В статье проанализированы такие вопросы психологической теории как уровень притязаний личности и механизмы психологической защиты. Выявлена их взаимосвязь, и, как следствие, её влияние на развитие личности.
Ключевые слова: личность, уровень притязаний, механизмы психологической защиты, психика, развитие.
Проблема личности является одной из самых актуальных в психологии. Это понятие обуславливает социальную природу человека. Прежде всего, характеризующегося набором определенных качеств, а также знаний, умений и навыков, которые индивид приобретает в течение жизни. Современная парадигма психологической теории определяет личность как понятие, используемое для обозначения социальной природы человека, который развивается в обществе. От того, какое это будет общество, зависят и структура личности человека: направленность, знания, умения и навыки, индивидуально-типологические особенности. Социум, как живая и постоянно изменяющаяся система оказывает различное влияние на индивида, как положительное, так и отрицательное. К положительным результатам влияния следует отнести приобщение к культуре того или иного общества, позитивные ценностные ориентации, которые играют особую роль в развитии личности и уверенно занимают своё место в многогранной структуре личности, являясь частью психических явлений. Само слово «ориентир» говорит о том, что он помогает определять направление движения, находить цель, а целеполагание является важнейшей, неотъемлемой частью любой деятельности, в том числе и самой жизни человека в целом. Таким образом, ценностные ориентиры помогают человеку идентифицировать себя в сложном социокультурном пространстве XXI века. Также в большой или малой группе человек отрабатывает свои коммуникативные навыки, только постоянное общение с людьми более развитыми способствует личностному росту. Только через общение с людьми можно перенять их жизненный опыт, получать образование, которое представляет собой симбиоз обучения и воспитания. Эти процессы не могут быть только в школе или вузе, они должны занимать своё место в каждой сфере деятельности человека, от рождения и до самой смерти. Основная цель образования — развитие тех способностей человека, которые нужны ему и обществу для включения в социально ценную деятельность. В ходе образовательного процесса его субъекты выполняют задачи по формированию знаний, привитию навыков и совершенствованию умений объекта. Развитие личности подчиняется одному из основных законов диалектики — единства и борьбы противоположностей, который является движущей силой развития. К отрицательным результатам взаимодействия индивида с обществом относится подавление обществом индивидуальности личности, возможное психологическое давление группы на индивида, подверженность влиянию общественного мнения способствует приобретению вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков). В таком сложном взаимодействии человека с обществом особую роль играет его психика. Как было сказано выше, с рождения и на протяжении всей жизни на духовную часть человека воздействуют различные факторы: социальные, климатические и географические. В связи с чем человек определяется как сложная система материально-духовных механизмов, нормальному развитию которой способствует психика, как инструмент регулирования деятельности человека [2. с. 45–51].
Значительный вклад в изучение психики внёс австрийский психиатр и невролог Зигмунд Фрейд, который обозначил составляющие человеческой психики: ид, эго, суперэго. На различных стадиях взросления человека развиваются и эти части психики. Конкретизировал описание психики швейцарский психиатр и педагог Карл Юнг, который добавил к ней коллективное бессознательное. Как сказано выше, индивид подвержен как положительному влиянию, так и отрицательному. И как любой системе, психике необходимо иметь свою защиту. И такое свойство у психики, конечно есть. Его впервые научно обосновал Зигмунд Фрейд и ввёл в употребление термин «механизм психологической защиты». И описал основные его составляющие. В дальнейшем его дочь дополнила работу отца. Защитные механизмы, как правило, не контролируются человеком и работают бессознательно.
Механизмы психологической защиты нужны человеку для того, чтобы в процессе своего развития ограждать сознание от негативного влияния факторов отрицательной направленности. Деятельность человека обусловлена определенными жизненными этапами, на каждом из которых человек достигает определенного развития, который определяется его жизненным опытом. Приобретая тот или иной опыт в процессе жизнедеятельности, любой человек со здоровой психикой, стремится к развитию своих способностей, повышению качества своих знаний, умений и навыков. В соответствии с этим, каждый человек бессознательно определяет своё место в той или иной сфере. В психологии такая идентификация личности называется уровнем притязаний, то есть горизонт устремлений человека в различных направлениях: семейном, деловом, общественном и т. п. Вопросы уровней притязаний впервые были изучены немецким и американским психологом Куртом Левиным и его учеником Фердинандом Хоппе. Учёные подразделяют все притязания на две части: частные и общие. Частный уровень притязаний относят к определенной, конкретной сфере жизни человека. Общий же уровень включает в себя разнообразные сферы жизнедеятельности человека. По своему характеру уровни притязания могут быть адекватными или неадекватными по отношению к способностям человека. Адекватность уровня притязаний оказывает значительное влияние на взаимоотношение человека с обществом, а также может повлиять и на формирование личности в процессе развития ребенка [1. с.122–150].
Уровень притязаний также характеризуется:
- Трудностью;
- Целеполаганием;
- Самооценкой.
При адекватном уровне притязаний, когда самооценка соответствует действительному состоянию, человек, как правило, настойчив, продуктивен, уверен в себе и своих возможностях. Практика показывает, что уровень притязаний напрямую зависит от интеллекта — чем он выше, тем выше и уровень притязаний человека.
Таким образом, уровень притязаний прочно занимает своё место в сложной структуре психики человека. От уровня притязаний зависит то, каким путём человек пойдёт по жизни, какие у него будут цели и жизненные ориентиры. Задача механизмов психологической защиты уберечь личность человека от негативного воздействия различных факторов.
Литература:
- Левин, К. Временная перспектива и преодоление трудных ситуаций / Психология личности / / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырей А. А., Архангельская В. В. — М.: «Аст», «Астрель», 2009 г., С. 122–150;
- Степанов, С. С. Популярная психологическая энциклопедия / С. С. Степанов. — М.: «Эксмо», 2005. — С.45–51.