В ходе работы рассмотрены проблемы, возникающие при регулировании общественных отношений, возникающих в сети Интернет в процессе заключения договоров. Сделан вывод о квалификации механизмов участия потребителей данных правоотношений, о нормативной разработанности регулирования данной деятельности и необходимости устранения правовых пробелов с целью дальнейшего совершенствования законодательства.
Ключевые слова: Гражданский кодекс, отношения, возникающие в сети Интернет, электронные сделки, проблемы идентификации, контрагенты, потребители, дистанционный договор.
Актуальной проблематикой правового регулирования электронной договорной деятельности является недостаточно развитый процессуальный механизм защиты участков правоотношений в сети интернет — покупателей и продавцов.
В настоящее время наибольшее распространение получают дистанционные договоры, заключенные посредством сети Интернет. Дистанционную практику продажи товаров с точки зрения торгового оборота принято относить к специальной коммерческой практике.
Действующее законодательство содержит множество законов, которые хотя и не затрагивают целиком, но в той или иной степени относятся к сети Интернет. К таким нормативным правовым актам относится, в частности, Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», указанным Законом установлены требования к информационному сопровождению товаров, реализуемых дистанционно, с информацией о которых потенциальный покупатель знакомится до заключения договора. Наличие правового регулирования правоотношений, связанных с дистанционной куплей-продажей, имеет важное значение для заинтересованности продавца в ознакомлении с информацией о товаре и в последующем составлении и подписании договора с покупателем.
Кроме того, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».
Кроме соблюдения требований Закона к электронному документообороту для ведения торговли посредством сети Интернет, лицу необходимо осуществить регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей».
Основная особенность дистанционной торговли заключается в отсутствии у потребителя возможности лично, воочию ознакомиться как с самим товаром, так и с его образцом. Ознакомление покупателя с приобретаемым товаром происходит только при помощи коммуникативных средств, таких как телевидение, видеотекст, аудиотекст, Интернет, каталоги, почтовые рассылки, или любой другой способ коммуникации. При заключении сделки, стороны по договору купли-продажи в данному случае непосредственно не вступают в контакт, не видят друг друга.
Необходимо отметить, что законодательством предусмотрено нормативное регулирование только в отношении дистанционной торговли товарами, в то время как порядок и условия предоставления услуг дистанционным способом законодателем оставлены без внимания. Таким образом, в случае приобретения услуги через интернет, (к примеру, одной из довольно распространенных на сегодняшний день услуг является дистанционное образование) потребитель остается вне защиты со стороны законодательства.
Одной из важных проблем, с которой приходится сталкиваться потребителю, является срок доставки товара. Так, не редки случаи, когда заказанный в Интернете товар может доставляться месяцами, и хорошо, в данном случае, если товар нужен не срочно и есть возможность ждать, однако зачастую определенная вещь необходима к определенной дате. В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, продавец обязан передать товар покупателю в порядке и в сроки, оговоренные в договоре. Если же заключенным договором срок доставки товара не определен и определить данный срок возможность отсутствует, то товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении. При этом весьма частой является ситуация, когда покупатель заполнил типовую форму заказа, размещенную на сайте, при этом самого договора на руках нет, и срок доставки на сайте также не указан.
Законодатель в данном случае предусмотрел понятие разумного срока, однако что именно по данным определением следует понимать потребителю не ясно [5, с. 152–154].
Список, перечисленных выше проблем, не является исчерпывающим. К примеру, покупателю может быть доставлен не тот товар, который он заказывал, продавец может проигнорировать требования о возврате товара, наконец, сам заказ может быть также проигнорирован продавцом, а могут быть также и иные нарушения прав потребителя. В то же время, указанные проблемы возможно будет решить в случае, если покупатель изначально изберет грамотный подход к интернет-покупкам, а законодатель будет стоять на стороне интересов потребителя, а не продавца.
С целью совершенствования отечественного законодательства, регулирующего данную сферу гражданских правоотношений, видится целесообразной разработка и внесение в законодательство понятия дистанционного договора, а также нормативного закрепления порядка, регулирующего предоставление услуг дистанционным способом.
Одним из возможных механизмов, способных обезопасить потребителей при заключении дистанционных договоров в сети «Интернет» видится создание общедоступного торгового реестра интернет-магазинов, в котором будут содержаться актуальные сведения о их наименовании, адресе, ОГРН, контактных телефонах и ответственных лицах продавцов.
В настоящее время большинство потребителей участвуют в дистанционных договорах в сети Интернет, пользуясь технико-информационными возможностями «торговых площадок», то есть сайтов, которые предоставляют информацию потребителям о том, в каких интернет-магазинах и по какой цене можно приобрести конкретный товар, ведут их рейтинги и тому подобное.
Для обеспечения добросовестной конкуренции в дистанционной торговле, видится целесообразным нормативно закрепить принцип равенства участников при допуске к подобным системам, а также возложить на организатора системы поиска и выбора товаров обязанность проверки достоверности информации, размещенной на сайте дистанционного продавца, и ее соответствия требованиям о предоставления информации при продаже товаров дистанционным способом.
Указанные изменения в законодательстве также будут способствовать беспрепятственному участию потребителей в дистанционных договорах, а также гарантирует достоверность предоставленной потребителю информации.
Актуальной является проблема достоверной идентификации субъектов при заключении ими договора в виртуальном пространстве.
Абсолютное большинство потребительских договоров в глобальной сети заключается посредством заполнения готовых форм заказа. Такие формы генерируются автоматически на основании каталожного ассортимента сайта: потребитель выбирает товары и их количество и отправляет их в «корзину», после чего указывает свое имя, контактные данные и сведения для доставки, а при необходимости — оплачивает товар.
При этом, зачастую существует неопределенность субъектного состава, выражающаяся в использовании в сети «Интернет» логинов, IР-адреса, доменного имени, которые не могут обеспечить контрагентам должных гарантий добросовестного исполнения таким полуанонимом своих обязательств. Должным образом гарантирует достоверность определения субъекта договора применение им усиленной электронной подписи, предусмотренной ст. 5 ФЗ «Об электронной подписи» [1, с. 3].
Интернет допускает получение доступа к имеющимся в нем информационным ресурсам под псевдонимом либо вообще анонимно. Как считает Михайленко Е. В.: «Анонимность поведения в сети Интернет является основанием сложности идентификации субъектов: субъект может указывать свое имя (псевдоним), однако сложно проверить его достоверность и проследить, действительно ли действия совершаются одним и тем же лицом под одним и тем же идентификатором или же под одним идентификатором действуют несколько лиц» [4, с. 150]. Однако для заключения сделки стороны все равно обозначают себя каким-либо способом: электронным адресом, псевдонимом в программах для общения либо путем прохождения регистрации на сайте контрагента. С другой стороны, воспользоваться компьютером для отправки такого сообщения, который является акцептом предложению продавца, может любой человек, в том числе и ребенок, который не имеет необходимой для заключения договора дееспособности. Поэтому важно определить, кто является субъектом сделки и обладает ли он сделкоспособностью.
В связи с этим, считаем необходимым проработать возможность четкой идентификации потребителя для защиты продавца от неисполнения тем своих обязательств, ведь в настоящий момент трудно говорить о субъектной определенности в данной сфере общественных отношений. При этом продавец, осуществляя такую идентификацию, обязан обеспечить покупателю защиту персональных данных [2, с.73].
При анализе действующего законодательства Российской Федерации относительно проблемы исследования, возможно прийти к выводу о том, что, правовое регулирование проблемы заключения договоров в сети Интернет в российских нормативно-правовых актах отражено в виду отдельных элементов, которые не несут в себе комплексного подхода к решению поставленного вопроса, и затрагивают лишь поверхностные аспекты рассматриваемого вопроса, в частности: определены лишь общие положения о договоре, которые не принимают во внимание особенности договоров, заключаемых в сети Интернет, установлены нормы дистанционного способа продажи, описаны особенности электронной подписи договора, закреплены правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, а также раскрыты некоторые аспекты интернет-торговли с применением общих понятий о торговле, предусмотрено взаимодействие почтового оператора и получателя, даны разъяснения общим понятиям достоверной и недостоверной информации, рассмотрены проблемы осуществления безналичных расчетов в сети Интернет.
При этом, так и не получили по сей день своего законодательного решения вопросы регулирования электронной коммерции (вопросы, касающиеся заключения договоров в сети Интернет, а также связанные с использованием недобросовестной рекламы, спама, проблема налогообложения предпринимательской деятельности в сети Интернет и прочие); соблюдения авторских и смежных прав в сети Интернет; не дано объемлемое понятие и степень ответственности интернет-провайдеров и владельцев сайтов за содержание и безопасность находящихся на их серверах информации клиентов и пользователей [3, с. 20].
Литература:
- Демьянец М. В., Елин В. М., Жарова А. К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: монография. М, 2014 // СПС «КонсультантПлюс».
- Дмитрик Н. А. Осуществление субъективных гражданских прав с использованием сети Интернет. — М. 2006.
- Минбалеев А. В. Основы правового регулирования сети Интернет. // Право и кибербезопасность. 2014. № 1.
- Михайленко Е. В. Проблемы информационно-правового регулирования отношений в глобальной компьютерной сети Интернет. — М., 2004.
- Симонян А. Л. Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров // Молодой ученый. — 2018. № 4.