Организация взаимодействия с семьей — работа сложная; она не имеет готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется инициативой, терпением обоюдным желанием, родителей, педагогов в тесном контакте.
Важно создать систему работы с родителями, направленную на помощь семье в создании для особого ребенка благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, социализации, а также поддерживающей среды для самой семьи.
Цель данной системы — создание условий для повышения мотивации включенности родителей в реализацию социально-реабилитационных программ.
Задачи системы:
а) повышение медико-психолого-педагогической грамотности родителей;
б) формирование адекватных взаимоотношений в детско-родительской и родительской подсистемах;
в) создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении детей;
г) оказание помощи родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
д) оказание помощи в организации разумной деятельности ребенка (творчество, обучение, труд, игра), его общение в семье;
е) знакомство родителей со специальными коррекционными и методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с ребенком с ТМНР в домашних условиях;
ж) формирование у родителей мотивации к взаимодействию со специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства «ЦССВ — семья»;
з) создание благоприятного психологического микроклимата в группе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;
и) активное использование методики позитивного стимулирования ребенка;
к) взаимодействие педагогов и родителей в педагогическом процессе.
л) расширение контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Родители детей с нарушениями развития нуждаются в помощи не меньшей, чем их дети, в силу того, что именно родители формируют для детей комфортную и развивающую среду. На это указывает и тот факт, что в психологии последних лет довольно много внимания уделяется системному подходу к проблеме нарушения развития у детей: работа происходит не только в индивидуальном порядке, но и в семейном контексте. И хотя оказание помощи родственникам людей, страдающих психическими расстройствами, уже давно можно считать частью реабилитационного процесса последних, собственно реабилитационная работа с людьми через семейные отношения появилась достаточно недавно. Периодом её рождения можно считать 50-е гг. XX века, когда была опубликована книга Х. Б. Ричардсона (H. B. Richardson) «У пациентов есть семьи». Изначально, эта книга и три предшествовавших ей проекта — эксперимент Пэкхема, проект Корнелла и группа Монтефиоре — ставили целью изучить семьи с психологическими проблемами, а также влияние семейных процессов на заболевания одного из их членов. Но во второй половине XX в. теория семейных систем получила распространение в области психологии, психиатрии и реабилитационной медицины. На данный момент существует достаточное количество работ, касающихся влияния семейного контекста на развитие заболевания и реабилитацию больных. При анализе детско-родительских отношений в семьях, где есть дети с нарушениями развития, на наш взгляд, необходимо рассматривать в первую очередь родительскую позицию по отношению к ребенку. Это объясняется тем, что дети с нарушениями когнитивных и эмоциональных сфер не могут в должной степени проявлять своё отношение к окружающим, то есть их уровень восприятия другого человека отличается от обычного, что усложняет анализ.
Кроме того, у родителей, воспитывающих «особых» детей, как правило, отмечают сильно завышенный уровень стресса, депрессии, ужесточение ролевых позиций, усиление защитных механизмов, которые влияют на развитие ребенка и его дальнейшую социализацию. Таким образом, формируется значительное поле для исследований. Их цель — конструирование общей картины условий для развития «особых» детей. Кроме того, семьи с такими детьми сталкиваются не только с внутренними проблемами, но и с проблемами социальными, связанными с неготовностью общества принять необычных детей.
Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности. Не составляют исключение и семьи, имеющие детей с ОВЗ. Как и в обычных семьях, усиливается расслоение семей по уровню доходов, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи. Современная семья, к сожалению, зачастую, бедна — не только материально, но и духовно. Среда жизни и развития ребёнка с ментальными нарушениями зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, положения, которое они занимают в нём. Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем.
Жизненная ситуация семьи, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, отличается рядом особенностей. Перечислим некоторые из них:
– длительный и хронический характер тех трудностей, с которыми сталкивается семья на протяжении многих лет, т. е. семья постоянно находится в стрессовом состоянии из-за обеспечения постоянной заботы о ребенке-инвалид;
– большая «ресурсоемкость» воспитания и жизнеобеспечения ребенка, необходимость дополнительных финансовых, социальных и психологических ресурсах для обеспечения достойного качества жизни;
– потеря родительской компетентности (многие родители не знают, что делать, когда рождается ребенок с ОВЗ);
– интенсивные и противоречивые чувства у членов семьи, возникающие в ответ на наличие у ребенка тяжелых нарушений;
– влияние трудностей с ребенком на все семейные подсистемы, семью как целое, ее ближайшее окружение;
– неясность жизненного маршрута, особенная острота вопроса о жизненных перспективах взрослого человека с инвалидностью;
– отчуждение ребенка с ОВЗ и его ближайшего окружения.
На основе вышеописанных жизненных ситуаций выделяют следующие формы отношения родителей к детям, имеющим проблемы в развитии:
1 группа, когда родители стесняются неполноценности своего ребенка, гипер опекают его, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Поэтому ребенок развивается медленно, не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут и неуверен в себе.
2 группа, когда родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы.
3 группа, когда родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. Часто родители отказываются от воспитания ребенка, передавая его постепенно на попечение государства.
4 группа, когда, не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным.
5 группа, когда родители принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.
Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его развитии, возможностью представлять более объективную картину развития своего ребенка.
Как отмечают А. А. Петрикевич и М. М. Ярмолинская, тесное и доверительное взаимодействие в значительной степени определяется позицией самих профессионалов. Поведение педагога-профессионала во многом зависит от того, какую роль он играет в отношениях с родителями ребенка. Авторы рассмотрели наиболее часто практикуемые модели таких отношений и выделили наиболее характерные черты. Основой для этого послужила степень участия родителей в отборе целевых, содержательных и процессуальных компонентов индивидуальной программы развития для их ребенка.
Что значит взаимодействие? Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте обратимся к словарям русского языка. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
В процессе воспитания детей с ментальными нарушениями трудно обойтись без поддержки. Существуют различные программы, в которых находят выражение разные педагогические подходы к взаимодействию семьи и учреждения.
Изучая опыт зарубежных и отечественных специалистов, можно отметить, что они выделяют несколько моделей взаимодействия с родителями. Можно выделить следующие модели: адлеровская модель, учебно-теоретическая модель, модель чувственной коммуникации, модель, основанная на транзактном анализе Э. Берна, и модель групповых консультаций X. Джинота.
Специальное изучение показало, что работа с моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы.
Профессионалы, использующие эту модель, основной целью своей деятельности ставят удовлетворение потребностей семьи. Они рассматривают родителей как главных заказчиков и потребителей их услуг. В сфере взаимоотношений родителей и профессионалов принятие решений находится под контролем родителей. Роль же педагога состоит в том, чтобы предоставить родителям целый ряд возможностей и снабдить их необходимой информацией, из которой они могут выбрать нужную. В этой модели профессионал уважает родителей и признает их компетенцию.
Преимущество данной модели состоит в том, что у педагога меньше соблазнов относиться к родителям как к гомогенной группе. Работа строится таким образом, что естественным и необходимым элементом становится разнообразие подходов к решению индивидуальных проблем как ребенка, так и родителей. Используя данную модель, невозможно имитировать эффективность предоставляемых семье услуг.
Одна из важных идей этой модели состоит в том, что значимость педагога определяется не его профессиональным статусом, а той реальной работой, в процессе которой он налаживает переговоры и оказывает помощь семье в поисках решений вопросов воспитания и обучения детей.
Непосредственное включение родителей в коррекционный процесс позволяет снять или нейтрализовать следующие проблемы:
– нарушение интеракций между родителями и ребенком;
– негативное восприятие ребенка родителями;
– эмоциональная перегрузка родителей детей с нарушениями поведения.
Семья — уникальная воспитательная среда, семья и специалисты, работающие с «особыми» детьми — это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка.
«Прийти вместе — это начало, остаться вместе — это развитие, работать вместе — это успех!»
Литература:
- «Методическое обеспечение программ психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей) детей с особыми образовательными потребностями в сфере домашнего обучения и воспитания» Кийкова Н. Ю., Уварова О. Н.
- Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 1 (34). С. 29–35.
- «Ребенок с ОВЗ, как смыслообразующий элемент социального взаимодействия субъектов» Куликова Е. А. Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2018. № 7. С. 251–252.
- «Формирование педагогической культуры родителей детей с особыми образовательными потребностями» Мымрикова К. М. В сборнике: ПРОРЫВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ НАУКИ сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 105–107.
- «Психолого-педагогическая работа с родителями детей с особыми образовательными потребностями» Линченко М. Н. В сборнике: Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы I студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 235–238.
- «Методика «Оценка детско-родительского взаимодействия»» Галасюк И. Н., Шинина Т. В. Исследование с применением видеосъемки / Москва, 2017.
- «Основы психологии семьи и семейного консультирования» Посысоев Н. Н., Жедунова Л. Г., Можаровская И. А., Юрасова Е. Н. Учебник / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп.)