Организация деятельности государственных органов исполнительной власти в Сахалинской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 13.12.2019

Статья просмотрена: 577 раз

Библиографическое описание:

Брагин, А. В. Организация деятельности государственных органов исполнительной власти в Сахалинской области / А. В. Брагин, С. В. Гончарук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 475-477. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65155/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается организация исполнительных органов власти Сахалинской области, автор описывает значение и анализирует структуру системы исполнительной власти в регионе. В своей работе автор также отмечает эффективность государственных программ по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти и влияние данных программ на функционирование системы исполнительной власти Сахалинской области.

Ключевые слова: исполнительная власть, полномочия, функционирование.

В существующую основу формирования системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключена концепция разделения власти на три традиционные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В государствах с федеративным устройством эта система разделения дополняется разделением государственной власти по вертикали. Законодательная власть принимает законы, исполнительная — их выполняет, а судебная осуществляет правосудие. Система разделения власти существует для того, чтобы ни одна из ветвей не возвышалась над другой.

Французский просветитель Шарль-Луи Монтескье подчеркивал необходимость разделения власти между законодательной, судебной и исполнительной ветвями. Благодаря такому разделению можно ограничить любую тиранию или диктатуру [1].

Органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации — это неотъемлемая часть единой государственной власти. Основным приоритетом их деятельности является то, что они призваны осуществлять ведущие роли в управлении наиболее важными процессами в государстве и регионе. В систему исполнительной власти в России входят как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации В субъектах России установилась система органов исполнительной власти во главе с руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Нынешняя исполнительная власть отличается от иных, существующих в разных государствах. Главное отличие заключается в том, что в России влияние центральной и федеральной власти на систему территориального управления достаточно высокое, хотя оно смягчается многочисленными индивидуальными договорами и соглашениями центра и субъектов федерации [2].

Под структурой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации понимается ряд исполнительных органов государственной власти, таких как: глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ); высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; центральные и отраслевые органы исполнительной власти территориальные органы федеральных министерств и ведомств находящихся во взаимосвязи [3]. Состав указанных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ.

Из ст.1 федерального закона N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, следует, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

 государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

 распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

 верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

 единство системы государственной власти;

 разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

 разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

 самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

 самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления [4].

Таким образом, исполнительная власть, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой — организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов. Механизм исполнительной власти включает в себя всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ, которая образуется: федеральными органами государственной власти (согласно указу Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. — это Министерства РФ. государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России); органами исполнительной власти субъектов федерации; формируемыми субъектами федерации самостоятельны [5].

Безусловно между всеми этими видами систем власти существует функционально-правовое взаимодействие, которое выражается в том, что многие территориальные органы действуют по вопросам совместного управления и находятся в двойном подчинении федерального органа и органа исполнительной власти субъекта РФ.

Организация государственной власти в регионах в рамках принципа разделения властей признается одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Самостоятельность органов государственной власти субъектов РФ, по мнению Чёрных А. Н. является одним из основных аспектов российского федерализма и фактом децентрализации власти в стране [6].

Рассмотрев законы Сахалинской области: можно отметить, что местная система исполнительных и иных органов государственной власти практически идентична федеральной системе. Соответственно ст. 1. Устава Сахалинской области, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти Сахалинской области самостоятельны.

В соответствии с п.2 ст. 1 Устава, система органов государственной власти Сахалинской области устанавливается Уставом Сахалинской области в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») [Устав].

Систему органов исполнительной власти Сахалинской области составляют:

1) высший исполнительный орган государственной власти Сахалинской области — Правительство Сахалинской области;

2) органы исполнительной власти Сахалинской области:

 министерства Сахалинской области;

 управление делами Губернатора и Правительства Сахалинской области;

 агентства Сахалинской области;

 комиссии Сахалинской области;

 государственные инспекции Сахалинской области;

 представительство Губернатора и Правительства Сахалинской области.

Всего в Сахалинской области существует 18 министерств, 8 агентств, 5 государственных инспекций, 1 комиссия.

Для более полного понимания сути существования Высшего органа исполнительной власти следует сказать, что суть его работы кроется в обеспечении проведения в области единой финансовой и государственной политики; обеспечения проведения единой политики в области образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта, социального обеспечения и защиты, экологии; управление собственностью; осуществление иных полномочий, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

В тоже время, в законодательстве иных субъектов Российской Федерации есть ряд различий с федеральной системой исполнительной власти. Пример тому Белгородская область. Из постановления губернатора Белгородской области от 17.02.2010 № 77-Р «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Белгородской области» [5] вытекает: система исполнительной власти области включает в себя комиссии, департаменты, управления. Законодательство Свердловской области от 24.12.1996 № 58-ОЗ «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области» (ст. 6) к системе органов исполнительной власти Свердловской области относит департаменты, комитеты, комиссии, управления, главные управления, инспекции [2].

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что региональные системы органов исполнительной власти формируются в соответствии с особенностями каждого определенного субъекта и поэтому могут достаточно серьезно отличаться, по сравнению с федеральной системой.

Организация работы органов исполнительной власти Сахалинской области соответствует положениям Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Необходимо отметить, что Сахалинская область представляет собой один из наиболее успешных, перспективных регионов страны, ее нормативно-правовое законодательство на данный момент усовершенствовано, и не нуждается в отличительных дополнениях, так как, основываясь на сложившейся практике, оно функционирует достаточно хорошо.

Одним из значительных вкладов органов исполнительной власти области по праву можно считать государственную программу Сахалинской области «Совершенствование системы государственного управления (2014–2020 годы)» которая была создана с целями обеспечения эффективного государственного управления; повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области, структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области и подведомственных им учреждений, а также разработка рекомендаций по совершенствованию системы государственного управления в Сахалинской области; и др.

Особенно важным мы считаем тот факт, что одной из ведущих задач программы является анализ системы государственного управления органов исполнительной власти Сахалинской области, структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области и подведомственных им учреждений. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что осуществляемая деятельность исполнительных органов власти даст положительный результат.

По нашему мнению, именно такого рода государственные программы способны правильно и корректно сформировать организацию работы исполнительных органов власти.

Таким образом, проведя сравнительно-правовой анализ организации и функционирования органов исполнительной власти Сахалинской области, мы можем сказать, что они по факту наделены всеми государственно-властными полномочиями в области исполнительной власти и представляет собой исполнительный государственный орган субъекта Федерации.

Литература:

  1. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
  2. Колесниченко Е. А., Колесниченко Д. А. Особенности экономического механизма управления в регионе // Социально-экономические явления и процессы. 2008. Вып.
  3. Прудников А. С. Акимова С. А. Исполнительная власть в Российской Федерации и проблемы ее формирования // Вестник Московского университета МВД России 2013.
  4. Федеральный закон от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // CЗ РФ. -1999. № 42. ст. 5005.
  5. Указ Президента РФ от 09.03. 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // CЗ РФ. — 2004. № 11. ст. 945.
  6. Черных, А. Н. Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: вопросы теории и практики / А. Н. Черных: дисс.... канд. юрид. наук: 12.00.02. С.-Петербург, 2006. 204 с.
  7. Устав Сахалинской области от 09.07.2001 // Губернские ведомости. — 1996. № 9 (270).
  8. Распоряжение губернатора Белгородской области от 17.02.2010 № 77-Р «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Белгородской области» // СПС «КонсультантПлюс».
  9. Закон Свердловской области от 24.12.1996 № 58-ОЗ «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области» // СПС «КонсультантПлюс».
  10. Постановление Правительства Сахалинской области от 04.09.2014 № 430 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области Совершенствование системы государственного управления (2014–2020 годы)» // Губернские ведомости. — 2014. № 77.
Основные термины (генерируются автоматически): Сахалинская область, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, государственная власть субъектов, орган, общий принцип организации, система органов, Белгородская область, Свердловская область.


Похожие статьи

Кадровое обеспечение системы государственного и муниципального управления

В статье рассматриваются понятие и особенности кадрового обеспечения системы государственного и муниципального управления. Особое внимание уделяется анализу современного состояния кадрового обеспечения системы государственного и муниципального управл...

Правовое обеспечение кадровой политики в системе исполнительной власти РФ (на примере Курганской области)

В статье исследуется проблема правового обеспечения кадровой политики, которая реализуется в органах исполнительной власти.

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Некоторые проблемы правового регулирования структуры и системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации на примере Брянской области

В статье отражены некоторые проблемы правового регулирования органов исполнительной власти в регионах, вызванные разнообразием существующих моделей построения и функционирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на пример...

Основные направления повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением

В статье автор раскрывает основные аспекты повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением и описывает механизмы реализации этой работы.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Место и роль МЧС России в механизме современного российского государства

В статье рассматривается актуальные вопросы, связанные с существованием и функционированием МЧС России в действующей системе федеральных органов исполнительной власти, а также рассматриваются вопросы, связанные с развитием указанного государственного...

Структура и направления деятельности прокуратуры Республики Казахстан

В статье авторы отражают структуру организации и специфику деятельности органов прокуратуры РК по основным направлениям надзора, раскрывают роль прокуратуры в механизме государственного управления.

Концептуальные основы кадровой политики в органах государственной власти

В статье рассматриваются концептуальные основы функционирования кадровой политики в органах государственной власти. Автором выделены проблемы в функционировании кадровой политики органов государственной власти, а также выработаны направления совершен...

Особенности стратегического управления развитием муниципального образования

В статье дано определение стратегического планирования, раскрыта его сущность. Так же раскрыты особенности стратегического управления развитием муниципального образования. Рассмотрены виды деятельности, предполагаемые стратегическим планированием, а ...

Похожие статьи

Кадровое обеспечение системы государственного и муниципального управления

В статье рассматриваются понятие и особенности кадрового обеспечения системы государственного и муниципального управления. Особое внимание уделяется анализу современного состояния кадрового обеспечения системы государственного и муниципального управл...

Правовое обеспечение кадровой политики в системе исполнительной власти РФ (на примере Курганской области)

В статье исследуется проблема правового обеспечения кадровой политики, которая реализуется в органах исполнительной власти.

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Некоторые проблемы правового регулирования структуры и системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации на примере Брянской области

В статье отражены некоторые проблемы правового регулирования органов исполнительной власти в регионах, вызванные разнообразием существующих моделей построения и функционирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на пример...

Основные направления повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением

В статье автор раскрывает основные аспекты повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением и описывает механизмы реализации этой работы.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Место и роль МЧС России в механизме современного российского государства

В статье рассматривается актуальные вопросы, связанные с существованием и функционированием МЧС России в действующей системе федеральных органов исполнительной власти, а также рассматриваются вопросы, связанные с развитием указанного государственного...

Структура и направления деятельности прокуратуры Республики Казахстан

В статье авторы отражают структуру организации и специфику деятельности органов прокуратуры РК по основным направлениям надзора, раскрывают роль прокуратуры в механизме государственного управления.

Концептуальные основы кадровой политики в органах государственной власти

В статье рассматриваются концептуальные основы функционирования кадровой политики в органах государственной власти. Автором выделены проблемы в функционировании кадровой политики органов государственной власти, а также выработаны направления совершен...

Особенности стратегического управления развитием муниципального образования

В статье дано определение стратегического планирования, раскрыта его сущность. Так же раскрыты особенности стратегического управления развитием муниципального образования. Рассмотрены виды деятельности, предполагаемые стратегическим планированием, а ...

Задать вопрос