В статье представлен анализ подходов к понятию «информационная культура», проведен типологический анализ официального сообщества на примере группы «Алтайский педагогический университет / АлтГПУ» в социальной сети «ВКонтакте».
Ключевые слова: официальные сообщества, информационная культура, молодежь.
За последние двадцать лет информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их влиянию подвержены различные социальные группы, начиная с детей дошкольного возраста и заканчивая пожилыми людьми. Становление информационной культуры у молодежи осуществляется в ходе их повседневной деятельности, под влиянием СМИ, в процессе самообразования, усвоения бытовых знаний и умений, в процессе общения в семье и на работе. Это неуправляемый процесс, который организуется и изменяется при целенаправленном развитии информационной культуры молодежи системами обучения и воспитания. Именно поэтому необходимо управлять данным процессом, при этом управление должно быть социальным.
В настоящее время существует множество определений понятия «информационная культура». В работах В. А. Кравец и В. Н. Кухаренко обозначено два подхода к пониманию информационной культуры. Информационная культура в широком смысле — это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова — оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации [1].
В сложившихся условиях информационная культура личности становится областью метазнаний, уровень владения ею важнейшим фактором профессиональной компетентности и социальной дифференциации, а путь её формирования приоритетным направлением модернизации учебного процесса в сфере профессионального образования. Критериями информационной культуры человека можно считать его умение адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать информацию и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность.
Помимо официальных веб-сайтов сейчас очень популярным стало создание официальных сообществ вузов в социальных сетях, что также влияет на рейтинг вуза среди молодежи. Социальные сети на сегодняшний день, как отмечает А. С. Воронкин, являются одними из самых посещаемых ресурсов в Интернете [2]. По данным исследовательской компании comScore, их используют около 85 % от всех интернет-пользователей мира. О том, что социальные сети действительно стали значимой частью молодого человека, говорят многие исследователи. А. А. Селютин приводит в доказательство тезис о том, что «влияние социальных сетей на человека велико и можно говорить об определенной зависимости от онлайн-общения» 3. С. 126.
На наш взгляд, в информационном пространстве студента одним из важных компонентов является самоидентификация, ощущение себя в профессии. Одна из основных задач педагогического вуза — за время обучения «встроить» студента в «педагогическое поле» не только в знаниевом контексте, но и дать возможность ощутить себя в профессиональном сообществе. Актуальность данного направления обусловлена также и необходимостью поднять статус педагогической профессии, обозначенной президентом РФ на заседании Госсовета в декабре 2015 года. В. В. Путин начал свое выступление со слов о том, что профессия учителя вновь становится престижной и интересной для молодых людей. Об этом свидетельствует количество поданных заявлений в педагогические вузы и увеличение конкурса на педагогические специальности. Еще одно очень важное предложение, высказанное президентом, — создание общенациональной системы профессионального роста учителей. Эта система должна обеспечить мотивацию и условия для самосовершенствования и повышения квалификации педагогов.
Еще один положительный момент — это внимание государства к личности учителя. Одной из важных работ, по словам президента, является популяризация достижений российской школы и формирование доверительного и позитивного отношения к ней и к учителю.
Среди функций социальных сетей есть функция формирования идентичности, заключающаяся в потребности человека сравнивать себя с другими людьми, со схожими чертами, которая очень отчетливо проявляется в рассматриваемом сообществе. Социальные сети в общем и официальные сообщества вузов, в частности, влияют на формирование информационной культуры молодежи. Далее в своей работе попробуем проследить и проанализировать данный процесс, касаемо сообщества педагогического вуза, задачей которого является воспитать учителя и привести его в школу. Чтобы это получилось, во-первых, у человека должно быть осознание себя как педагога и, во-вторых, он должен чувствовать себя «своим» в этой среде. В связи с этим мы проанализируем официальное сообщество «Алтайский педагогический университет / АлтГПУ» с позиции выполняет ли оно эту задачу или нет.
Для необходимого анализа нами выбран метод типологизации. Данный метод представляется нам наиболее оптимальным, т. к. в его основе лежит выявление сходства и различия множества социальных объектов. В. Н. Антошкин под результатом типологизации понимает «выделение определенных типов социальных явлений» [4. С. 5].
Группа «Алтайский педагогический университет / АлтГПУ» существует с 14 августа 2014 года и транслирует имиджевые принципы вуза, являясь частью его информационного поля. Ведут группу представители вуза — сотрудники отдела по связям с общественностью. Помимо этого, активными участниками, наполняющими группу и новостную ленту, являются студенты, члены студенческого пресс-центра. Благодаря такой активности студентов, информационное поле не навязывается извне, а формируется самими студентами. Таким образом, сообщество формируется по большей части не для студентов, а самими студентами. О популярности группы свидетельствует рост аудитории. Сегодня она насчитывает более 5000 подписчиков.
Согласно этапам типологического анализа, сначала необходимо построить априорную теорию и ввести первую часть типообразующих признаков. Мы предполагаем, что все новостные сообщения, публикуемые в сообществе «Алтайский педагогический университет / АлтГПУ» можно будет условно разделить на несколько групп согласно жанрам интернет-СМИ. Нами выбран именно этот критерий для деления, т. к. сообщения новостной ленты отвечают всем требованиям интернет-журналистики. Интернет-коммуникация — наиболее яркое проявление глобализации инфосферы. Она воплощает особенность современных информационных технологий, их интерактивный характер, что предполагает неформальность общения, способность самовыражения, модификацию жанров. Таким образом, согласно мнению А. Р. Сафиной, журналистами, работающими в интернет-СМИ, «будут использованы такие жанры, как заметка, информационное интервью, отчет, репортаж, корреспонденция — информационнные жанры, функция которых — помочь людям ориентироваться в окружающем мире» [5. С. 226].
Согласно классификации жанров профессора А. А. Тертычного [6], для текстов, составляющих основную массу этой группы, характерен интерес к единичному факту, в них происходит по преимуществу констатация свершившегося. Публикации такого рода отвечают на три классических вопроса журналистики: что? где? когда?
Предметом нашей типологии стали сообщения новостной ленты, которые публикуются модераторами группы, предлагаются студентами, а также довольно большую часть новостной ленты составляют репосты других групп, что также является интересным и востребованным студентами.
Всего новостная лента содержит 3866 сообщений (на 09.06.2019). Нами осуществлена попытка условного деления их на некоторые группы по примерным типам: «Новости» (35 %), «Достижения студентов» (12 %), «Анонсы» (23 %), «Сообщения для настроения» (10 %), «Новостные сообщения» (14 %), «Информация познавательного характера» (3 %). Большая доля сообщений (35 %), посвящена событиям, которые проходили в вузе или в которых принимали участие студенты АлтГПУ. Каждый тип сообщений содержит информацию, отражающую принадлежность к педагогической профессии, а также отражает многогранность профессии учителя.
Далее, для обоснования признакового пространства, проанализируем материал выделенных групп, включенный в процесс формирования различных компонентов информационной культуры. За основу возьмем теорию структурных компонентов информационной культуры И. В. Измайлова [7].
Аксиологический компонент, рассматривающийся автором на уровне гуманистических ценностей, представляют новостные сообщения об общекультурных проектах (участие студентов в празднике «Фестиваль культур», посещение волонтерами КГБУЗ «Детский туберкулезный санаторий г. Барнаула», участие студентов в квесте «Война глазами детей» и «Алтай–фронту», участие студентов в краевом конкурсе «Феста-2019» и др.).
Этический компонент определяет нормы общения, тип изложения материала, выбор тематики для студенческой аудитории. В новостной ленте группы «Алтайский педагогический университет / АлтГПУ» активно используются элементы, характерные для социальных сетей — мотиваторы, сообщения для настроения. Они также формируют определенные этические рамки и транслируют ценности, которые должны разделять члены педагогического сообщества.
Познавательно-интеллектуальный компонент, включающий в себя ориентацию в сфере информационных технологий, находит себя в информационных сообщениях, содержащих ссылки на проекты, конкурсы, гранты, которые «подталкивают» студента на путь свободной ориентации, расширения своих возможностей.
Прикладной компонент представлен демонстрацией успешного опыта студентов, молодых педагогов и преподавателей. Подобного рода сообщения выполняют функцию демонстрации профессиональной деятельности, дают некие возможности и точки роста в профессиональном становлении, т. е. показывают, что можно делать и к чему можно стремиться.
Делая вывод, можно говорить о том, что социальные сети — это весьма свободное и слабо контролируемое коммуникационное пространство, и то, каким образом размещается и подается информация, какие репосты делаются — все это задает определенный тип корректного поведения в Сети. Студенты — будущие педагоги, в дальнейшем им придется быть включенными в этот процесс, т. к. практически каждая школа имеет официальные сообщества в социальных сетях, рассчитанные и на педагогов, и на обучающихся, и на родителей, поэтому им надо уметь правильно преподносить информацию. Корректное информационное поле, которое создается в группе «Алтайский педагогический университет / АлтГПУ» социальной сети «ВКонтакте», формирует у будущих учителей нормы поведения в Сети и ряд компонентов информационной культуры.
Литература:
- Кравец, В. А. Вопросы формирования информационной культуры [Электронный ресурс]/В. А. Кравец, В. Н. Кухаренко: URL: http://www.e-joe.ru/sod/00/4_00/ku.html
- Воронкин, А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ [Текст] / А. С. Воронкин // Образовательные технологии и общество. — 2014. — № 1. — С. 650–675.
- Селютин, А. А. К вопросу об изменении языковой личности студента: корпоративная культура вуза и ее тексты в социальных сетях (на примере вузовских сетевых групп) [Текст] / А. А. Селютин // Вестник ЧелГУ. — 2013. — № 1. — С. 126–129.
- Антошкин, В. Н. Типологический анализ и повышение эффективности социального управления [Текст] / В. Н. Антошкин // СИСП. — 2012. — № 6. — С. 3–8.
- Сафина, Р. А. Особенности жанров интернет-СМИ [Текст] / Р. А. Сафина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук 2015. — т. 15, — № 2. — С. 226–234.
- Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] / А. А. Тертычный. — Москва, 2000. — 296 с.
- Измайлов, И. В. Структура формирования информационной культуры студента в условиях модернизации высшего образования [Электронный ресурс] / И. В. Измайлов // Регионология. — 2012. — № 3. — Электронная версия печатной публикации. — URL: http://regionsar.ru/node/966