В статье поднят вопрос о значении государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности, классификация внешней торговли.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая деятельность, внешняя торговля, государственное регулирование, институциональное регулирование, мировая экономическая система, национальная экономика.
Глобализация экономической деятельности, расширение двусторонних связей между государствами и зависимость друг от друга, скорость решения глобальных экономических проблем превратили целесообразное регулирование внешнеэкономической деятельности в объективную задачу. Прежде всего, основными аспектами являются взаимные торговые и экономические связи между странами. Внешнеторговая деятельность является основным фактором повышения социально-экономического процветания в каждом обществе, но при этом она также может быть вызвана кризисом. Позитивное отражение внешнеторговой деятельности на национальную экономику зависит от хорошего регулирования этих связей и их стимулирования. На первом этапе должен быть увеличен уровень экспорта, поэтому необходимо уделить гораздо большее внимание на развитие российских производств, которые уже ведут внешнеторговую деятельность. В целом, государство несет гораздо большую ответственность в направлении экономической безопасности страны и отвечает за защиту общегосударственных интересов в условиях рыночной экономики.
Практически во всех странах существует государственный опыт регулирования внешнеторговой деятельности. Но его масштабы и методы отличаются друг от друга в связи с целями и задачами, поставленными перед государством. Также государственное регулирование внешней торговли определяется правилами станового пространства в современной мировой экономике и внутренней внешней политике государства.
Значимость государственного регулирования внешнеторговой деятельности понимается как основная часть экономических отношений, складывающихся на институциональных структурах. Международные отношения организованы не только ради экономической эффективности. Основным вопросом, стоящим за пределами внешнеэкономических связей, является достижение быстрого роста научных технологий. Таким образом, научные технологии не только поселились в одной стране, но и интегрированы в мировую экономическую систему. Это дает гораздо больше возможностей для экономики стран взаимодействовать друг с другом и устанавливать новые внешнеэкономические связей.
Известно, что внешнеторговая деятельность осуществляется на основе международных юридических норм. Другие факторы также отражаются во внешнеторговой деятельности, такие как:
– участие страны в глобальной системе;
– структура правительства;
– рабочая сила;
– финансовые и природные ресурсы.
Эти факторы являются вполне разумными во внешнеэкономических отношениях.
Ниже выделены основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности:
– Подготовка норм, определяющих юридические основы внешнеэкономической деятельности, и их регулирование;
– Определение статусов органов для регулирования внешнеэкономической деятельности;
– Определение законодательной базы в рамках государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
– Принятие нормативных актов по созданию новых совместных предприятий в стране.
– Определение режима экспорта, экспортной лицензии, определение правил ввоза и вывоза товаров.
– Реализация валютных и таможенных правил.
– Принятие мер по защите интересов государства для участия во внешнеэкономической деятельности. [4]
Все проведенные в стране экономические реформы показывают, что эти реформы являются основными частями внешней политики, осуществляемой страной в области торговой деятельности. Государство стремится к формированию внешнеторговых отношений в макроэкономическом масштабе и решает глобальные экономические связи.
Когда все методы и принципы будут приняты в отношении экономических реформ, проведенных в стране, будет достигнута высокая эффективность в отношении внешнеторговой деятельности. Тогда же экономические реформы должны быть отнесены и к глобальной экономической интеграции. Это помогает расширить основные возможности страны для интеграции в мировую экономическую систему. Также следует отметить, что экономические реформы, проведенные под брендом формирования внешнеэкономической деятельности, отражают преимущества и недостатки переходного периода. Государственный суверенитет и политика в отношении внешнеэкономической деятельности рассматриваются с преимуществом в следующих случаях:
– Экономика страны должна отвечать за открытую политику.
– Первым этапом внешней торговли может быть нацеленность на экономические отношения.
– Внешнеторговая деятельность должна быть организована на принципах местной ресурсной экономики, то есть среди экспорта продукции должно быть большое количество готовой продукции. [3]
В современных условиях свободного рынка внешняя торговля классифицируются по следующим направлениям:
– Внешняя торговля
– Международные производственные союзы
– Научно-техническое сотрудничество и совместное предпринимательство
– Международная миграция трудовых ресурсов
– Международный поток капитала
– Международные интеграционные союзы
– Сотрудничество в рамках международных организаций.
Формы внешней торговли зависят от мирового экономического развития и ситуации. Таким образом, обмен одной из этих форм будет отражать другие приоритеты. Естественно, что по этим причинам система государственного регулирования и, соответственно правила таким образом также будут изменены.
В экономической теории и практике выделяют следующие способы модернизации внешнеэкономической деятельности:
– Защита экономической независимости.
– Гарантии экономической безопасности.
– Стимулирование развития национальной экономики.
– Поддержка рациональной интеграции в мировую экономику. [2]
К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности относятся:
1) таможенно-тарифное регулирование;
2) нетарифное регулирование;
3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) меры экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ст. 12). [1]
Регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется способами, называемыми регулированием экономических процессов. Эти процессы содержат основные элементы внешней экономики при свободном рынке:
– Внешнеторговая политика
– Финансово-кредитная политика
– Валютная политика
– Экспортная политика
– Политика платежного баланса
– Направление валютных резервов
– Иностранные кредиты и государственные долги
– Институциональное регулирование внешней торговли.
Институциональное регулирование внешней торговли для внешнеэкономической деятельности в основном действовал при подходящем механизме управления со стороны государства.
Литература:
- Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
- Корнеева А. В., Корнеев Г. У. // Регулирование ВЭД в Российской Федерации: структурирование системы // Вестник ТГУПБП. 2019. № 2 (79).
- Баринов, В. А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Баринов В. А. — М.: Форум, 2018. — 160 c.
- Мантусова В. Б. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник / Мантусова В. Б. — М.: Юнити, 2018. — 624 c