В работе рассмотрены теоретические и практические проблемы, связанные со статьей 148 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая закрепляет ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, в связи, с чем приведены статистические данные и предложены возможные пути решения.
Ключевые слова: религиозные чувства верующих, оскорбление, религия, светское государство, УК РФ.
Религия является неотъемлемой частью жизни общества на протяжении всего периода его развития. Российская Федерация — светское государство, в связи с этим, Конституция нашей страны обеспечивает каждому гражданину право свободного вероисповедания, в том числе право выбора и распространения религиозных убеждений. С целью охраны данных положений был принят Федеральный закон № 136 «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» [6], повлекший за собой многочисленные дискуссии как в среде научного общества, так и общественности, в целом.
Первоначально словосочетание «оскорбление религиозных чувств» закреплялось только в статье 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях [1]. Но в 2013 году данное деяние было криминализировано путем внесения добавлений в статью 148 УК РФ [7]. Так, если указанная статья в редакции 2012 года содержала в себе лишь один состав преступления, а именно незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов, то сейчас мы имеем 4 части с квалифицированными составами преступления. Но проблема заключается не просто в зрительном увеличении, а в ее противоречивом содержании, влекущем, однако, суровое наказание.
Данные изменения не были заранее обдуманным волевым актом законодателя, они возникли стихийно в ответ на скандальную акцию группы «Pussy Riot» в московском Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 г. Участницам данной акции вменили статью за хулиганство. Таким образом, именно предупреждением возможности повторения подобных резонансных случаев и объясняется существование статьи.
Статья 148 в части 1 УК РФ звучит следующим образом: «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Давайте поговорим о религиозных чувствах верующих? О понятии «оскорбление»? Можем ли мы определить эти категории с точностью, являющейся одной из главных составляющих уголовного закона?
Понятие «оскорбление» является оценочной категорией, ведь что у одного может вызвать отрицательную реакцию, для другого будет являться незначительным высказыванием или действием. Ранее в утратившей силу статье 130 УК РФ под оскорблением понималось выраженная в неприличной форме негативная оценка, унижающая честь и достоинство личности. Подобная норма в настоящее время существует в ст. 5.61 КоАП РФ. Неприличная форма тесно связана с понятием цинизма (сугубо философским определением), который подразумевает противоречащую сложившимся в обществе нормам общения. Следовательно, оскорбление религиозных чувств верующих это ни что иное, как выраженная в неприличной форме оценка религиозного учения [4, с. 204]. Поэтому обычное суждение человека, высказанное мнение в приличной форме и соответствующее канонам нравственного общения не будет являться оскорблением. Но как определить грань между приличием и неприличием? Исходя из этого, любой обиженный верующий может признать себя потерпевшим из-за субъективно высказанной реакции на то или иное событие.
Вызывает многочисленные вопросы и сама категория верующих. Кто они? Не ввел ли законодатель новых субъектов российского права? Значение слова «верующий» можно найти в словаре русского языка С. И. Ожегова, который под «верующим» понимает человека, признающего существование бога [2]. При этом необходимо уточнить, что по-настоящему верующий человек живет именно по канонам и морали исповедуемой им религии. Поэтому понимание верующего базируется на двух аспектах, во-первых, вера в бога, а во-вторых, проявление веры вовне в виде организации жизни, что является важным обстоятельством для правоприменительной практики, так как человек может жить по канонам (в силу семейных традиций), но не чувствовать веры внутри. Однако для юриста также очень проблематично будет установление самих канонов религии и сопоставление образа жизни человека им, что в очередной раз показывает недопустимость включения в текст закона такой дискриминационной категории, как «верующие».
Самое удивительное, что данный термин не содержится в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», регулирующего вопросы религиозных отношений, в нем во всех статьях применительно к данным лицам используется термин «гражданин», как это и должно быть в светском государстве [5]. Можно сделать вывод, что УК РФ нарушает положения Конституции РФ и международных договоров, дискриминируя своим положением людей, которые не относят себя ни к какой из существующих конфессий, то есть атеистов. Или такой человек уже априори не имеет чувств и «верующий», находясь под защитой государства вправе его оскорбить из-за его жизненных позиций? Важным является понимание того факта, что нейтральное отношение к религии — это тоже проявление чувств.
Но что такое чувства? Они не имеют законодательного определения, его в принципе и невозможно дать, ведь это явления, протекающие внутри самого человека, поэтому поставить их в рамки закона не представляется возможным.
Важным вопросом в данной проблеме является определение круга религиозных учений, в отношении которых будет действовать данная статья (ст. 148 УК РФ). Согласно статистическим данным на территории Российской Федерации проживают граждане, исповедующие православие (42 %), ислам (30 %), атеизм (18 %), католицизм (3 %), старообрядчество и протестантизм (2 %), буддизм, иудаизм, греко-католичество и славянское язычество (1 %) и другие [4, с. 201]. Российское законодательство закрепляет лишь в одном нормативном правовом акте понятие «конфессия», под которым следует понимать: «особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Конфессиональное деление присуще всякой религии. Так, например, христианство делится на три основные конфессии — православие, католицизм, протестантизм, а ислам — на такие конфессии, как суннизм, шиизм и ваххабизм» [3].
К сожалению, поспешные меры повлекли за собой на сегодняшний день многочисленную негативную судебную практику, которая, по сути, презюмирует возможность назначения наказания человеку несоразмерного степени совершенного им общественно-опасного деяния.
Так, лайки, репосты, комментарии, сохранённые картинки служат основанием для возбуждения уголовного дела, но в большинстве случаев в действиях пользователей отсутствует намерение оскорбления чьих — либо чувств: их шутки могут быть аморальными, однако цель заключается не более чем в сатирическом выражении. Действительно, их ирония может характеризоваться негативно, однако это не может служить поводом для применения к лицу уголовного наказания в виде лишения свободы. Кроме того, иногда такие поступки совершают дети, которые даже не предполагают возможность наступления негативных последствий. Судебная практика свидетельствует о том, что посредством многочисленных пробелов в законодательстве судьи могут без лишних раздумий вынести в отношении человека обвинительный приговор с применением уголовного наказания.
Общественный резонанс приобрело дело Марии Мотузной. Девушку, наряду с обвинениями в экстремизме по статье 282 УК РФ, обвиняли также по статье 148 УК РФ по причине публикации на своей странице в социальной сети картинок, которые оскорбляют чувства верующих. Незначительные действия Мотузной, по мнению граждан, не могли явиться основанием для уголовного преследования.
Дело Руслана Соколовского, известного российского видеоблогера, заинтересовало не только граждан России, но и за рубежом. Молодой человек выложил на своём канале на YouTube видео, в котором он играет в «Pokemon Go» в Храме на Крови в Екатеринбурге. Суд Екатеринбурга признал Соколовского виновным в возбуждении вражды, оскорблении чувств верующих, а также в незаконном обороте специальных технических средств, и приговорил его к 3,5 годам лишения свободы условно с тремя годами испытательного срока. Международная неправительственная организация Amnesty International встала на сторону Соколовского, называя его «узником совести» и призывая немедленно его освободить, прекратив уголовное дело. По этому делу высказался Полномочный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях М. Ю. Барщевский, по его мнению, блогер Соколовский может быть плохо воспитанным, бескультурным и безнравственным человеком, но он не совершил ничего, за что его нужно сажать в тюрьму. Подобные случаи неоднократно подтверждают то, что, пытаясь защитить звание «конфессионального государства», Россия одновременно с этим нарушает другие гарантированные права граждан.
Таким образом, законодателю следует конкретизировать понятие «оскорбление» путём перечисления характеризующих его признаков, а также установить примерный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на формирование чувств. Кроме того, следует в статью 148 УК РФ включить не только верующих, но и атеистов, так как все люди, в том числе и отрицающие веру, имеют право выражать свои чувства и пользоваться защитой со стороны государства. Следует понимать, что нейтральное отношение к религии — это тоже проявление чувств через свою позицию. Определение и законодательное закрепление конкретных религиозных учений, в отношении которых будет действовать рассматриваемая норма, также являются необходимыми для устранения злоупотребления прав граждан.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.11.2019) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений. — М.: АСТ, 2018. — 319 с.
- Письмо ФСИН России от 27.09.2011 № 7–18004–02 «О направлении методических рекомендаций о порядке применения сотрудниками уголовно исполнительной системы общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885, на практике» // СПС «КонсультантПлюс».
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
- Федеральный закон от 29.06.2013 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» // СЗ РФ. 2013. № 26. Ст. 3209.
- Федотова Ю. Е. Оскорбление религиозных чувств верующих и уголовный закон: работа над ошибками // М.: Юридическая наука и правоохранительная практика, 2016. — № 1. — 199–205 c.