В статье рассматриваются основы творческих способностей студентов, сущность объемно-пространственной композиции, определяется ее роль в процессе дизайн-образования, исследуются ее художественные средства.
Ключевые слова: объемно-пространственная композиция, объемно-пространственное мышление, дизайн-образование,дизайн-деятельности, студенты-дизайнеры,художественного образ, произведения искусства, творческих способностей, профессиональная деятельность дизайнера, профессиональные компетенции.
The article deals with the basics of creative abilities of students. The essence of the volume-spatial composition and its role in the process of design education is determined, its artistic means.
Keywords: three-dimensional composition, three-dimensional thinking, design education, design activities, students-designers, artistic image, works of art, creative abilities, professional activity of the designer, professional competence.
В Казахстане формирование и развитие творческой самостоятельности подразумевает формирование и развитие творчества в регулярной деятельности обучающихся, рассматривающее становление созидающей творческой деятельности.
Развитию творческих способностей студентов отводится важное место в системе обучения и воспитания.
В Казахстане для развития творческих способностей студентов необходима деятельность, содержащая в себе творчество. Постоянное стремление творческой личности к активной деятельности студента создает основу для развития генетически заложенных качеств, их совершенствования, формирования и развития новых.
Композицию считают основой всех видов искусства, это важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
Необходимо отметить, что композиция — решающий фактор художественной выразительности в любом виде искусства. Именно композиционное творчество придает деятельности проектировщика художественную специфику.
Под композицией в искусстве обычно понимают структуру (строение) художественного произведения, расположение его отдельных частей в определенной системе, подчиненной принятому замыслу. Иными словами, композиция — это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием. Объемно-пространственная композиция — это целостная художественно-выразительная система форм (объемов и пространств), отвечающая функциональным конструктивно-техническим и другим требованиям.
Для понятия объемно-пространственной композиции в ней присутствуют такие важные качества, как объем и пространство.
Форма — это изобразительное средство выражения художественного образа.
Объем — это произведение длины ширины и высоты. Объем — одна из самых активных форм. Недаром великий французский художник П. Сезанн (1839–1906) говорил, что «все в природе предстает нам как цилиндр, конус или сфера».
Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основных координаты: высоту, ширину и глубину; и обозреваемой со всех сторон. При этим имеется в виду, что одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость.
В такой композиции возможно доминирование высоты над другими измерениями и измерения ширины и глубины над высотой.
Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности. Характер дизайнерских объемно-пространственных композиций чаще всего подчеркивается глубинным расположением разных по своим пластическим свойствам элементов — линейных, плоскостных и объёмных.
Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например в условиях однонаправленного движения.
Средства объёмно-пространственной композиции как фактор эффективного формирования творческих способностей студентов-дизайнеров — специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью. Итоговым результатом художественно-дизайнерской разработки выступает рационально обоснованная, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер объемно-пространственная композиция. Объемно-пространственная композиция как средство формирования творческих способностей будущих дизайнеров способствует формированию творческого мировоззрения, развитию пространственного мышления, овладению различными материалами и композиционным мастерством, накоплению основных профессиональных умений, развитию творческой индивидуальности и художественного вкуса — необходимых компонентов успешной профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров.
Средства объемно-пространственной композиции включают в себя когнитивное, деятельностное и личностное владение:
– объемной композицией (форма, имеющая относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон;
– глубинно-пространственной композицией (складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними); художественными средствами композиции (достижение художественной выразительности формы);
– основными закономерностями и средствами гармонизации (согласованность, соразмерность частей (элементов) и целого, достижение целостного и глубокого от нее впечатления);
– основными принципами художественного формообразования (рациональность, тактичность, структурность, гибкость, органичность, образность, целостность).
Рассмотрим художественные средства объемно-пространственной композиции.
Существует ряд аспектов, которые играют немаловажную роль в определении достоинств объемно-пространственной композиции. Один из них — проблема вписывания объема в окружающее пространство.
Фактура как средство выражения художественного образа оказывает большое влияние на восприятие объемно- пространственной композиции сам способ изготовления объема обусловливается фактуру. Материал будь то дерево, металл, камень керамика или что-либо другое, наложить свой отпечаток на трактовку формы, соответствуя собственной пластике, выявляя способ изготовления. Такой материал, как дерево, сразу дающий теплый, интимный образ, подбирают по структуре, стараются выявить текстуру древесины, подвергая ее возможной обработке. Наиболее значительные произведения искусства, шедевры, всегда отличает соответствие фактуры и цветового решения пластике формы. Одновременное применение фактуры и цвета требует тщательной продуманности первостепенной роли того или иного средства. Предпочтение должно быть отдано тому из них, которое полнее выражает художественный образ произведения, а также может наиболее интересно выявить пластическое решение. При сочетании нескольких фактур нужно поступить так же, то есть отдать предпочтение наиболее выразительной. Но применение различных материалов, тем более в разных количествах и одинаковых качествах, несет за собой потерю выразительности, неожиданности, интриги, контраста, что так важно в любом произведении искусства.
В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов. Выбор вида часто обусловливается конкретной архитектурно-планировочной ситуацией, в которую включается объемно-пространственная композиция.
В процессе обучения студентам дается четкое представление о законах композиции и принципах объемно-пространственного формирования пространства, студенты вооружаются теоретическими знаниями и практическими навыками. Роль объемно-пространственной композиции не сводиться лишь к возможности выразить задуманное — это прежде всего способ создать уникальное произведение, раскрыть ритмичной строй для организации мощного движения или же просто форма и фактура.
Таким образом, свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которые объединяет разные виды учебной и трудовой дизайн-деятельности. Объемно-пространственная композиция в сфере дизайн-образования имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности дизайнера, где умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенное роли. Отсюда можно сделать вывод, что объемно-пространственная композиция является одним из эффективных средств для развития творческих способностей будущих дизайнеров.
Литература:
- Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика / В. С. Безрукова. ─ Екатеринбург: «Деловая книга», 2005г. — с. 11–13..
- Котляров, А. С. Композиционная структура изображения: учеб. пособие/ А. С. Котляров. ─ М.: Университетская книга, 2008. — 152 с.
- Мамугина, В. П. Рисование геометрических форм и композиций: метод. разработки / В. П. Мамугина, М. В. Никольский. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 32 с.
- Степанов, А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: учеб. Для вузов/А. В. Степанов, В. И. Мальгин, Г. И. Иванов и др. — М.: Издательство «Архитектура -С», 2007.─ 256.
- https://cyberleninka.ru/article/n/14023655
- http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-professionalnyh-kompetencij-studentov-dizajnerov-sredstvami-obemno.html