самыми незаконными способами конкурентной борьбы, подключая дискредитации своих партнеров, представителей коррумпированных чиновников и правоохранителей. Актуальность этой проблемы связана также с тем, что в условиях действующих против нашей страны западных санкций часть бизнесменов свернули деятельность в нашей стране либо значительно её сократили, поэтому в свете вышеизложенного становится необходимой защита интересов тех предпринимателей, которые несмотря на санкции, продолжают работать в нашей стране или готовы сотрудничать с нашим государством или бизнесом. И для них защита деловой репутации становится особенно актуальной.

Деловая репутация представляет собой оценку юридического лица со стороны его партнеров контрагентов, потребителей; это представление бизнесменов о юридическом лице, которая благоприятствует бизнес-деятельности этого юридического лица и в значительной степени учитывается в условиях хозяйственной деятельности. Деловая репутация может рассматриваться как составляющая нематериальных активов юридического лица и может оцениваться как качественными, так и количественными показателями, которые получает данное юридическое лицо.

Таким образом, деловая репутация может рассматриваться как достаточно ценный актив, авуар в бизнес-деятельности, который остро нуждается в правовой защите в условиях конкуренции, характерной для рыночной экономики не только наднациональным, но и на мировом рынке.

При характеристике деловой репутации мы обращаем внимание, в первую очередь, на качество выполненных работ, профессионализм и умение добросовестно исполнять взятые на себя обязательства, репутация основных участников бизнес-деятельности, участие в социально-благотворительных программах.

На формирование деловой репутации в современном обществе влияет не только профессионализм и качество производимой продукции, но и ряд новых факторов. Например, в последнее время стали актуальны разговоры об ответственности предпринимателей за сохранность окружающей среды и их вклад в экологически чистую продукцию, борьбу с загрязнением окружающей среды, создание безотходного производства. Еще одним важным фактором является использование СМИ. СМИ могут не только показывать позитивные и негативные факторы деловой репутации, но и дискредитировать компании и конкретных бизнесменов с помощью заведомо ложной, неполной, однобоко-поданной информации о деятельности фирмы, а также подачи заведомой дезинформации. Деловая репутация должна основываться на достоверных, объективных и доказуемых фактах, которые нельзя трактовать в негативном ключе.

В глазах разных людей один и тот же бизнес и его владелец могут носить положительный и отрицательный характер. Это зависит от классового положения человека, его материальной обеспеченности, политических приоритетов, навязанных обществом и СМИ стереотипов и других факторов.

Право на деловую репутацию юридического лица возникает в момент государственной регистрации.

В случае, если будет выявлено нарушение права юридического лица на деловую репутацию со стороны третьих лиц, то юридическое лицо вправе получить защиту своего нарушенного права на деловую репутацию.

Как мне представляется, право на защиту деловой репутации неразрывно связано с такими конституционными правами как право на защиту чести и достоинства. Очевидно, что нарушив конституционное право на деловую репутацию юридического лица, третьи лица неизбежно дискредитируют его самого как физическое лицо, нанося ущерб его чести и достоинству.

Правовая природа деловой репутации достаточно спорна. С одной стороны, деловая репутация юридического лица является нематериальным благом. С другой стороны, деловая репутация имеет вполне конкретное экономическое содержание, так как в случае нанесения ущерба деловой репутации юридического лица падают продажи его товаров и услуг, и он несет вполне ощутимый и конкретный материальный ущерб. Таким образом, нематериальное благо приводит в случае своего нарушения к существенным экономическим потерям фирмы.

Важным фактором выражения деловой репутации является информация о деятельности компании, результаты интеллектуальной деятельности данного юридического лица либо использование определённых средств индивидуализации.

Деловая репутация юридического лица достаточно часто связана с тем товарным знаком, которое он использует. В мировой судебной практике огромное количество примеров судебных разбирательств, связанных с подделкой товарного знака, которая в свою очередь может привести к серьезному подрыву деловой репутации компании товарный знак, которой был подделан.

В то же время в современных условиях деловая репутация как индивидуализирующий информационный образ вполне в состоянии существовать отдельно от того субъекта, который несёт такую деловую репутацию.

Таким образом, право на защиту деловой репутации участников предпринимательской деятельности образуется исключительно у законных носителей такого права. Когда в средствах массовой информации, Интернете, печатаных изданиях распространяются заведомо ложные сведения, содержащие клевету или несоответствующие действительности, то участники предпринимательских отношений получают большое количество правовых средств защиты своей деловой репутации в информационном пространстве и способны осуществлять эту защиту даже в случае реорганизации и банкротства юридического лица — носителя деловой репутации.

Мне предоставляется достаточно важным и актуальным в современных условиях развития постиндустриального общества уделить внимание такому средству массовой информации как Интернет, так как опорочить деловую репутацию и физического, и юридического лица в социальных сетях достаточно просто и можно сделать в кратчайший срок. В тоже время вычислить того, кто выпустил порочащую участника предпринимательских отношений информацию и найти заказчика этой информации достаточно сложно. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как Государственная Дума и Правительство РФ пытаются путем принятия достаточно спорных законов и постановлений регулировать деятельность Интернета хотя бы на территории России. Аналогичные действия предпринимаются и правящими кругами других стран. В наиболее жесткой форме это делают в Китайской Народной Республике и Корейской Народной Демократической Республике.

Способы и средства защиты деловой репутации в Интернете сегодня значительно отстают от возможностей правонарушителей и хакеров с действующих в различных соцсетях и других Интернет-ресурсах. Судебные органы могут требовать удаления из Интернета порочащей деловую репутацию сведений и информаций; опровержения в Интернете порочащих деловую репутацию сведений. В последнее время государственные органы РФ стремятся закрывать некоторые Интернет-ресурсы и социальные сети, если они отказываются блокировать вредоносные, особенно для деловой репутации юридических лиц и государства сведений и информации. Кроме того, иск о защите чести, достоинства и деловой репутации может быть выдвинут и в отношении владельца сайта в Интернете.

На сегодняшний момент особую охрану требует защита участников предпринимательской деятельности в сфере Интернета, так как возможности опровержения ложной информации, которая молниеносно распространяется через Интернет, недостаточно велики и продолжают совершенствоваться.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 05.04.1995, № 67.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 1-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  4. «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 10, 2016.
  5. Бычков А. Защита от диффамации // Новая бухгалтерия 2016, № 6, С.124–131.
  6. Малеина М. Н. Право государства (публичного образования) на репутацию // Государство и право 2013, № 5, С. 100–104.
  7. Защита деловой репутации юридического лица // [Электронный ресурс] URL: https://www.jurk.by/izdaniya/ya-spok/zashchita-delovoi-reputatsii-yuridichesk_0000000 (дата обращения: 04.12.2019).
  8. Деловая репутация: понятие и значение // [Электронный ресурс] URL: https://www.syl.ru/article/380687/delovaya-reputatsiya-ponyatie-znachenie-otlichie-ot-imidja-vliyanie-na-vedenie-biznesa (дата обращения: 04.12.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): деловая репутация, юридическое лицо, защита чести, предпринимательская деятельность, товарный знак, деловая репутация сведений, деловая репутация участников, массовая информация, мировой рынок, окружающая среда.


Похожие статьи

Некоторые аспекты возникновения института деловой репутации в праве России

В данной статье автор раскрывает историко-правовые предпосылки возникновения и развития института «деловая репутация».

Особенности защиты деловой репутации

В статье исследованы общие и специальные способы гражданско-правовой защиты права на неприкосновенность деловой репутации. Проанализировано состояние действующего гражданского законодательства относительно защиты неимущественных прав.

Понятие чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве

Статья посвящена проблемам толкования таких категорий, как честь, достоинство и деловая репутация и их разграничения между собой. Приводятся основные точки зрения по рассматриваемому вопросу. Выражено мнение автора по определению и разграничению анал...

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные знаки в мировой экономике

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме контрафакта и поддельных товаров. Особое внимание уделено роли товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях. В статье выяснены особенности обес...

Деловая репутация юридического лица

Статья посвящена проблемным вопросам защиты деловой репутации юридических лиц, анализируется понятие морального вреда, его соотношение с категориями нематериальный вред, неимущественный вред, способы защиты деловой репутации.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

В статье дается характеристика объема правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Проводится анализ специфики зарегистрированных товарных знаков во взаимоотношении с различными правовыми концепциями и судебной практики.

Интеллектуальная собственность, правовая защита полезной модели

В статье рассмотрена правовая международная основа защиты интеллектуальной собственности. Изучены существующие особенности защиты полезной модели, действующие в ряде стран. Выявлены общие международные тенденции, действующие в области защиты интеллек...

Понятие и признаки потребителя

В статье автор анализирует понятие и признаки потребителя, а также рассматривает их влияние на законодательство о защите прав потребителей и судебную практику.

Правовая природа товарного знака как средства индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов

В статье рассмотрена правовая природа товарного знака. Проанализированы международные соглашения, российское законодательство, а также правовые позиции исследователей в области права, содержащиеся в специальной литературе, связанные с правовой природ...

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая охрана и использование

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг. А также приводятся примеры нарушений интеллектуал...

Похожие статьи

Некоторые аспекты возникновения института деловой репутации в праве России

В данной статье автор раскрывает историко-правовые предпосылки возникновения и развития института «деловая репутация».

Особенности защиты деловой репутации

В статье исследованы общие и специальные способы гражданско-правовой защиты права на неприкосновенность деловой репутации. Проанализировано состояние действующего гражданского законодательства относительно защиты неимущественных прав.

Понятие чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве

Статья посвящена проблемам толкования таких категорий, как честь, достоинство и деловая репутация и их разграничения между собой. Приводятся основные точки зрения по рассматриваемому вопросу. Выражено мнение автора по определению и разграничению анал...

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные знаки в мировой экономике

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме контрафакта и поддельных товаров. Особое внимание уделено роли товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях. В статье выяснены особенности обес...

Деловая репутация юридического лица

Статья посвящена проблемным вопросам защиты деловой репутации юридических лиц, анализируется понятие морального вреда, его соотношение с категориями нематериальный вред, неимущественный вред, способы защиты деловой репутации.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

В статье дается характеристика объема правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Проводится анализ специфики зарегистрированных товарных знаков во взаимоотношении с различными правовыми концепциями и судебной практики.

Интеллектуальная собственность, правовая защита полезной модели

В статье рассмотрена правовая международная основа защиты интеллектуальной собственности. Изучены существующие особенности защиты полезной модели, действующие в ряде стран. Выявлены общие международные тенденции, действующие в области защиты интеллек...

Понятие и признаки потребителя

В статье автор анализирует понятие и признаки потребителя, а также рассматривает их влияние на законодательство о защите прав потребителей и судебную практику.

Правовая природа товарного знака как средства индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов

В статье рассмотрена правовая природа товарного знака. Проанализированы международные соглашения, российское законодательство, а также правовые позиции исследователей в области права, содержащиеся в специальной литературе, связанные с правовой природ...

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая охрана и использование

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг. А также приводятся примеры нарушений интеллектуал...

Задать вопрос